Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Духовное образование всегда было и остается одним из важнейших
аспектов жизни Церкви: в духовных академиях и семинариях формируется духовенство, решаются
научно-богословские и церковно-практические проблемы.
В синодальную эпоху духовное образование занимало важное место в жизни Российской
империи, в духовных школах проходила подготовка иконописцев, миссионеров, учителей
церковно-приходских школ. Ключевое течение в духовно-учебной системе, сформированной в
начале XIX в., имело ее высшую ступень — четыре духовные академии (Санкт-Петербургская,
Московская. Киевская, Казанская), которые не только обеспечивали всю систему педагогическими
кадрами, но и научными, экспертно-методическими и учебно-административными центрами. В
Российской империи только в духовных академиях можно было получить православное высшее
богословское образование. Духовные академии представляют неотъемлемую часть
отечественной духовной культуры и науки.
2
Особую важность для развития высшей духовной школы в России имела вторая половина XIX в.
Этот период можно назвать определяющим для высшего духовного образования и богословской
науки в России.
К этому времени государство, общество, наука поставили перед высшей духовной школой ряд
сложных вопросов, на которые надо было дать адекватный ответ. Пристальное внимание было
обращено на систему воспитания достойных и образованных пастырей, перспектива
использования выпускников духовных школ в системе школьного образования выдвигала особые
требования к их подготовке. Новые тенденции в светской высшей школе не могли обойти и
духовные академии. Пришлось оценить их полезность и допустимость для духовного
образования, адаптировать или выдвинуть альтернативные образовательные принципы при
разработке реформы университетов, стимулировала формирование новых духовно- учебных
компетенций. Бурное развитие науки повысило требования, предъявляемые к богословию,
научные открытия окатывали влияние на мировое мнение образованного общества и требовали
богословской экспертизы. С новой силой встал вопрос о месте богословия в системе научного
образования и его взаимоотношениях со смежными научными областями. Катализатором
решения всех этих вопросов служили общие преобразования, проводимые в те годы в
государственной и церковной жизни.
С другой стороны, сама высшая духовная школа, созданная в начале XIX в. как особая ступень со
своими задачами, принципами, методами преподавания, к концу XIX в. созрела для постановки и
решения вопросов более высокого ранга.
Объектом изучения в данной работе является становление и развитие духовного образования в
России.
Предметом изучения в данной работе является развитие духовного образования в России в XVIIIXIX вв.
В данной работе необходимо решить ряд задач:
- изучить становление духовного образования в России в XVIII веке;
- изучить возникновение духовных семинарий;
- описать содержание образования и воспитания в духовных школах XVIII столетия;
- отследить развитие духовного образования в России в XIX веке;
- изучить реформирование духовных школ в начале XIX века;
- описать эволюцию духовного образования в России во второй половине XIX века.
Глава 1. Становление духовного образования в России
до конца XVIII века
1.1. История формирования духовного образования в России
На Руси первое упоминание о Духовно-учебных заведениях относится ко времени правления
Ярослава Владимировича Мудрого. В последующие столетия подготовка клириков
осуществлялась при монастырях и архиерейских дворах, а со второй половины XVI века в братских
школах.
3
С возникновением христианства появились духовно-учебные заведения нового типа: в
Александрии (Египет) - первая катехизическая школа (конец II века), в Иерусалиме, Риме и других
городах Римской империи - епископские школы и школы экзегетов (истолкователей Священного
Писания). Постепенно сложилась система христианских Духовно-учебных заведений:
архиерейские (епископские), катехизические, монастырские пасторско-монашеские школы,
школы-общежития при монастырях. С организацией в Западной Европе университетов (XII век) в
них стали учреждаться богословские факультеты.
В 1913 году функционировали 4 академии (Московская духовная академия, Санкт-Петербургская
духовная академия, Киевская духовная академия и Казанская духовная академия), 57 духовных
семинарий, 186 духовных училищ. До 1917 года в России существовали римско-католическая
академия, католические коллегии и семинарии, а также протестантский богословский факультет
Юрьевского университета.
