Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Решая свои основные задачи по обеспечению законности, защите прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов обще-ства и государства органы прокуратуры наделены существенными полномо-чиями, предоставленными им для устранения выявленных нарушений.
Роль и место документов и документа¬ции в современном мире чрезвы-чайно важно, так как само существование социальной си¬стемы возможно только с помощью инфор¬мационных связей, которые, как правило, находят свое материальное воплощение в до¬кументированной информации. При по-мощи документов осуществляется подавляющее большинство управленче-ских, экономиче¬ских, и иных социальных процессов. Среди всего разнообра-зия документов особую роль играют юридические документы, которые со-держат ту или иную правовую информа¬цию и порождают соответствующие юриди¬чески значимые последствия. В зависимости от характера такой ин-формации юридиче¬ские документы принято подразделять на че¬тыре основ-ных группы: нормативные доку¬менты; ненормативные документы; доку-менты, фиксирующие юридические факты; интерпретационные документы.
Возможность субъектов исполнитель¬ной власти разного уровня прини-мать право¬вые акты проистекает из самого содержания их повседневной ис-полнительно-распоряди¬тельной деятельности. Наделение данных субъектов распорядительными, т.е. государ¬ственно-властными полномочиями выража-ется прежде всего в праве издания подзакон¬ных правовых актов и обязанно-сти обеспече¬ния их исполнения. В ходе реализации своих полномочий органы и должностные лица ор¬ганов исполнительной власти осуществляют различ-ные функции государственного управ¬ления, включая и контрольно-надзорные, из¬давая при этом множество правовых актов.
Несмотря на исключительно важное значение института правовых актов, до сего¬дняшнего дня в федеральном законодатель¬стве нет дефиниции право-вого акта как тако¬вого, нормативного правового акта, индиви¬дуального (не-нормативного) правового акта. Характерной особенностью правовых актов, принимаемых (издаваемых) субъектами ис¬полнительной власти, является от-сутствие четких критериев, определяющих их форму и содержание, что со-здает сложности как в нормотворческой, так и в правоприменитель¬ной дея-тельности. Поэтому необходимость исследования правовых актов, в том чис-ле контрольно-надзорных органов, имеет не только большое практическое, но и теорети¬ческое значение, так как позволяет уяснить правовую природу того или иного акта, его отличительные признаки, назначение, соот¬ношение вида и формы акта с его содержа¬ние, вызываемых юридических последствий, поря-док обжалования и многое другое.
Объектом данной работы являются общественные отношения, возника-ющие сфере прокурорского надзора.
Предметом работы являются нормы действующего законодательства, ре-гламентирующие акты прокурорского реагирования и предъявляемые к ним требования, а так же научная и учебная литература по теме работы.
Целью настощей работы является изучение понятия актов прокурорского реагирования и предъявляемых к ним требований.
Задачами работы ставится:
- рассмотреть понятие актов прокурорского реагирования;
- изучить различия между под актом прокурорского реагирования и актом прокурорского надзора;
- раскрыть понятие и признаки представления прокурора;
- исследовать основные ошибки оформления представления прокурора;
- раскрыть юридическую характеристику протеста, постановления и предостережения о недопустимости нарушения закона.
Теоретико-методологической основой работы послужили различные ме-тоды исследования, необходимые для решения поставленных задач: общена-учный диалектический метод научного познания, метод системного анализа, логический метод, формально-юридический метод.
ГЛАВА 1. АКТЫ ПРОКУРОРСКОГО РЕАГИРОВАНИЯ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
1.1. Понятие актов прокурорского реагирования
Выявленные нарушения прокурор устраняет с помощью актов прокурор-ского реагирования. В законодательстве Российской Федерации не содержит-ся точного понятия актов прокурорского реагирования. Обратимся к специ-альной литературе, рассматривающей данные понятия.
Так Е.Р. Ергашев под актом прокурорского реагирования понимает спе-цифическое установленное законом правовое средство, применяемое указан-ными в законе должностными лицами органов прокуратуры в ходе осуществ-ления своих надзорных и ненадзорных полномочий. По мнению Н.Р. Кореш-никовой, акт прокурорского реагирования - это документ, издаваемый в уста-новленном порядке определенным должностным лицом органов прокурату-ры, являющийся обязательным к рассмотрению для органов (должностных лиц), не находящихся в каком-либо подчинении по отношению к органам прокуратуры. Кожевников О.А. рассматривает акты прокурорского реагиро-вания как предусмотренные законом о прокуратуре формы реализации пол-номочий прокурора по устранению и предупреждению правонарушений. В.Г. Бессарабов указывает, что акты прокурорского реагирования направлены на реализацию полномочий по выявлению нарушений закона, их причин и спо-собствующих им условий. Данную точку зрения поддерживают А.Ф. Соко-лов и С.Е. Якушева.
