Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В современном обществе востребована личность, способная быстро адаптироваться к меняющимся условиям жизни, социально активная, готовая к творческой самореализации. В развитии такой личности ребенка ведущей должна быть личностно ориентированная модель воспитания и обучения, направленная на создание оптимальных условий для реализации личностного потенциала, формирования индивидуальности и самоценности каждого ребенка. Такой подход требует учета и оптимизации познавательных психических состояний, вызываемых ситуацией осуществления учебной деятельности, на основе выявления их причин и происхождения [16].
Эти технологии рассчитаны на гарантированное и эффективное достижение педагогических целей и интеллектуальное развитие обучающихся. В педагогическом процессе их часто называют активными, так как их использование приводит к высокому уровню внутренней и внешней активности обучающихся.
Эвристический метод обучения (А.В. Хуторской) — способ организации творческих, продуктивных процессов мышления обучающихся путем овладения ими новыми, более рациональными вариантами действий в новых ситуациях [83].
Объект исследования – процесс обучения.
Предмет исследования – эвристический метод обучения.
Цель исследования – изучить эвристический метод обучения.
Цель и предмет исследования определили ее задачи:
- рассмотреть особенности эвристического метода обучении;
- проанализировать методы эвристического обучения;
- провести экспериментальное исследование развития применения эвристического обучения.
Методологической базой и теоретической основой исследования явились принципы единства субъективного и объективного в любом психическом явлении (С.Л. Рубинштейн), психолого-педагогические концепции личностного развития (Б.Г. Ананьев, Д.И. Фельдштейн), теоретические подходы к сущности и классификации психических состояний человека (В.А. Ганзен, А.О. Прохоров).
Теоретическая значимость исследования: углублены научные представления об эвристическом методе обучения.
Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы исследования могут быть использованы в практике работы педагогов образовательных учреждений.
Работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. Теоретические основы эвристических форм и методов обучения
1.1.Понятие эвристического обучения
Среди множества инновационных методик обучения выделяют эвристическое обучение, прообразом которого является метод вопросов и рассуждений, который был создан Сократом, другими словами, «сократовская ирония». Известно, что древнегреческий философ приводил своих учеников к истинному суждению через диалог. Вначале он задавал общий вопрос, а получив ответ, вновь вводил уточняющий вопрос и так до получения окончательного ответа [39].
Современная педагогика становится все более пластичной и позволяет родителям и учителям использовать большое количество разнообразных методик обучения. Выбрать можно любую методику, но главное была бы она была эффективна и не вредила ребенку. Одной из популярных инновационных методик обучения является эвристическое обучение[34]. В переводе с греческого heurisko – «открываю», «отыскиваю», «нахожу». Речь идет о нахождении знаний, ответов на поставленные вопросы. Истоки эвристического обучения были найдены в Древней Греции, в методе античного философа Сократа. Он называл используемый им метод обучения майевтикой, что буквально переводится с греческого как повивальное искусство. Сократ задавал своим ученикам вопросы и побуждал их к рассуждению, наталкивал на мысли; так в беседе рождалось знание. [34].
Эвристическое обучение – это обучение, которое ставит основную цель в виде конструирования учеником собственного смысла, целей, а также содержания образования и процесса его организации, диагностики и осознания [85]. Эвристическое обучение для обучающихся является непрерывным открытием нового [85].
Эвристическое обучение ставит своей целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания. Личный опыт учащегося переходит в компонент его образования, а содержание обучения создается в процессе деятельности ученика [85]. Цель эвристического обучения основывается на том, что не происходит передачи личного прошлого опыта учителя ученикам, он сам создает собственный опыт и продукцию, ученик ориентируется на конструирование будущего.
Неотделимой целью эвристического обучения также является помощь ученику в формулировке и создании собственного смысла, целей и содержания образования, процесса организации своих знаний, диагностики и осознания проделанной им работы [86]. Эвристическую деятельность часто связывают с творческой деятельностью, но первое понятие является более обширным и имеет ряд отличий. Эвристическая деятельность включает в себя сам творческий процесс по созданию образовательной продукции. Одной из составляющих эвристической деятельности являются познавательные процессы, которые необходимы для сопровождения творчества. В эвристической деятельности организационные, психологические, методологические и другие процессы обеспечивают как творческую, так и познавательную деятельность [87].
