Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Изделия, выполненные из керамики, экологически чистые и сейчас это очень ценится. Возможно создавать любую уникальную форму — посуда, различные украшения, предметы интерьера, границ нет и это стильно.
Для большинства производителей керамических товаров финансово-экономический кризис является одним из редких в последние годы шансов повысить конкурентоспособность предлагаемой продукции. Столкнувшись с общими проблемами отрасли (снижение спроса, финансовые разрывы, сокращение персонала и прочее), российские предприятия получили несоизмеримо больше - вернувшуюся лояльность покупателей, оптовиков и ритейлеров, столкнувшихся с проблемами поставок импортной посуды.
Таким образом, исследование ассортимента и качества керамических бытовых товаров, с целью выявления направлений для повышения конкурентоспособности предлагаемой продукции является актуальной и представляет не только теоретических, но и практический интерес.
Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме проведения товароведной экспертизы керамической посуды в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью.
Проблематика исследования обусловлена высокой заинтересованностью российских производителей в данном направлении в силу усиливающегося спроса на данный вид товара. При этом единой методологии оценки керамической посуды в российской практике не разработано, что, несомненно, повышает значимость проводимого исследования.
Целью исследования является изучение товароведной экспертизы керамической посуды с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены и решения следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты средств товарной экспертизы и рассмотреть их классификацию.
2. Исследовать методологию товароведческой экспертизы керамической посуды.
3. Исследовать ассортимент керамической посуды.
При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.
Объектом данного исследования является анализ условий характеристика современных средств проведения товароведной экспертизы керамической посуды.
Информационная база представлена нормативными актами, ГОСТами, разработками российских ученых.
1 Товароведная характеристика керамической посуды
1.1 История возникновения керамической посуды
Керамика – глина, а также первый искусственный материал, полученный человеком из природного сырья около 30 тысяч лет назад. Технология изготовления керамических изделий развивалась от самой простой ручной лепки и первого механизма – гончарного круга, до современных экструзионных машин и прессов, а также керамических 3D принтеров.
Керамика в узком смысле означает глину, прошедшую обжиг. Из глины, прошедшей обработку, изготавливают предметы быта, кухонную посуду или элементы декора. В процессе обжига материал меняет свой цвет и становится прочным. Месторождения глины с различным химическим составом можно встретить по всему миру. Многие ученые-историки считают, что керамика может быть первым искусственным материалом, созданным человеком. Керамическое производство относится к числу наиболее древних на земле. Это означает, что история керамики уходит в глубокую древность. Изначально керамические изделия изготавливались полностью вручную. Лишь около 5000 лет назад появился гончарный круг. Это значительно облегчило задачу и ускорило процесс работы.
Изделия, полученные в ходе спекания различных сортов глины с минеральными примесями, относят к керамике.
Термин имеет греческое происхождение и в переводе означает «глина». Ассортимент керамических изделий очень широк – предметы посуды, вазы, фигурки, картины, чайники, подсвечники и др.
Керамика зародилась в древнейшие времена, она развивалась одновременно в разных районах планеты, а важным событием в ее истории является появление гончарного круга (рис.1).
Рис. 1. Горшок эпохи неолита
Развитие керамического производства шло на уровне прикладного искусства. Уже остатки первобытной посуды, найденные археологами, имели орнамент, правда, первоначально наделенный магическим значением.
В художественной керамике особым событием стало появление на Древнем Востоке цветной глазури. В Древнем Иране стены храмов украшали рельефные глазурованные панно, а изделия Древней Греции являлись удивительными произведениями керамического искусства.
На сосудах, сделанных из простой глины, древнегреческие мастера делали роспись черным лаком, художники изображали на них сцены повседневной жизни, мифические сюжеты, спортивные состязания.
Керамические изделия Персии и Средней Азии получили в Средние века мировое признание.
Высоко ценились разноцветные, расписанные затейливыми орнаментами-арабесками блюда, глазурованные вазы.
В мусульманских странах керамическое производство было особенно широко развито, потому что их религия запрещала в быту использовать металлическую посуду.
Керамика в Европе претерпела второе рождение в эпоху Ренессанса. Итальянские мастера на своих вазах, блюдах, картинах использовали яркие пейзажи и сцены из Библии. В это время свое развитие получает майолика – вид итальянской керамики, изделиями из которой были украшены многие храмы и дворцы.
Несмотря на то, что со временем методики производства керамических изделий и технологии видоизменились, производство керамических изделий с помощью гончарного круга, остается неизменным. Конечно, на фарфоровых заводах используется литье в гипсовые формы, но только на гончарном круге можно изготовить глиняный шедевр.
Форма посуды имела очень большое значение. Она определялась предназначением сосуда, а исходя из этого, к нему подбирали цвет и орнамент.
Для гончарных изделий наиболее распространенной была округлая форма, потому что символ круга был самым древним орнаментом и формой. Для обозначения круглой формы славяне использовали два слова – «круг» и «коло», отличавшиеся по своему значению. Несколько меньше распространялись квадратные формы и узоры.
Посуда необходима в хозяйстве, потребность в ней возникла тогда, когда древний человек понял необходимость запасать пищу, а потом готовить в ней.
Сама керамика является маркером для датирования культурных слоев, которые открываются археологам при раскопках. Множество форм керамической посуде придумали древние греки, и самой известной стала амфора, представляющая собой сосуд яйцеобразной формы с двумя ручками.
Сейчас можно увидеть огромное количество керамистов, которые делают свои изделия используя различные техники. В Instagram вы сможете найти очень много работ как российских, так и зарубежных художников и скульпторов. Сейчас стало очень популярно участвовать в коллаборациях с известными брендами. Например, Acne Studios активно сотрудничает с такими керамистами, как Apollinaria Broche, Grant Levy-Lucero, Bettunika уже не первый год. И это не может не радовать, т.к. даёт художникам новые возможности, а брендам добавлять новые краски в свои коллекции.