Таким образом, под актами прокурорского реагирования принято пони-мать закрепленные в специальных документах решения прокуроров властно-распорядительного характера, вынесенные ими при осуществлении прокурор-ских полномочий . Перечень данных актов определён в Федеральном законе от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» , к ним относятся: протест, представление, постановление и предостережение о недопустимости нарушения закона. По своей природе представленные акты являются индивидуальными. В то же время не все перечисленные акты ис-пользуются прокурором при устранении нарушений прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних. Самые распространенные из них - это пред-ставление, постановление и протест.
К актам прокурорского реагирования предъявляются следующие общие требования: своевременность их подготовки, наличие аргументированных вы-водов, установление причин и условий, способствовавших нарушениям зако-нов, предложения об устранении нарушений законов и ответственности ви-новных лиц, оформление юридически и стилистически грамотно и др. В них обязательно должна содержаться следующая информация: наименование прокуратуры, место, время и дата вынесения акта, должностное положение, классный чин, фамилия и инициалы прокурора, вынесшего акт, адресат, кото-рому акт предназначен.
Структура любого акта состоит из описательной и резолютивной части. В описательной части содержится фактическая и юридическая характеристика выявленного правонарушения, его описание. В резолютивной части закрепле-ны требования прокурора, касающиеся принятия мер необходимых для устранения нарушения закона, ответственности виновных лиц. Кроме того, в данных актах прокурор может давать рекомендации по применению конкрет-ных мер для устранения правонарушения.
1.2 Различия между под актом прокурорского реагирования и актом прокурорского надзора
Чтобы сформировать чёткие дефиниции, содержащие разграничения между актами прокурорского реагирования и актами прокурорского надзора, рассмотрим общие и отличительные признаки данных актов. Общие признаки:
1. Акт прокурорского реагирования и акт прокурорского надзора яв-ляются официальными документами, выраженными в письменной форме. Устной формы они иметь не могут, так как являются материальной фиксацией властных полномочий прокурора.
2. Оба акта представляют собой единоличное решение уполномочен-ного сотрудника прокуратуры.
3. Данные акты являются формой реализации полномочий прокурора по реагированию на выявленные нарушения закона.
4. Акт прокурорского реагирования и акт прокурорского надзора но-сят индивидуальный характер, так как они обращены к конкретному лицу, допустившему правонарушение.
5. Исполнение требований акта прокурора является обязательным. Данный признак закреплён законодательно ст. 6 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации». Неиспол-нение требований прокурора, изложенных в акте, влечёт за собой админи-стративную ответственность (ст. 17.7 КоАП РФ).
6. Как и любой юридический документ, акты прокурорского надзора и акты прокурорского реагирования имеют определённую структуру, состоя-щую из нескольких частей: вводной, описательной, мотивировочной и резо-лютивной.
7. Данные акты являются юридическими фактами, поскольку они со-здают, изменяют или прекращают конкретные правоотношения.
8. Акты должны отвечать требованиям законности, справедливости и обоснованности. Нарушение этих требований будет противоречить самой су-ти актов прокурорского реагирования и актов прокурорского надзора, кото-рые направлены на устранение нарушений закона.
Отличительные признаки:
1. Актом реагирования прокурор обращает внимание соответствую-щих должностных лиц на имеющееся нарушение закона. Посредствам актов надзора прокурор обращается к компетентным органам с требованием об устранении нарушений законов и привлечении к ответственности виновных лиц.
2. Акты прокурорского реагирования могут применяться как в надзорной, так и в ненадзорной сфере деятельности прокурора. Акты же про-курорского надзора могут быть использованы прокурором только при осу-ществлении им надзорной функции.
Из приведённых признаков видно, что понятие акта прокурорского реа-гирования вероятно шире, чем понятие акта прокурорского надзора, и вклю-чает это понятие в себя. Так акты реагирования, применяемые в надзорной де-ятельности прокурора, будут именоваться актами прокурорского надзора.
Делая вывод, отметим, что акт прокурорского реагирования - это офици-альный документ, выраженный в письменной форме и имеющий обязатель-ный характер, применяемый в ходе реализации прокурором своих полномо-чий в надзорной и ненадзорной сфере деятельности по реагированию на вы-явленные нарушения закона и отвечающий требованиям законности, справед-ливости и обоснованности. В свою очередь, акт прокурорского надзора - это разновидность акта прокурорского реагирования, применяемая в ходе реали-зации прокурором своих полномочий лишь в надзорной сфере деятельности по выявлению, устранению и предупреждению правонарушений.
Фрагмент для ознакомления
3
I. Специальная литература
1. Артамонов А.Н. О правовой природе предостережения // Вестник Брянского государственного университета. 2019. № 3. С. 131 - 135.
