Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Дидактические игры, как разновидность игр с правилами, значительное распространение получили в 60-70-х годах XX ст., превратившись из вспомогательного приема в настоящую модель обучения. В дидактических играх, созданных педагогикой, игровая деятельность специально планируется и адаптируется для учебных целей.
Не вызывает сомнения то, что дидактическая игра – необходимая составляющая организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе, которая обусловлена психолого-физиологическими особенностями младших школьников.
Среди основных направлений модернизации высшего педагогического образования в нашей стране одним из актуальных сегодня является формирование профессиональной коммуникативной компетентности будущих учителей как показателя культуры профессионального вещания, залог успеха специалиста любой отрасли на современном рынке труда, обеспечения его конкурентоспособности.
Среди педагогических средств активизации процесса обучения особое место должно принадлежать учебной дидактической игре как целенаправленной организации учебно-игровых взаимодействий обучаемых в процессе моделирования ими профессионально ориентированных коммуникативных ситуаций.
Дидактическая игра должна занять в практике обучения достойное место, потому что в отличие от традиционных средств она в большей степени ориентирована на формирование самостоятельности, изобретательности, социальных качеств личности, которые являются требованием времени.
На современном этапе развития теории игры происходит уточнение понятий - игра, - дидактическая игра. Игра - вид активной деятельности детей, в процессе которой они овладевают социальными функциями, отношениями и родным языком как средством общения между людьми.
Игра – уникальный феномен общечеловеческой культуры. В любом виде деятельности человек не демонстрирует такого выражения своих психофизических, интеллектуальных ресурсов, как в игре. Именно поэтому она должна расширить свои границы в системе профессиональной подготовки.
Объект исследования – игровая деятельность детей в учебном процессе.
Предмет исследования – использование дидактических игр в детском саду и начальной школе.
Цель исследования – обосновать систему дидактических игр и методическую систему использования их на занятиях.
Гипотезой исследования является положение, согласно которому познавательная деятельность учащихся будет более рациональной и продуктивной при условии оптимального применения системы дидактических игр.
Для реализации цели и подтверждения выдвинутой гипотезы исследования необходимо было рассмотреть следующие задачи:
1. Изучить состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической теории; раскрыть сущность понятия «дидактическая игра».
2. Рассмотреть педагогические требования к организации и проведению дидактических игр дошкольникам.
3. Проанализировать дидактическую игру как средство формирования умений и навыков младших школьников.
Для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методико-математической литературы по проблеме исследования; изучение и обобщение педагогического опыта.
ГЛАВА 1. Использование дидактических игр и упражнений, как метода обучения
Игры для школьников являются очень сложным и весьма познавательным процессом, а не просто игрой. Игры формируют у ребенка иные формы поведения, тем самым он более успешно адаптируется к окружающему его миру. Игры способствуют развитию ребенка, его взрослению. Поэтому их значение для школьников возраста трудно переоценить.
Раньше дети играли до 13-14 лет, современные дети играют до школы. Психолог призывают сохранить детям детство, они видят основную причину в сокращении жизни детской игры также в том, что большинству детей не с кем играть, родители заняты, в семье ребенок один. В итоге ребенок предоставлен сам себе, и даже если у него множество игрушек, он потеряет интерес к ним, т.к. игра – это процесс, а не игрушки.
Существует множество детских игр: подвижные, настольные, компьютерные и др. Полезны и интерактивные игры: «дочки-матери». Эти игры учат ребенка новым формам поведения, учат его взаимодействовать с другими. Ребенок становится взрослее и его игры тоже взрослеют, например, подвижные игры сменяются командными (баскетбол, футбол, волейбол), при этом, дети побеждают и проигрывают, что развивает их эмоционально-волевую сферу.
Большую роль в играх для детей играют правила, т.к. в игре ребенок понимает, что можно делать, а что нельзя и в будущем он будет стараться соблюдать общественные нормы и правила. А ребенку, не выработавшему такой привычки в игре, будет трудно приспособиться к нормам взрослой жизни и в школе, и вне нее.
На современном этапе развития теории игры происходит уточнение понятий - игра Юта, - дидактическая игра. Наиболее употребительным является определение понятия игра как - вид активной деятельности детей, в процессе которой они овладевают социальными функциями, отношениями и родным языком как средством общения между людьми.
Специальная конструкция процесса обучения, характер которой обусловлен содержанием процесса обучения, методами, приемами, средствами, видами деятельности учащихся. Эта конструкция – внутренняя организация содержания, каким в реальной педагогической действительности является процесс взаимодействия субъектов учебного процесса в работе над определенным учебным материалом. Смысл развития самого процесса обучения, способ его существования, что и обусловливает его ведущую роль в развитии обучения. Соответственно, форму обучения надо понимать как конструкцию циклов процесса обучения, что реализуются в сочетании управленческой деятельности педагога и управляемой учебной деятельности тех, кто учится.
Конкретные формы организации учебного процесса – это лишь применение общих форм в соответствии с конкретной дидактической целью и заданий. Коллективная форма обучения – принципиально новая форма обучения в современном образовании [8, с.42]. Поиск инноваций в формах обучения привел к появлению нестандартных занятий, среди которых одним из наиболее распространенных является, в частности дидактическая игра.