В эвристическом обучении есть одна главная особенность, которая заключается в изучение образовательных стандартов, в связи с этим личное творчество ученика меняется местами. Изначально ученик самостоятельно создает образовательную продукцию, а уже после он должен сопоставить еѐ с достижениями человечества, закрепленными в образовательных стандартах. При таких условиях у ученика существует возможность усвоить и стандарты, и самостоятельную творческую деятельность [88].
Несмотря на большой возраст метода, понятие эвристического обучения в педагогике стало использоваться сравнительно недавно. Следовательно, отсутствует единая трактовка: эвристическое обучение может рассматриваться как форма обучения (к примеру, эвристическая беседа), метод обучения (скажем, мозговой штурм) или технологию творческого развития учеников [80].
Эвристическое обучение способно сочетать в себе как творческую, так и познавательную деятельность. Учитель не должен давать ученику готовые знания; он должен предоставить ему объект, знаниями о котором должен овладеть ученик. Объектом может выступать биологическое событие, природное явление, материал для моделирования и т.п. На его основе ученик должен создать продукт деятельности, например, гипотезу, интеллект-карту, текст, модель, схему, изделие.
Результат творческой деятельности обучающегося может быть абсолютно непредсказуемым, как правило результат зависит от личности ученика. Только после этого ученик с помощью педагога должен сопоставить результат с известными достижениями в этой области (естественнонаучными аналогами), переосмыслить его [18].
Итоговой целью эвристического обучения является не получение конкретных знаний, а творческая самореализация ученика. Соответственно, оценивается не усвоение ребенком определенных знаний по конкретному предмету, а его творческие достижения в этой сфере. Эвристическое обучение основывается на определенных принципах. Среди которых: личностное целеполагание ученика; выбор индивидуальной образовательной траектории; метапредметные основы содержания образования; продуктивность обучения; первичность образовательной продукции учащегося; ситуативность обучения; образовательная рефлексия.
В настоящие время часто путают эвристическое обучение с проблемным, но между данными методами есть существенные различия. У познавательной задачи - проблема, которую педагог ставит перед ребенком в проблемном обучении, существует конкретное решение или хотя бы
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Андреев, В. И. Педагогическая эвристика для творческого саморазвития [Текст] / В. И. Андреев. — Казань: Центр инновационных технологий, 2015. — 288 с.
2. Андреев, В. И. Педагогика творческого саморазвития [Текст] / В. И. Андреев. — Казань: Изд-во Казанского университета, 1996. - 567 с.
3. Андреев, В. И. Эвристика для творческого саморазвития [Текст] : учебное пособие / В. И. Андреев. – Казань, 1994. – 247 с.
4. Андреева, Н. Д. Методика обучения биологии в современной школе. Учебник и практикум [Текст] : учеб. Пособие / Н. Д. Андреева, И. Ю. Азизова, Н. В. Малиновская ; под ред. Н. Д. Андреевой. – М. : Юрайт, 2017. – 294 с.
5. Андреева, Н. Д. Методика обучения биологии. История становления и развития [Текст] : учеб. пособие / Н. Д. Андреева, Н. В. Малиновская, В. П. Соломин ; под ред. Н. Д. Андреевой. – М. : Юрайт, 2018. – 166 с.
6. Арбузова, Е. Н. Методика обучения биологии [Текст] / Е. Н. Арбузова. – М. : Юрайт, 2018. – 274 с.
7. Асмолов, А. Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа [Текст] / А. Г. Асмолов. – М. : Издательство МГУ, 1990. – 367 с.
8. Ахаян, Т. К. Ориентация и деятельность школьников [Текст] / Т. К. Ахаян, А. В. Кирьянова – М. : Прометей, 1991. – 160 с.
9. Бакулевская, С. С. Становление интеллектуально-творческой деятельности старшеклассника в процессе решения эвристических задач [Текст]: автореф. дис. канд. пед. наук : 13.00.01 / С. С. Бакулевская ; Волгоградский гос. пед. ун-т. – Волгоград, 2001. - 23 с.