1.2 Потребительские свойства керамической посуды
Керамические изделия, так же, как и стеклянные, входят в группу силикатных товаров.
Керамика – это изделия из глины (или глинистых веществ) с минеральными добавками или без них, полученные путем формования и последующего обжига для придания прочности. В зависимости от температуры обжига, а также состава массы черепок керамических изделий может получиться пористым или плотным (спекшимся). Чтобы сделать поверхность керамических изделий гладкой, легко очищающейся и не впитывающей влаги, ее покрывают глазурью (тонким слоем стеклообразной массы).
Керамика является одним из древнейших материалов, используемых для изготовления посуды и других изделий. Она обладает рядом положительных свойств: прочностью, термостойкостью, экологической и химической безопасностью, изделия из нее обладают высоким эстетическим потенциалом, это и определяет ее широкое использование.
Потребительские свойства:
Функциональные– зависят от типа керамики, размеров, вместимости изделий, устойчивости их на поверхности, термостойкости и влагостойкости.
Надёжность– характеризуется прочностью к удару, устойчивостью к изгибу, прочностью к истиранию глазури.
Эстетические– зависят от белизны, блеска глазури, просвечиваемости черепка, формы и отделки изделия.
Эргономические– характеризуются гигиеничностью и удобством пользования.
Экономические– зависят от типа керамики, способа производства и группы украшений.
1.3 Факторы, формирующие потребительские свойства и качества керамической посуды
Качество бытовых товаров из керамики формируется на стадии проектирования и производственного исполне¬ния и сохраняется в сфере обращения.
Требования к качеству можно объединить в следующие группы:
требования к образцу-эталону;
требования к производственному исполнению изделий;
требования к маркировке и сопроводительной доку¬ментации;
требования к таре, упаковке и правильности транс¬портирования.
Керамические бытовые товары, как и стеклянные, при¬нимаются по качеству выборочно («видимый» и «слытги- мый» бой) или стопроцентно; при этом в первую очередь проверяется соответствие изделий утвержденному образцу- эталону по форме, декоративному решению, размерам, под¬бору и количеству предметов в комплекте и т. п.
Маркировка, наносимая на дно изделия, должна содержать товарный знак завода-изготовителя с указанием сорта изделия. Первый сорт маркируется красной несмывающейся краской, а второй - синей или зеленой. Маркировка на ярлыке индивидуальной или транспортной тары должна содержать товарный знак, наименование и адрес завода-изготовителя, указание на вид керамики, наименование изделия, его количество, сорт, нормативный документ, которому по качественным показателям данное изделие соответствует. Для импортных товаров обязательно указывается страна происхождения.
Требования к упаковке, транспортированию и хранению ке¬рамических товаров идентичны соответствующим требованиям в отношении стеклянных товаров.
Каждое фарфоровое и фаянсовое изделие маркируют товарным знаком, который наносят на центр дна изделия керамической краской и закрепляют обжигом. Товарный знак должен быть четким [9; 275].
При упаковывании посуды применяют тару потребительскую (коробки из картона, бумаги и комбинированных материалов); пачки из картона, бумаги и комбинированных материалов и пакеты бумажные и из комбинированных материалов, материалы вспомогательные (бумагу оберточную и прокладочную, картон гофрированный, термоусадочные материалы, пленку полиэтиленовую, полистирол, древесную стружку и др.); тару транспортную (ящики деревянные и ящики из гофрированного картона).
Чашки с блюдцами укладывают следующим способом: чашку вверх дном помещают на блюдце с лицевой стороны, предварительно переложенное бумагой, и оборачивают бумагой. Затем формуют стопу, содержащую от двух до двенадцати изделий, которую также оборачивают бумагой. Допустимо формование стоп, составленных отдельно из чашек и блюдец. Плоские изделия заворачивают в бумагу через одно изделие, а затем в пакет по 250 штук. Укрупненный пакет перевязывают шпагатом или заклеивают бумажной лентой и наклеивают ярлык с указанием завода-производителя и его адреса, наименования изделия, количество изделий в пакете, сорта, даты упаковки, номера упаковщика и номера ГОСТа или ТУ. При упаковывании пакетов сервизов, наборов, гарнитуров укладывают изделия одного сорта и одного декоративного оформления: каждый предмет оборачивают бумагой. Затем посуду укладывают в потребительскую и транспортную тару. Изделия сувенирного и подарочного назначения укладывают в коробки из гофрированного картона, на которые наклеивают художественно оформленные этикетки
При приемке керамических изделий по качеству про¬веряется соответствие их сорту, указанному на изделиях и В сопроводительной документации. Фарфоро-фаянсовые и майоликовые изделия подразделяются на два сорта. Ос-новным принципом сортировки является учет типа кера¬мики, назначения и вида изделия, его размеров, количе¬ства, места расположения дефектов, степени их выражен¬ности и размеров.
Маркировка, наносимая на дно изделия, должна содержать товарный знак завода-изготовителя с указанием сорта изделия. Первый сорт маркируется красной несмывающейся краской, а второй - синей или зеленой. Маркировка на ярлыке индивидуальной или транспортной тары должна содержать товарный знак, наименование и адрес завода-изготовителя, указание на вид керамики, наименование изделия, его количество, сорт, нормативный документ, которому по качественным показателям данное изделие соответствует. Для импортных товаров обязательно указывается страна происхождения.
Требования к, упаковке, транспортированию и хранению ке¬рамических товаров идентичны соответствующим требованиям в отношении стеклянны