Конечно, выбирая ту или иную форму обучения, педагогам приходится учитывать целый ряд факторов: ее влияние на развитие личности, дидактическую цель занятия, содержание и характер учебного материала, учебно-материальную базу, собственный опыт и прочее.
Уникальность этой организационной формы обучения и воспитания в одновременной реализации трех факторов развития творческого стиля деятельности: проблематизации, рефлексии, диалога, совместное действие которых и составляет механизм развития личности, но при условии самоопределения в проблемных ситуациях, самостоятельной постановки целей и их осуществления в условиях свободного выбора средств [13, с.27].
Ведь необходимость действовать в рамках ранее заданной роли, естественно, накладывает определенные ограничения на свободу языковых мыслительных действий педагогов, а также на возможность самореализации и не влияет на формирование полноценной коммуникации между партнерами. Это обусловлено тем, что общение по своей природе диалогично. Коллективное взаимодействие является основой коммуникативно-игровых приемов обучения.
Одна и та же форма обучения может иметь различную модификацию и структуру в зависимости от задач и методов учебной работы.
Подведение итогов проводится сразу по окончании игры. Это может быть подсчет баллов, определение тех, кто лучше выполнил игровое задание, определение команды-победительницы и т. п., подчеркивая при этом достижения, успехи каждого.
Все структурные элементы игры взаимосвязаны, и отсутствие некоторых из них разрушит игру. Она потеряет свои особенности, не достигнет цели обучения.
Основными условиями проведения дидактической игры при этом являются: [5, с.84]
1) наличие у педагога определенных знаний и умений относительно дидактической игры; выразительность проведения игры;
2) необходимость включения в игру педагога как участника, как руководителя, который должен обеспечить поступательное развитие игры в соответствии с учебными и воспитательными задачами, но при этом без давления на игроков, выполняя второстепенную роль, направляя игру в нужное русло;
3) оптимальное сочетание занимательности и обучения;
4) средства и способы, повышающие эмоциональное отношение к игре, рассматривать не как самоцель, а как путь к выполнению дидактических задач;
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Букатов В. Педагогические таинства дидактических игр / В. Букатов: Учеб.-метод. пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во МПСИ: Флинта, 2017. – 144 с.
2. Василенко Л. П. Возрастная психология: Учеб. руководство / Л. П. Василенко, М. В. Савчин. – К.: Академиздат, 2015. – 360 с.
3. Власенко А. Роль игры в обучении и воспитании младших школьников / А.Власенко // Начальная школа. – 2019. - №6. – С.40-45.
4. Горюнова Т.М. Развитие детей раннего возраста. Анализ программ дошкольного образования / Т.М.Горюнова. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 128 с.
5. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Средняя группа / Н.Ф.Губанова. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 160 с.
6. Деркунская В.А. Игровая образовательная деятельность дошкольников / В.А.Деркунская, А.А.Ошкина. – М.: Центр педагогического образования, 2016. – 368 с.
7. Дуткевич Т.В. Дошкольная психология: Учеб. пособие / Т.В. Дуткевич. – К.: Центр учебной литературы, 2017. – 378 с.
8. Игры - обучение, тренинг, досуг / под ред. Петрусинского В. В. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 155 с.
9. Игровое моделирование: методология и практика / Под ред. Ладенко И. С. – К.: Наука, 2017. – 148 с.
10. Кавтарадзе Д. Н. Обучение и игра / Д. Н. Кавтарадзе. – М.: Высь, 2015. – 124 с.
11. Казакова Г.М. Игровые технологии в процессе подготовки детей к обучению в школе / Г.М.Казакова, Е.В.Калмыкова. – М.: АРКТИ, 2016. – 104 с.
12. Кукушин В. С. Педагогические технологии / В. С. Кукушин. –Ростов - на - Дону. 2018 . – 62 с.
13. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. – М.: Просвещение, 2015 . – 71 с.
14. Новоселова С.Л. Руководство формированием игры / С.Л. Новоселова, Е.В. Зворыгина // Дошкольное воспитание. – 2019. – №4. – C.1
15. Полякова М.Н. Создание моделей предметно-развивающей среды в ДОУ (Методические рекомендации). Учебно-методическое пособие. / М.Н.Полякова. – М.: Центр педагогического образования, 2016. – 96 с.
16. Сабуров A.C. Психология. Курс лекций / A.C. Сабуров. – К.: Леке, 2017. – 273 с.
17. Савченко О. Я. Дидактика начальной школы: учебник для педагогических факультетов / О. Я. Савченко. – К.: Абрис, 2017. – 416 с.
18. Северина С. Роль игры в детстве / С. Северина // Психолог. – 2019. - №9. – С.7-10.
19. Степанова О.А. Развитие игровой деятельности ребенка: обзор программ дошкольного образования / О.А.Степанова. – М.: СФЕРА, 2017. – 128 с.
20. Удальцова Е.И. Дидактические игры / Е.И. Удальцова. – М.: Наука, 2015. – 76 с.