10. Бабанский, Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса обучения [Текст] / Ю. К. Бабанский. – М. : Просвещение, 1991. - 154 с.
11. Басова, Н. В. Педагогика и практическая психология [Текст] / Н. В. Басова. – Ростов н/Д : Феникс, 2000. – 176 с. 101
12. Бедерханова, В. П. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности [Текст] : учебное пособие / В. П. Бедерханова, П. Б. Бондарев. – Краснодар, 2000. - 54 с.
13. Белкин, А. С. Основы возрастной педагогики [Текст]: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / А. С. Белкин. – М. : Академия, 2000. – 192с.
14. Васильков, В. Н. Эвристический диалог в структуре вузовского обучения [Текст] / В. Н. Васильков, В. И. Турковский. – Воронеж: ВГУ, 2002. – 84 с.
15. Вишнякова, Н.Ф. Креативная психопедагогика. Психология творческого обучения [Текст] / Н.Ф. Вишнякова. – Минск, 1995. — 240 с.
16. Воронин, В. Н. Интеграция эвристических и технологических подходов проектирования дидактических комплексов в вузе [Текст] / В. Н. Воронин. – Тольятти: Мир, 2003. – 274 с.
17. Вульфов, Б. З. Педагогика рефлексии [Текст] / Б. З. Вульфов, В. Н. Харькин. – М. : Машстр, 1995. -122 с.
18. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка [Текст] / Л. С. Выготский. – М. : Эксмо-Пресс, 2003. – 512 с.
19. Выготский, JI. C. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский. – М. : Педагогика, 1996. - 351 с.
20. Глуховская, Е. А. Развитие творческого потенциала старшего школьника в учебной деятельности [Текст] / Е. А. Глуховская. – Оренбург, 1997. – 250 с.
21. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Том 1 [Текст] / В. И. Даль. – М. : Терра, 2000. – 812 с.
22. Деркач, А. А. Педагогическая эвристика: Искусство овладения иностранным языком [Текст] / А. А. Деркач, С. Ф. Щербак. – М.: Педагогика, 1991. – 224 с.
23. Дьюи, Дж. Психология и педагогика мышления [Текст] / Джордж Дьюи – М. : Лабиринт, 1999. – 186 с. 102
24. Загвязинский, В. И. Педагогическое творчество учителя [Текст] / В. И. Загвязинский – М. : Педагогика, 1987. – 160 с.
25. Заир-Бек, Е. С. Формотворчество в педагогике конструирование личностью ориентированного обучения [Текст] : методические материалы / Е. С. Заир-Бек. – СПб. : СПбГДЮТ, 1995. – 28 с.
26. Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст] : учебное пособие для вузов / И. А. Зимняя. – М. : Логос, 2002. – 384 с.
27. Иванова, Т. В. Общая методика обучения биологии в школе [Текст] / Т. В. Иванова. – М. : Дрофа, 2010. – 272 с.
28. Ильин, В. В. Теория познания. Эвристика. Креатология [Текст] / В. В. Ильин. – М. : Проспект, 2018. – 176 с.
29. Ильин, В. П. Психология творчества, креативности, одаренности [Текст] / В. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2013. – 448 с.
30. Илюшин, Л. С. Ориентация педагога на личностные достижения учащихся в общеобразовательной школе [Текст] : автореф. дис. . канд. пед. наук / Л. С. Илюшин. – СПб.:1995. – 22 с.
31. Каган, М. С. О педагогическом аспекте теории диалога [Текст] / М. С. Каган // Диалог в образовании : Сб. материалов конф. – СПб., 2002. - Вып. 22. - 214-224 с.
32. Кайдалов, В.А. Философия образования и современная педагогика [Текст] / В.А. Кайдалов // Философия образования начала третьего тысячелетия : взгляд в будущее : Материалы обл. науч.-практ. конф. Пермь, 2000. - 4.1. - 5-10 с
33. Кан-Калик, В. А. Педагогическое творчество [Текст] / В. А. КанКалик, Н. Д. Никандров. – М. : Педагогика, 1990. – 144 с.
