Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Лидерство имеет психологическую основу и связано с проблемами эффективного руководства современными организациями. Из практического опыта мы знаем, что есть руководители, которые умело управляют организациями, направляющие деятельность работников на достижение целей организации, успешно преодолевая возникающие трудности. Однако есть и такие, которые в подобных условиях не могут убедить своих подчинённых, мотивировать их действия, то есть повлиять на них таким образом, чтобы рабочие хотели эффективно выполнить решения, которые принял руководитель. Все это свидетельствует о том, что в таких руководителей нет необходимых качеств лидера.
2
Проблема актуальна потому, что руководители (менеджеры) в процессе руководства подчинёнными чаще полагаются на должностную власть, в то время как лидерство возникает на основе социального взаимодействия, когда подчинённые становятся последователями. Когда в организации формируются отношения не «руководитель – подчинённый», а «лидер – последователи». Итак понятие «лидерство» и «руководство» не тождественны, так как лидерство – это процесс, с помощью которого одно человек может влиять на другого, направляя егоусилия на достижение поставленных целей в процессе управления, а руководство – это по сути четко структурированные формальные управленческие отношения. ГЛАВА 1. ФОРМАЛЬНОЕ И НЕФОРМАЛЬНОЕ ЛИДЕРСТВО: СУЩНОСТЬ, ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ
1.1. Характеристика и основные элементы понятий
Явление лидерства, как способность управлять людьми и группами людей известно еще с древних времён. «Лидерство, как писал Ж. Блондель, также старо, как и человечество» и существует в любых организациях [23, с. 7]. Оно свойственно и публичному управлению, для его существования требуется выделение руководителей и подчинённых, лидеров и последователей. Лидерство, как действия выдающихся личностей исследовали еще античные историки Геродот, Фукидид, Плутарх, философы Платон и Аристотель. Например, Платон в зависимости от социального положения и функциональных обязанностей описал три типа лидеров: правительфилософ (разумно и справедливо руководит государством (идеал лидера) военачальник (охраняет границы государства) руководители ремесел и земледелия (организаторы производства) [13, с. 93]. Н. Макиавелли (1469-1527) – итальянский политический мыслитель описал образ руководителя-лидера. По его мнению, лидерство содержит четыре составляющие: - сторонники, которые его поддерживают; - лидер понимает, что он ожидает от сторонников, а они понимают, что могут ожидать от лидера; - воля лидера к выживанию; - лидер – образец мудрости и справедливости для сторонников [7, с. 401].
1.2. Особенности формального и неформального лидерства
3
Как свойство лидерство представляет собой набор определенных черт, присущим тем лицам, которые осознают себя лидерами. По нашему мнению явление лидерства связано с развитием человеческого потенциала, лидерскими компетенциями управленцев, системой публичного управления, потому что лидерство является основой новой управленческой парадигмы современного этапа общественного развития страны. Лидерство качественно новый уровень управления, сущность и специфика которого соответствуют потребностям и вызовам современных общественных трансформаций. С помощью лидерства можно повысить эффективность системы публичного управления. Лидерство позволяет руководителю-лидеру влиять на подчинённых и направлять, мотивировать их усилия на определённые активные действия, достигать результатов в оптимальные сроки и с оптимальным эффектом. Лидер (англ. Leader – проводник, ведущий) – это авторитетный член группы (лучше руководитель), который спонтанно занимает лидерскую позицию при открытом или скрытом согласии членов группы, признают его право брать на себя ответственность за решения, которые затрагивают их интересы. Лидерство опирается на личность, ее способность влиять на людей, доносить до них свое видение их потенциала и направлять их деятельность на достижение результатов. Формальный лидер – это руководитель организации или ее отдела. Роль неформального лидера определяется на основе признания коллективом его авторитета. Характер взаимодействия формального и неформального лидеров определенным образом определяет общую эффективность управления организацией [2; 13]. Чтобы изучить феномен лидерства, рассмотрим коллектив как малую группу. Формальная структура коллектива определяется должностным статусом членов группы, неформальная структура складывается на основе отношений, обусловленных личными качествами лиц, входящих в неё. В коллективе, сформировавшийся неформальная структура характеризуется наличием общей цели (которая не всегда осознаётся членами группы и не всегда связана с решением производственных задач). Это обусловливает потребность в чётком определении задач и поиска путей их решения. Поэтому неформальный лидер – это член группы, который официально не имеет руководящей должности, но через свои личные качества, жизненный опыт и поведение имеет особое положение – лидерское [12, c. 84-112]. Абсолютное большинство исследователей считают, что существенные факторы, которые определяют возможность лидерства, охватывают возраст, должность, профессиональные знания и умения, психологию
4
личности, личные качества, из которых главные – компетентность и отзывчивость, признание группой. Лидеры, особенно неформальные, обладают следующими характерными качествами: - наличие активной потребности контролировать действия других людей и управлять; - умение легко вступать в контакт с людьми, используя наиболее выгодные в каждом конкретном случае формы общения; - способность концентрировать на себе основные потоки психологической информации; - быстрая реакция на изменения норм поведения.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ СТИЛЕЙ ФОРМАЛЬНОГО И НЕФОРМАЛЬНОГО ЛИДЕРСТВА В УПРАВЛЕНИИ ПЕРСОНАЛОМ ПРЕДПРИЯТИЯ (НА ПРИМЕРЕ КОМПАНИИ ООО «С7 СЕРВИС»)