Народное образование в России как известно, вплоть до начала XVIII в. находилось только в руках
духовенства. Но с данного времени отношение к церковной школе стало изменяться. Дело в том,
что в процессе преобра-зований Петра I стране требовались профессионалы для разных отраслей
промышленности и офицеры для флота и армии. Предоставить же их могли только специальные
учебные заведения.
Поэтому в 1701 г., в Москве уже в самом начале XVIII в., были открыты две школы абсолютно
нового типа для России: Навигацкая (навигацких и математических наук) и Пушкарская
(артиллерийская). Нельзя говорить, что данные школы были исключительно узкоспециальными. К
примеру, Навигацкая помимо моряков также могла подготовить геодезистов, архитекторов,
инженеров, учителей, гражданских чиновников и другие кадры. Позжее был открыт еще
несколько специальных школ, в их числе: Инженерная (1709), Медицинская (1707), Горные школы
при Оленецких (1719) и Уральских (1721) заводах и так далее. Таким образом было положено
начало созданию в стране светской школы и разрушена монополия церкви в сфере просвещения,
которая была характерна для предшествующих столетий.
Важно отметить, что именно духовенство в провинциальной России обладало правом открытия
первых школ в самом начале столетия. Например, в 1702 г. святителем Димитрием Ростовским
было открыто славяно-латинское училище в Ростове; в 1703 г. митрополитом Филофеем
(Лещинский) была учреждена славяно-греческая школа в Тобольске; в 1706 г. начала работать
знаменитая Новгородская славяно-греческая школа, которую основал святитель Иов
Новгородский. Они были первыми учебными регулярными заведениями, где учились дети
духовенства. В эти школы также допускали и представителей других сословий.
В первой четверти столетия в России в целях подготовки специалистов низшего звена
правительством была предпринята попытка открытия сети государственных учебных начальных
заведений для усвоения элементарных знаний - цифирных школ. Так они названы потому, что в
программе их курсов приоритет был отдан обучению «цифири и некоторой части геометрии».
Первые цифирные школы появлялись в 1714 г. Предназначены они для общего образования
«всякого чину людей опричь однодворцев», за исключением крепостных крестьян. Иначе говоря,
такие учебные заведения были всесословными.
В цифирные школы учителями назначали учеников навигацких школ, которых царский указ велел
«отправить по два в каждую губернию». С того же времени «наука цифирная» была обязательной,
а юношам, которые не получили от учителей свидетельства об окончании «цифирного курса»,
даже запрещали давать разрешение на вступление в брак. Такие учебные заведения «было
велено» открывать при знатнейших монастырях и архиерейских домах.
4
Несмотря на то, что цифирные школы были названы всесословными, по словам известного
историка церковного образования П.В. Знаменского, «обязательность их курса пала
преимущественно на детей духовенства, да еще на дьячих и подьячих детей».
Дело в том, что почти с самого начала от обязательного обучения в них освободили однодворцев,
а чуть позднее- дворян, так как первые были «народным поголовным ополчением», а последние
для государственной службы были необходимы царю. Помимо этого, в 1720 г. от «цифирного
обучения» освободили и детей посадских людей, чтобы держание их в школах не было ущерба
торгам и сбору таможенных пошлин».
К началу 1720-х гг. таким образом, главный контингент в цифирных школах среди учащихся
состоял из детей духовенства.
По сути, цифирные школы, были первыми светскими учебными казенными заведениями в
провинциальной России. Ведь все ране открытые Петром I учебные специальные заведения, как
известно, были сосредоточены в крупных промышленных центрах и столицах. К примеру, в 1718 г.
цифирную школу открыли в Нижнем Новгороде. В нее было набрали 66 учеников из солдатских и
посадских детей. Обучал их «чтению, письму, цифири и некоторой части геометрии» Михаил
Крелов - присланный из Петербурга учитель.