34. Каптерев, П. Ф. Эвристическая форма обучения в народной школе [Текст] //Антология педагогической мысли России второй половины XIX – начала XX в. / П. Ф. Каптерев. – М. : Педагогика, 1990. – 307 с.
35. Козырева, А.Ю. Лекции по педагогике и психологи творчества [Текст] / А. Ю. Козырева. – Пенза, 1994. 342 с.
36. Король, А. Д. Диалоговый подход к организации эвристического обучения [Текст] / А. Д. Король. – М. : Педагогика, 2007. – №9. – 18-25 с.
37. Король, А. Д. Метод эвристического диалога в технологии творческой самореализации учащихся [Текст] / А. Д. Король // Ученик в обновляющейся школе. Сборник научных трудов / под ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского. – М. : ИОСО РАО, 2002. – C. 173-181.
38. Краевский, В. В. Основы обучения: Дидактика и методика [Текст] : учеб. Пособие / В. В. Краевский, А. В. Хуторской. – М. : Издательский центр «Академия», 2007. – 352 с.
39. Кулюткин, Ю. К. Эвристические методы в структуре решений [Текст] / Ю. К. Кулюткин. – М.: Педагогика, 1970. – 232 с.
40. Латыпов, Н.Н. Инженерная эвристика [Текст] / Н. Н. Латыпов, Д. А. Гаврилов, С. В. Ёлкин : под ред. А.А. Вассермана. — М. : Астрель, 2012. — 320 с.
41. Латыпов, Н. Н. Самоучитель игры на извилинах [Текст] / Н. Н. Латыпов, Д. А. Гаврилов, С. В. Ёлкин ; под ред. А.А. Вассермана. — М. : АСТ, 2012. — 320 с.
42. Лернер, И. Я. Дидактические основы методов обучения [Текст] / И. Я. Лихачев. – М. : Педагогика, 1981. – 186 с.
43. Лихачев, Б. Т. Педагогика Курс лекций [Текст] / Б. Т. Лихачев. – СПб. : Владос, 2010. – 647 с
44. Морозов, А. В. Креативная педагогика и психология [Текст]: учебное пособие для вузов / А. В. Морозов, Д. В. Чернилевский. – М. : Академический Проект, 2004. – 196 с.
45. Муравьѐва, Г.Е. Проектирование образовательного процесса в школе [Текст] : автореф. дис. … д-ра пед. Наук : 13.00.01 / Г. Е. Муравьева; Ярослав. гос. пед. ун-т им. К. Д. Ушинского – Ярославль, 2003. – 39 с.
46. Никишов, А. И. Методика обучения биологии в школе [Текст] / А. И. Никишов. – СПб. : Владос, 2014. – 183 с.
47. Орешина, Е. Е. Методика обучения обсуждению проблемы в форме дебатов [Текст] : дис. … канд. педаг. наук : 13.00.02 / Е. Е. Орешина ; Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина – Тамбов, 2008. – 187 с.
48. Орлов, А. Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики [Текст] / А. Б. Орлов. – М. : Академия, 2002. – 272 с.
49. Орлов, В. А. Психодидактические аспекты проектирования образовательной среды [Текст] / В. А. Орлов, В. П. Лебедева// Стандарты и мониторинг в образовании : сб. ст. 4. 2000. – 20 с.
50. Пасечник, В. В. Биология. Индивидуально-групповая учебнопознавательная деятельность учащихся. 5 класс. Пособие для учителей [Текст] / В. В. Пасечник. – М. : Просвещение, 2017. – 96 с.
51. Пасечник, В. В. Биология. Индивидуально-групповая учебнопознавательная деятельность учащихся. 6 класс. Пособие для учителей [Текст] / В. В. Пасечник. – М. : Просвещение, 2017. – 96 с.
52. Пахомова, Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении [Текст] : пособие для учителей и студентов педагогических вузов / Н. Ю. Пахомова. – М. : АРКТИ, 2003. – 112 с.
53. Плескацевич, Н.М. Эвристическая беседа и ее роль в процессе обучения (На материале предметов гуманитарного цикла в средних классах школы) [Текст] : дис. … канд. пед. Наук: 730 / Н. М. Плескацевич; Минский гос. пед. ин-т им. А. М. Горького. – Минск, 1969. - 220 с.
