Фрагмент для ознакомления
2
ограничиваются. Весь планируемый объем работы разбивают на серии – 4-6 серий вначале, затем в 2 раза больше, интервал отдыха между сериями – 6-10 мин. Такой интервал достаточен для окисления значительной части молочной кислоты и поддержания возбудимости нервных центров. В эти интервалы можно включать упражнения низкой интенсивности на работающие группы мышц, например: ходьба в виде активного отдыха, медленный бег, общеразвивающие упражнения и т.п.
Совершенствование лактатных возможностей – гликолитический механизм для специализирующихся в беге на дистанциях 400,800,1500 м в легкой атлетике. Продолжительность разовой нагрузки от 30 с до 2 мин. Интенсивность упражнения 85-95% от предельной скорости. Паузы отдыха между повторениями 10-45 с, количество повторений – 4-12. Объем планируемой работы также разбивают на серии – 4-10 серий в зависимости от уровня подготовленности; интервалы отдыха не менее 15-20 мин для ликвидации значительной части лактатной фракции молочной кислоты, кислородного долга.
Например, рекомендуется: 3-4 рабочих фазы с первым интервалом 5-8 мин и убыванием отдыха в последнем интервале до 2-4 мин. Количество серий в занятии – 4-6. Применяют квалифицированные легкоатлеты – средневики [9].
Метод «круговой тренировки» при воспитании скоростной выносливости комплексного характера:
– слитная «круговая тренировка»: каждое задание на станции выполняется в течение 1 мин без отдыха, количество кругов обеспечивает суммарный эффект;
– «интервальная круговая тренировка» со значительными силовыми и скоростными моментами – интервальная работа субмаксимальной и переменной интенсивности.
Кратковременные упражнения с отягощениями при сохранении значительного темпа и многократных повторениях [6].
1.3. Форма проявления общей и специальной выносливости
Существенно иные черты характеризуют выносливость, где интенсивность соревновательных упражнений отличается субмаксимальной мощностью.
Скоростная выносливость, проявляется в двигательной деятельности, когда от человека требуется удержать максимальную или субмаксимальную интенсивность работы (скорость или темп движений).
Проявление скоростной выносливости зависит от следующих физиологических факторов: структура мышц, межмышечная и внутримышечная координация, запаса энергоресурсов, уровень развития других физических качеств и определяется аэробной производительностью организма [5].
Физиологической основой скоростной выносливости являются анаэробные возможности организма с обеими их фазами – алактатной и гликолитической. Мощность упражнений при такой работе достигает 85-98 % от максимальной. Продолжительность работы может быть 8-45 секунд (максимальная интенсивность) или 45-120 секунд (субмаксимальная интенсивность) [4, с. 229].
Выносливость, проявляемую в субмаксимальной мощности называют анаэробно-гликолитической. Доля бескислородных, преимущественно гликолитических процессов в общем энергообесечении работы, по мнению В.П. Филина, превышает долю аэробных процессов либо приблизительно ей равна [5, с. 106].
Основным критерием скоростной выносливости, по мнению Р. Н. Дорохова, Е. В. Сафоненковой, считается работоспособность сердечно - сосудистой системы. Резервные мощности основных функциональных систем организма определяют способность легкоатлета выполнять физическую работу и поддерживать ее на должном уровне интенсивности в заданное время, противостоять постепенно нарастающему утомлению [17, с. 45].
Чтобы добиться высоких результатов атлет должен быть способен продолжать состязание, несмотря на кислородный долг, возрастающий до предельных величин (20 литров и более), увеличение концентрации молочной кислоты (до 25 мМ/л) и другие затрудняющие сдвиги во внутренней среде организма. Психологически она характеризуется способностью терпеть, преодолевать негативные ощущения и эмоции, вызываемые столь резкими сдвигами в организме по ходу работы. Данный вид выносливости сильно взаимосвязан со скоростными и силовыми способностями спортсмена, однако превосходство в абсолютных показателях быстроты и силы еще не гарантирует превосходство в специальной выносливости и спортивном результате. Скоростная выносливость проявляется в основном в деятельности, как отмечал Е.Б. Сологуб, предъявляющей повышенные требования к скоростным параметрам движений в зонах субмаксимальной и максимальной мощности работ [6].