К концу правления Петра цифирные школы реально работали только в 25 провинциях империи, а
количество учившихся в них учеников составляло 2 012 чел., из которых на Казанскую провинцию
приходилось 107, Симбирскую — 10, Свияжскую — 18, а Уфимскую — 8 чел. В этих школах
поводу запрещались
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеева С.И. Святейший Синод в системе высших и центральных государственных
учреждений Российской империи (1856-1904): дисс. ... канд. ист. наук. - СПб., 1997;
2. Барсуков И., протодиак. Деятельность Казанской духовной академии в XX веке (с 1900 по
1921 гг.) Канд. соч. МДА. - Сергиев Посад. 1997;
3. Беспалова Г. Становление русской библейской археологии (конец XIX - начало XX вв.) //
Мир Библии. - 2001. - Вып. 8. - С. 109-112;
4. Богдашевский Д.И. Учено-литературная деятельность покойного профессора Киевской
Духовной Академии С.М. Сольского // Труды Киевской Духовной Академии. - 1900. - № 12. - С.
666-685;
5. Богословские труды: Сборник, посвященный 175-летию Ленинградской духовной
академии. - М., 1986; Богословские труды: Сборник, посвященный 300-летию Московской
духовной академии. - М., 1986.
6. Бриллиантов А.И. Профессор Иван Васильевич Чельцов. Биографический очерк. - СПб.,
1911;
7. Вишленкова Е.А. Духовная школа России первой четверти XIX века. - Казань, 1998;
8. Воробьев И.В. Реформы духовных академий 1905-1911 гг.: дисс. ... канд. ист. наук. - М.,
2004;
9. Всеподданейший отчет за 1888 - 1889 годы / Обер-прокурор Святейшего Синода К.
Победоносцев по ведомству православного исповедания. - СПб.: Синодальная типография, 1891.
5
10. Введенский А.И. Протоиерей Ф.А. Голубинский, как профессор философии // Богословский
вестник. - 1897. - № 12. - С. 483-507;
11. Глубоковский Н.Н. Преосвященный Иоанн (Кратиров), бывший епископ Саратовский,
ректор Санкт-Петербургской духовной академии (1895-1899) // Христианское чтение. - 1909. - № 3.
- С. 421-440.
12. Гагарин Ю. Ученый отшельник (к 100-летию со дня смерти В.В. Болотова) // Встреча. - 2001.
- № 1 (14). - С. 48-53;
13. Глинский. К.П. Победоносцев: Материал для биографии // Исторический вестник. - 1907. -
Апрель; Нользе А.Э. К.П. Победоносцев, его личность и деятельность в представлении
современников его кончины. - СПб, 1912 и др.
14. Грекулов Е.Ф. Церковь в истории России (IX в. - 1917 г.) - М., 1967; Его же. Церковь,
самодержавие, народ. - М., 1969;
15. Герасимова Ю.И. Из истории русской печати в период революционной ситуации конца
1850-х - начала 1860-х гг. - М., 1974; Чернуха В.Г. Внутренняя политика царизма с середины 50-х до
начала 80-х гг. XIX века. - Л., 1978.
16. Глубоковский Н.Н. Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем
состоянии. - Варшава. 1928. - переизд. М., 1994; М., 2002;
17. Голубцов С., диак. История Московской Духовной Академии. 1900-1919. Курсовое
сочинение (кандид.) в 3-х т. МДА. - Сергиев Посад, 1977.
18. Дмитриев С.С. Православная Церковь и государство в пореформенной России // История
СССР. - 1966. - № 4. - С. 20-54;
19. Журавский А.В. Казанская духовная академия на переломе эпох (1884-1921): дисс. ... канд.
ист. наук. - М., 1999; Его же. Казанская духовная академия в последний период ее существования
// Материалы Казанской юбилейной историко-богословской конференции. - Казань, 1996.
20. Ефимов М. Ученая деятельность профессора протоиерея Александра Горского: дисс. ...
канд. богословия. МДА. - Сергиев Посад, 1997;
21. Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви. Т. 1, 2. - Paris, 1957. - М., 1993;
22. Киселев А., диак. История Московской Духовной Академии 1870-1900. Курсовое сочинение
(кандид.) в 3-х т. МДА. - Загорск, 1974;
23. Котляров В., свящ. Критический обзор источников и литературы по истории духовного
образования в России за синодальный период. Отчет профессорского стипендиата Ленинградской
духовной академии 1958-1959 гг. - Л., 1959. - (машиноп.).