54. Плигин, А. А. Личностно-ориентированное образование. История и практика. Монография [Текст] / А. А. Плигин. – М. : Профит Стайл, 2007. – 432 с.
55. Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс. В 2 кн. Кн. 1. Общие основы, процесс обучения [Текст] / И. П. Подласый. – М. : ВЛАДОС, 2000. – 576 с.
56. Равен, Джон. Педагогическое тестирование: проблемы, заблуждения, перспективы: Пер. с англ. [Текст] / Джон Равен. – М. : КогитоЦентр, 2001. – 142 с.
57. Рагозина, Л. Д. Формирование жизненного опыта учащихся [Текст] : учеб. пособие / Л. Д. Рагозина, Н. Е. Щуркова. – М. : Педагогическое общество России, 2002 – 160 с.
58. Разумова, А. Г. Участие в дистанционных эвристических олимпиадах: цели и результаты [Текст] / А. Г. Разумова // Смыслы и цели образования: инновационный аспект: сб. науч. тр. / под ред. А.В.Хуторского. – М. : Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. – С.246-250.
59. Рипли, А. Лучшие в мире ученики, или Как научить детей учиться. Опыт передовых педагогов - учителям и родителям [Текст] / А. Рипли. – М. : Эксмо, 2015. – 304 с.
60. Романенко, Н. М. Воспитание у будущих учителей основ творческого подхода к педагогической деятельности [Текст] : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / Н. М. Романенко; Волгоградский пед. ин-т. – Волгоград, 1991 -17 с.
61. Рындак, В. Г. Методологические основы образования. Оренбург [Текст] / В. Г. Рындак. - Орел : ОГАУ, 2000. – 192 с
62. Смирнов, С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / С. Д. Смирнов. - М. : Академия, 2001. – 304 с
63. Соломатин, А. М. Управление введением стандарта второго поколения. Стратегические приоритеты и тактика организационных решений. Материалы участника личностно-ориентированного модуля [Текст] : учебно-методическое пособие / А. М. Соломатин, Л. М. Бочарникова. – М. : Академкнига, 2013. – 56 с.
64. Степанов, Е. Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания [Текст] : учеб. Пособие / Е. Н. Степанов, Л. М. Лузина. – М. : Сфера, 2003. – 160 с
65. Сухорукова, Л. Н. Биология. Живой организм. 5-6 классы [Текст] : учебн. пособие / Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко, И. Я. Колесникова; под ред. М. А. Ефремова. – М. : Просвещение, 2018. – 143 с.
66. Сухорукова, Л. Н. Биология. Живой организм. 5-6 классы. Поурочные методические рекомендации [Текст] : пособие для учителей / Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко, Е. А. Дмитриева. М. : Просвещение, 2012. – 112 с.
67. Сухорукова, Л. Н. Живой организм. Тетрадь-тренажер. 5-6 классы [Текст] : пособие для учащихся / Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко, О. Г. Котляр. М. : Просвещение, 2012. – 47 с
68. Сухорукова, Л. Н. Биология. Живой организм. 5-6 классы. Тетрадь-экзаменатор [Текст] : : пособие для учащихся / Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко. М. : 2015. – 48 с.
69. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М. : 2013г.
70. Ходякова, Н.В. Личностно-развивающая образовательная среда: концепцияи технологии проектирования [Текст] : моногр. / Н.В. Ходякова ; М-во внутр. дел Рос. Федерации, Волгогр. акад. Волгоград : ВА МВД России, 2003. - 121 с
71. Холодная, М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования [Текст] / М. А. Холодная. –М. : Изд-во «Барс». 1997. – 392с.
72. Хуторской, А. В. Взаимодействие эвристического и нормативного компонентов образования: анализ экспериментальных данных [Текст] / А. В. Хуторской // Воспитательно-образовательный процесс: устремление к идеалу : сб. науч. тр. / гл. ред. П. В. Конаныхин. – М. Серпухов, 1996. 154-158 с.