2.1. Особенности деятельности руководителя современной организации
Современный характер общественного развития выдвигает более значимые требования для каждого лидера в любой сфере деятельности. Новые тенденции в социальной жизни сделали работу несравненно более сложной и ответственной, так или иначе, требования к руководящим должностям возросли и продолжают расти. Успешный лидер – это прежде всего топ-менеджер, авторитетный, самодостаточный, известный своими профессиональными знаниями, навыками, достижениями. Другими словами, это человек-бренд с высоким уровнем знаний, богатым опытом и достижениями, связями и влиянием в определённом профессиональном сообществе. Несомненно, это непревзойдённый лидер, который руководит людьми, харизматичный оратор и блестящий коммуникатор. «Я различаю три типа лидеров: активный, пассивный и пассивно агрессивный. Активные – они нормально воспринимают, когда вы входите в его зону ответственности, берете на себя часть его работы и начинаете выполнять работу своего начальника. Пассивные – они нормально воспринимают, когда работают на них, но сами не расширяют сферу своей ответственности. Пассивно-агрессивные – они просто не впускают подчинённых в свою работу, тем самым блокируя их возможности для дальнейшего роста. Книга «Опыт успешного лидерства» представляет особенности жизненной позиции и характеристику положительного опыта менеджеров, с
5
раскрытием концепции организации производства, а также анализирует конкретные ситуации, рассматривает актуальные проблемы и мысли. 2.2. Основные аспекты формального и неформального лидерства как основа рабочего процесса в компании ООО «С7 Сервис»
В процессе реализации эффективного руководства компанией ООО «С7 Сервис», всё возможные элементы стимулирования реализуется путём внедрения на предприятии таких инструментов мотивации персонала: - предоставление социального пакета работникам предприятия; - обеспечение повышения квалификации (как в пределах компании, так и в других заведениях, учреждениях, организациях); - подготовка или переподготовка персонала; - участие работников в управлении компанией; - внедрение инновационных технологий и методов управления персоналом. Квалифицированный персонал – главный ресурс любого предприятия или организации. Постоянный поиск инноваций, позволяющих правильно оценивать эффективность работы и управлять персоналом – залог успешного развития бизнеса. В советские времена такого понятия как «кадровая стратегия »или« служба управления персоналом» не существовало, так как отделы кадров занимались только документационного сопровождением деятельности сотрудников на предприятии [10]. Эффективное руководство, инновационное управление кадровым потенциалом компании подразумевает преднамеренный отказ от выбора основных традиционных вариантов управления, процессов и методик. Такой подход позволяет в большей степени поменять сам принцип работы HR-специалистов. Три условия, при которых эффективное руководство, инновационное управление персоналом формирует долгосрочные преимущества [12]: - инновации основаны на принципах, которые идут вразрез с традиционным управлением; - обязательная системность инноваций, охватывает большой спектр процессов и методов; - нововведения (инновации) представляют собой часть непрерывного процесса нововведений. Сегодня к методам инновационного управления трудовым потенциалом компании компанией ООО «С7 Сервис» все меньше относится приоритет на материальное стимулирование. Все понимают, что обещанное вознаграждение стимулирует концентрацию механических усилий и способствует достижению определённых успехов при выполнении конкретной задачи. Однако если требуется использование нестандартного
6
решения, это же обещанное вознаграждение становится фактором снижения производительности труда. Для отечественных предприятий инновационное управление персоналом является совершенно необходимым, без инноваций сложнее сохранять конкурентоспособность в условиях современного рынка. В то же время без инновационной деятельности самых разных категорий персонала инновации будут невозможны, а предприятиям необходима соответствующая система управления. Создание инновационной системы предусматривает использование, в частности, таких методов, как инновационные технологии управления персоналом. Под инновационными технологиями понимают комплекс методов, направленных на обеспечение этапов внедрения и реализации определённого нововведения (инновации). Можно выделить несколько видов инновационных технологий: тренинг, консалтинг, внедрение, инжиниринг, трансферт. Развитие новых технологий, а также инновационная деятельность предприятий способствует созданию инновационных услуг в вещественной или иной форме. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Понятие «руководство» в публичном управлении характеризует официально структурированные формальные управленческие отношения в организации, деятельность руководителя и подчинённых на выполнение официальных поручений и задач. Понятие «лидерство» характеризует результат внутренне-группового взаимодействия между лидером и группой, из-за влияния лидера на поведение людей направляя, мотивируя их усилия на достижение в групповых целях в оптимальные сроки и с оптимальным эффектом. Различия между лидерством и руководством (менеджментом), лидером и руководителем оказываются в особенностях ролей и функций, которые ими выполняются в процессе управления. Руководство и лидерство являются двумя различными, но взаимодополняющими системами, каждая из которых имеет свои функции и характерные виды деятельности, причем обе являются необходимыми составляющими управления любой организации. Руководство является объединяющей функцией менеджмента и пронизывает все управленческие процессы в той или иной компании. Методы менеджмента каждого руководителя имеют свое поле применения, свои недостатки и преимущества, которые могут проявляться в зависимости от ситуации в группе работников.