24. Колыванов Г. Творец академической славы // Встреча. - 1997. - № 3 (6). - С. 45-54;
25. Митрофанов Г., прот. Двухвековой исторический путь Санкт-Петербургской Духовной
академии в стенах Александро-Невской лавры // Христианское чтение. - 1998. - № 16;
26. Никулин М.В. Православная Церковь в общественной жизни России (конец 1850-х - конец
1870-х гг.): дисс. ... канд. ист. наук. - М., 1996;
27. Наместников А.В. Церковный вопрос в публицистике пореформенного периода (конец 50-х
- начало 80-х годов XIX века): дисс. ... канд. ист. наук. - М., 1998;
28. Никольский Н.М. История Русской Церкви. - М., 1930 и др.
6
29. Никулин М.В. Православная Церковь в общественной жизни России (конец 1850-х - конец
1870-х гг.) - С. 181, 323.
30. Полунов А.Ю. Под властью обер-прокурора. Государство и Церковь в эпоху Александра III. -
М., 1996.
31. Родосский А.С. Памяти протоиерея Герасима Петровича Павского. Столетие со дня его
рождения. - 1787, 4-е марта // Церковный вестник. 1887. № 6. - Отд. отт.: СПб., 1887;
32. Русское православие: вехи истории. - М., 1989. - С. 5, 7.
33. Римский С.В. Российская церковь в эпоху Великих реформ. - М., 1999; Его же. Церковная
реформа 60-70-х гг. XIX века // Отечественная история. - 1995. - № 2. - С. 166-175; Его же.
Церковная реформа Александра II // Вопросы истории. - 1996. - № 4. - С. 32-48;
34. Римский С.В. Российская церковь в эпоху Великих реформ. - С. 278, 469, 517-518.
35. Сагарда Н. Лобовиков Иван Иванович, бакалавр С.-Петербургской духовной академии по
кафедре патристики (4.09.1841-19.05.1848) // Христианское чтение. - 1914. - № 2. - С. 246-273;
36. Сушко А.В. Преобразование духовной школы в правление Александра II // Личность.
Общество. Государство. Сб. науч. трудов. - СПб., 2000. - С. 145-150; диссертация этого автора
посвящена исключительно проблемам средней духовной школы.
37. Титов Н.Ю. Церковь в политике. Система России первой половины XIX в.: дисс. ... канд.
юрид. наук. - М., 1985; Эвенчик С.Л. Победоносцев и дворянско-крепостническая линия
самодержавия в пореформенной России // Ученые записки МГПИ им. В.И. Ленина. - 1969. - № 309;
38. Тальберг Н. История Русской Церкви. - N.Y. 1959. - Репринт: М., 1997.
39. Тарасова В.А. Идейная борьба по вопросам реформы высшей духовной школы в России в
начале XX в.: дисс. ... канд. ист. наук. - М., 2002; Ее же. Полемика по вопросам реформы высшей
духовной школы в России в начале XX века // Встреча. - 1998. - № 1 (7). - С. 14-22; Ее же.
40. Победоносцев К.П. - Изд. подготовил С.Л.Фирсов. - СПб., 1996. - С. 8
41. Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. - Париж. 1937. - переизд. Вильнюс, 1991.
42. Федоров В.А. Русская Православная Церковь и государство. Синодальный период (1700-
1917). - М., 2003. - Гл. IV - С. 88-129.
43. Эймонтова Р.Г. Русские университеты на грани двух эпох. От России крепостной к России
капиталистической. - М., 1985; Щетинина Г.И. Университеты в России и Устав 1884 г. - М., 1976 и
др.
44. Федоров Д., прот. Святитель Филарет Московский и духовное образование его эпохи
(выступление на торжественном акте в день памяти Святителя 2 декабря 2003 г. в Коломне) //
Московские епархиальные ведомости. - 2003. - № 11. - С. 109-113;
45. Цыпин В., прот. Духовно-учебное управление // Православная энциклопедия - Т. 16 - М.,
2007