2. Бессарабов В.Г. Прокурорский надзор: Учебник. М.: Проспект, 2008. 306 с.
3. Богданов С.В. Представление прокурора: форма и основные ошибки оформления // Инновации. Наука. Образование. 2021. № 48. С. 813-816.
4. Винокуров А. Ю. Прокурорский надзор : учебник / А. Ю. Вино-куров, Ю. Е. Винокуров ; под общей редакцией А. Ю. Винокурова. — 4-е изд., перераб. и доп. Москва : Издательство Юрайт, 2019. 353 с.
5. Воеводина Т.Г. Пробелы правового регулирования прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних // Пробелы в россий-ском законодательстве. 2015. №6. С. 175-178.
6. Воронин О.В. Прокурорский надзор в Российской Федерации: Вопросы общей части: учеб. пособие. Томск: изд-во НТЛ, 2007. 192 с.
7. Дёмшина И.А. Понятия актов прокурорского реагирования и ак-тов прокурорского надзора через их признаки //Моя профессиональная карье-ра. 2021. Т. 3. № 24. С. 158-163.
8. Ергашев Е. Понятие и классификация правовых средств, применя-емых органами прокуратуры // Российский юридический журнал. 2017. N 1. С. 116.
9. Кодзокова Л.А. Представление прокурора: порядок внесения и обжалования // Цифровая трансформация: образование, наука, обще-ство. Москва, 2019. С. 270-279.
10. Кожевников О.А. Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно - розыскную деятельность, дозна-ние и предварительное следствие: Учеб. пособие. Екатеринбург: Уральская гос. юрид. акад., 2006. 32 с.
11. Корешникова Н. К вопросу о понятии и сущности актов проку-рорского реагирования современной Российской прокуратуры // Пробелы в Российском законодательстве. Юридический журнал. 2019. N 2. С. 301.
12. Прокурорский надзор: учебник для бакалавров / Ю.Е.Винокуров [и др.]; под общ.ред. Ю.Е.Винокурова. - 10-е изд., перераб. и доп. М.: Изда-тельство Юрайт, 2011. 361 с.
13. Соколов А.Ф., Якушева С.Е. Акты прокурорского реагирования: классификация, методика составления: учеб. пособ. Саратов, 2012. 231 с.
14. Усманова Р.М. К вопросу о представлении прокурора // Colloqui-um-journal. 2019. № 8-9 (32). С. 72-73.
15. Цицинская Ю.И. Акты прокурорского реагирования по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних // Моя профессиональная карье-ра. 2020. Т. 2. № 14. С. 130-135.
II. Нормативные правовые акты
16. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голо-сованием 12.12.1993) [с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года] // Российская газета. — 2020. — 04 июля.
17. Арбитражный процессуальный кодекс РФ // Собрание законода-тельства Российской Федерации. 2002. № 30. Ст. 3012.
18. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: фе-дер. закон от 14.11.2002 № 138-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 46. Ст. 4532.
19. Кодекс административного судопроизводства РФ // Собрание за-конодательства Российской Федерации. 2015. №10. Ст. 1391.
20. Кодекс административного судопроизводства Российской Феде-рации от 08.03.2015 № 21-ФЗ (ред. от 30.12.2021) // Собрание законодатель-ства Российской Федерации. 2015. № 10. Ст. 1391.
21. О прокуратуре Российской Федерации: федер. закон от 17.01.1992 № 2202-1 // Собрание законодательства Российской Федерации. 20.11.1995. № 47. Ст. 4472.
22. О применении предостережения о недопустимости нарушения за-кона : Указание Генпроку¬ратуры РФ от 06.07.1999 № 39/7 (с изм. от 16.10.2000) // Сборник основных организационно - распорядительных доку-ментов Генпрокуратуры РФ. - 2004. - Режим доступа: http://www.consultant.ru (Дата обращения 03.04.2022).
III. Практика
23. Определение Конституционного суда РФ от 24.02.05 № 84-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Моторичевой И.И.» . – Документ опубликован не был. – Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс». – Режим доступа: http: // www. consultant.ru, свободный (дата обращения: 11.03.2022). – Загл. c экрана.
24. Постановление Верховного суда РФ от 16.12.16 № 78-АД16-38. – Документ опубликован не был. – Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс». – Режим доступа: http: // www. consultant.ru, свободный (дата обращения: 11.03.2022). – Загл. c экрана.
25. Определение Верховного суда РФ от 06.07.2016 №88-КГ16-2. – Документ опубликован не был. – Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс». – Режим доступа: http: // www. consultant.ru, свободный (дата обращения: 11.03.2022). – Загл. c экрана.
26. Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 23.03.16 № Ф01-574/2016 по делу № А17- 3351/2015. – Документ опублико-ван не был. – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http: // www. consultant.ru, свободный (дата обращения: 11.03.2022). – Загл. c экрана.