7
Искусство руководства состоит в том, чтобы в конкретных пространственновременных условиях и для подчинённой группы работников подобрать такой комплекс управленческих действий, который обеспечит максимальную эффективность работы группы.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Аристотель. Политика / Аристотель. – М. : ЭКСМО; С-Пб.: Terra fantastica, 2018. – 839 с. 2. Бойетт Дж. Г. Путеводитель по царству мудрости: лучшие идеи мастеров управления / Дж. Г.Бойетт, Дж. Т. Бойетт; пер.с англ. А. А. Калинина. – М. : ЗАО «Олимп-Бизнес», 2019. – 416 с 3. Вебер М. Избранные произведения / М. Вебер. – М. : Прогрес, 2018. – 808 с. 4. Веснин В.Р. Менеджмент: Учебник. – М.: ТК Велби, Изд–во Проспект, 2019. – 504 с. 5. Герчикова И. Н. Менеджмент / И. Н. Герчикова. – М. : Банки и биржи; ЮНИТИ, 2015. – 501 с. 6. Ершов А. А. Психология соактивности людей / А. А. Ершов А. А. – СПб. : Б. и. , 2016. – 32 с. 7. Карделл Ф. Д. Из тени в свет: обретение лидерства и судьбы / Ф. Д. Карделл. – СПб. : Невский проспект , 2017. – 180 с. 8. Кови С. Р. Лидерство, основанное на принципах / С. Р. Кови. – М. : Альпина Бизнес Букс , 2015. – 300 с. 9. Кричевский Р. А. Психология руководства и лидерства в спортивном коллективе / Р. А. Кричевский. – М. : Изд-во МГУ , 2019. – 223 с. 10. Ландсберг М. Лидерство. Видение, вдохновение и энергия / М. Ландсберг. – М. : ЭКСМО , 2015. – 215 с. 11. Лоскутникова В. И. Психологические аспекты развития потенциала лидерства в юношеском возрасте // Среднее проф. образование. – 2016. – N 6. – С. 24-25 12. Макиавелли Никколо. Избранные сочинення. / Никколо Макиавелли. – М. : Художествення литература, 2018. – 503 с. 13. Менегетти А. Психология лидера / Антонио Менегетти. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Славянская ассоциация Онтопсихологии, 2016. – 144 с. 14. Минсберг Г. Действуй эффективно! Лучшая практика менеджмента / Г. Минсберг. – СПб.: Питер, 2017. – 288 с. 15. Монтескье Ш. Избранные произведения./ Шарль Монтескье. – М. : Госполитиздат, 2018. – 799 c. 16. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Кн. для всех и ни для кого /Фридрих Ницше. – М. : СП «Интербук», 2016. – 301 с. 17. Платон. Государство: в 4-х т. / Платон. – М. : 2015. – Т.3. – С. 93–105.
8
18. Пугачев В. П. Выявление, развитие и защита лидерства / Элитариум [Електронний ресурс]. – Режим доступу : http://www.elitarium.ru/2011/09/16/vyjavlenie_razvitie_zashhita_liderstva.ht. 19. Ройтман А.Б., Толок В.А. Наука управления. Специальные главы современного менеджмента, 2019. – С. 15-35. 20. Филонович С. Р. Лидерство: реальная проблема или популярный лозунг / С. Р. Филонович // Бизнес-образование. – 2015. – № 1. – С. 31–34. 21. Шалагинова Я. В. Психология лидерства / Я. В. Шалагинова. – СПб.: Речь, 2017. – 494 с. 22. Шеклтон В. Психология лидерства в бизнесе : пер. с англ. / Вив Шеклтон ; Пер. С. Комаров – СПб: Питер, 2017 – 222 с. 23. Bennis W. and Goldsmith J. Learning to Lead: A Workbook on Becoming a Leader./ W. Bennis, J. Goldsmith. – London : Nicholas Brealey Publishing, 2015. – 240 р. 24. Blondel J.Political Leadership: Towaras General Analysis / J. Blondel. – L., 2016. – 256 р. 25. Day D. V. Leader Development for Transforming Organization / Day D. V., Zaccaro S. J., Halpin S. M. – Lawrence Erlbaum Associates, 2018. – 427 p. 26. Drucker P. The Practice of Management / P. Drucker. – Oxford : Elsevier, 2015. – 416 р. 27. Stogdill R. Personal Factors Associated with Leadership: A Survey of Literature / R. Stogdill // Journal of Psychology, 1948. – Vol. 25. – P. 35–71 28. Wilson M. S. Effective Developmental Leadership: A Study of the Traits and Behaviors of a Leader Who Develops Both People and Organization: dissertation for the degree of PhD / M. S. Wilson. – Louisiana State University, 2016. – 111 p. 29. https://sbis.ru/contragents/5009055469/500901001.