73. Хуторской, А. В. Дидактический смысл эвристических способностей [Текст] / А. В. Хуторской // Совершенствование 107 образовательного процесса и управления им: сб. науч. трудов вып. 1 / гл. ред. В. П. Симонова. – М. : Международная педагогическая академия, 1997. – Вып. 1. – С. 85-86.
74. Хуторской, А. В. Дидактика. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения [Текст] / А. В. Хуторской. СПб. : Питер СПб, 2017. – 720 с.
75. Хуторской, А. В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения [Текст] / А. В. Хуторской. М. : МГУ, 2003. – 416 с.
76. Хуторской, А. В. Информационно-педагогический модуль ―Концепция ―Дидактическая эвристика‖ // Педагогика: учеб. пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / гл. ред. П. И. Пидкасистого. - М. : Российское педагогическое агенство, 1995. - С. 613-614.
77. Хуторской, А. В. Метапредметный подход в обучении [Текст] : научно-методическое пособие / А. В. Хуторской. – М. : Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. — 74 с
78. Хуторской, А. В. Мироведение: Эвристическое пособие для учеников 5-9 классов [Текст] / А. В. Хуторской. – Ногинск : ИЧП "Школа свободного развития", 1995. – 94 с
79. Хуторской, А. В. Модель образовательной среды в дистанционном эвристическом обучении [Текст] / А. В. Хуторской // Образовательная среда сегодня и завтра: материалы II Всероссийской научно-практической конференции / гл. ред. В. И. Солдаткин. – М.: Рособразование, 2005. – С.132-134
80. Хуторской, А. В. О занятиях методом эвристического погружения [Текст] / А. В. Хуторской // Методика погружения: за и против: сб. ст. / гл. ред. А. А. Остапенко. – Краснодар: АЭСПК, 1995. - С. 57-63.
81. Хуторской, А. В. Современная дидактика. Издание второе, переработанное [Текст] / А. В. Хуторской. М. : Высшая школа, 2007. – 639 с.
82. Хуторской, А. В. Современная дидактика [Текст]: Учебник для вузов / А. В. Хуторской. – СПб: Питер, 2001. - 544 с
83. Хуторской, А. В. Структура эвристических способностей учащихся [Текст] / А. В. Хуторской // Психология способностей: Современное состояние и перспективы исследований: материалы науч. конф., посвящ. памяти В. Н. Дружинина. – М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. – С.72-75.
84. Хуторской, А. В. Ученик как источник знаний: технология организации эвристической деятельности [Текст] / А. В. Хуторской // Стимулирование познавательной деятельности студентов и школьников: Материалы Межвузовской научно-практической конференции / гл. ред. И. П. Андриади. – М.: МГПУ, 2002. – С.12-16.
85. Хуторской, А. В. Эвристические методы как инструмент инновационного обучения [Текст] / А. В. Хуторской // Инновации в общеобразовательной школе. Методы обучения. Сборник научных трудов / гл. ред. А. В. Хуторского. – М. : ГНУ ИСМО РАО, 2006. – С.108-118.
86. Хуторской, А. В. Эвристическая модель образования деятельности [Текст] / А. В. Хуторской // Дополнительное профессиональное образование педагога: опыт и тенденции развития: Материалы межрегиональной науч.-практич. конференции : ч.II. - Екатеринбург, 1998. - С.31-43.
87. Хуторской, А. В. Эвристическое обучение как технология творческой самореализации учащихся и предпосылка их жизненного успеха [Электронный ресурс] // Интернет-журнал "Эйдос". 2006. URL: http://www.eidos.ru/journal/2006/0829.htm (дата обращения: 18.03.2018).
88. Хуторской, А. В. Эвристическое обучение: теория, методология, практика [Текст] / А. В. Хуторской. – М.: Международная педагогическая академия, 1998. — 266 с.
89. Хуторской, А. В. Эвристическая ситуация как метод самореализации творческого потенциала ученика и учителя [Текст] / А. В. Хуторской // Творческая личность учителя: проблемы теории и практики: сб. 109 науч. трудов / гл. ред. Н. В. Гузий. - Киев: Украин. гос. пед. университет, 1997. - С. 53-56.