Скоростная выносливость в максимальной зоне обусловлена функциональными возможностями анаэробного креатинфосфатного энергетического источника. Предельная продолжительность работы не превышает 15–20 с. Для ее воспитания используют интервальный метод. Часто используют прохождение соревновательной дистанции с максимальной интенсивностью. В целях увеличения запаса прочности, как указывал В.Б. Швирков, практикуют прохождение более длинной дистанции, чем соревновательная, но с максимальной интенсивностью [6, с. 23].
Скоростная выносливость в зоне субмаксимальных нагрузок, по мнению Прокопьева А.А., Архипова Т.В., Зарипова Ю.М., в основном обеспечивается за счет анаэробно-гликолитического механизма энергообеспечения и часто аэробного, поэтому можно говорить, что работа совершается в аэробно-анаэробном режиме [14, с. 25]. Продолжительность работы не превышает 2,5–3 мин. Основным критерием развития скоростной выносливости является время, в течение которого поддерживаются заданная скорость либо темп движений [там же, с 26].
В этой связи дозирование нагрузок и оценка физической подготовленности дифференцируются в зависимости от пола. Используются высокие нагрузки и упражнения, требующие статических усилий. Характерны упражнения с отягощениями, которые выполняются с ускорением [10, с. 14].
Глава 2. Методика развития выносливости в спортивной тренировке и физическом воспитании
2.1. Обоснование применения физической нагрузки для развития выносливости физическом воспитании
Занятие по физической культуре, направленного на развитие выносливости строятся по следующей схеме: физическая нагрузка – срочный тренировочный эффект – достаточный отдых, обеспечивающие формирование системного структурного следа – т.е. устойчивых морфофункциональных перестроек в организме.
В процессе занятия по физической культуре применяются следующие положения:
– повышение физических кондиций достигается при постепенном возрастании объема и интенсивности физической нагрузки;
– для улучшения функциональных возможностей занимающихся чередуют малые, средние и большие (интенсивные) режимы нагрузки в соответствии с уровнем тренированности и индивидуальными особенностями индивидов;
– занятия физической культурой, направленных на развитие выносливости, носят систематический характер. В этой связи наблюдается эффект тренированности, поэтому «максимум» физической нагрузки от занятия к занятию должен возрастать, так как адаптация к нагрузке станет препятствием к росту функциональных способностей организма.
Для развития выносливости в физическом воспитании используют прямолинейно-восходящую и ступенчато-возрастающую формы с целью повышения нагрузки, что способствует созданию предпосылок для расширения резервов адаптации организма.
При повышении резервных возможностей организма после предварительной подготовки применяется волнообразная динамика нарастания нагрузки. Она характеризуется постепенным повышением нагрузок с крутым нарастанием и последующим их снижением. Затем эта «волна» воспроизводится вновь на более высоком уровне. Волнообразные колебания свойственны как объему, так и интенсивности нагрузки. Каждая такая волна как бы раздваивается на волну объема и на волну интенсивности, пики которых не совпадают во времени. Вначале возрастает объем нагрузки, интенсивность растет при этом менее значительными темпами. Затем после некоторой стабилизации объем начинает снижаться, а интенсивность возрастает. Такая динамика нагрузок имеет место в различных фазах, этапах развития выносливости.
Выполнение упражнений, направленных на развитие выносливости, осуществляется преимущественно в порядке повышения их сложности. При этом используются следующие методы [8]:
а) Методы строго регламентированного упражнения. При применении этих методов наиболее важным является достижение оптимального соотно¬шения стандартно-повторного и вариативного упражнений;
б) Метод вариативного упражнения. Вариативность относится как к изменению выполнения самих движений, так и к преобразованию способов и условий их выполнения, тем самым повышается их координационная сложность (изменение исходных положений, темпы движения, усложнение привычного действия добавочными движениями и т.д.).
в) Игровой метод - для повышения эмоционального фона у занимающихся и интенсификации проявления развиваемых качеств. Используются игры, направленные на развитие выносливости и комплексное развитие физических качеств.
Весь комплекс из 8 - 10 упражнений выполняется примерно за 10 -12 минут (время на каждое упражнение - 45 секунд, на паузы для отдыха - 30 секунд).
Значительное место занимают упражнения на расслабление и релаксационные упражнения [19].
Подсчет пульса дает возможность контролировать реакцию организма на предложенную физическую нагрузку. Спортсменам, пульс которых после выполнения упражнений (по прохождению всего круга) превышает 180 ударов в минуту, рекомендуется снизить дозировку в упражнениях большой интенсивности при последующем прохождении круга или на следующем занятии.
Систематическая оценка результатов по максимальному тесту и учет нагрузки дают возможность тренеру судить об улучшении работоспособности организма. Сравнение реакций пульса на стандартной нагрузке (комплекс упражнений, неоднократно повторяемый на тренировках) позволяет сделать выводы о приспособлении сердечнососудистой системы к ним.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Абзалов Н.И., Абзалов Р.А., Абзалов Р.Р., Гуляков А.А., Дубынин С.А. Взаимосвязь насосной функции и скоростной выносливости у спортсменов / Теория и практика физической культуры. 2013. № 2. С. 31-34.
2. Абзалов Р.А. Теория и методика физической культуры и спорта: Учебное пособие / Р.А. Абзалов, Н.И. Абзалов. – Казань, изд-во «Вестфалика», 2013. – 202 с.
3. Артемова Э. К. Физиолого-биохимическая характеристика механизмов энергетического обеспечения двигательной деятельности / Э. К. Артемова, Е. Н. Семенов. — Воронеж, 2010. - 99 с.
4. Ахмадеев Р.Р. Физиологические основы физического воспитания и спорта: учебное пособие. - Уфа, 2005. -130 с.
5. Вовк С. И. Закономерности взаимодействия нагрузочных и разгрузочных фаз в спортивной тренировке / С. И. Вовк // Теория и практика физической культуры. — М., 2008. — № 5. — С. 63—65.
6. Волков Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта. – Киев: Олимпийская литература, 2002. – 294 с.
7. Виру А., Виру М., Коновалова Г., Эпик А. Биологические ас-пекты управления тренировкой // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта, 2016. - С. 12-24.
8. Гилязова, В. Б. Развитие выносливости в циклических видах спорта / В. Б. Гилязова, А. В. Шустин //Теория и практика физической культуры. -М.: 2006. -С.6-12.
9. Гужаловский А.А. Основы теории и методики физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 2016. - 356 с.
10. Дашинорбоев В.Д., Федотова Н.Ю. Совершенствование скоростной выносливости у легкоатлетов в условиях среднегорья / Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2008. № 3. С. 36-39.
11. Дедковский С.М. Скорость или выносливость? - М.: Физкультура и спорт, 2003. -46 с.
12. Дорохов Р. Н. Возрастная спортивная морфология: учеб. пособие для образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих образовательную деятельность по направлению 034300 - Физическая культура: учебно-методическое пособие / Р. Н. Дорохов, Е. В. Сафоненкова // Смоленская гос. акад. физ. культуры, спорта и туризма, Каф. анатомии и биомеханики. - Смоленск, 2013. - 58 с.
13. Евсиков А. И. Методы исследования физической подготовки : учеб. пособие / А. И. Евсиков, В. А. Кононов, Р. А. Семкин; М-во внутренних дел Российской Федерации, Санкт-Петербургский военный ин-т внутренних войск. - Санкт-Петербург : Изд-во ОМ-пресс, 2009. - 31 с.
14. Зациорский В. М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания / В. М. Зациорский. - 3-е изд. - М: Советский спорт, 2009. - 200 с.
15. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: учеб. для студ. высших учеб. заведений / Ю.Ф. Курамшин. – М.: Советский спорт, 2003. – 464 с.
16. Кудря О.Н. Физическая работоспособность и энергообеспечение мышечной деятельности юных спортсменов, занимающихся различными видами спорта // Лечебная физкультура и спортивная медицина. – 2011. – № 8 (96). – С. 36–40.
17. Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физиче¬ского развития и физической подготовленности. М., 2014, 192 с.
18. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры: учебник / Л. П. Матвеев. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Физкультура и Спорт: СпортАкадемПресс, 2008. - 542 с.
19. Ползикова Т.М. Особенности воспитания скоростной выносливости у старших школьников / Обучение и воспитание: методики и практика. 2015. № 22. С. 177-181.
20. Прошляков В. Д. Оценка физического развития и методика тренированности студентов / В. Д. Прошляков. - Рязань : ГБОУ ВПО РязГМУ Минздрава России, 2013. - 45 с.
21. Сологуб Е.Б. Физиологические основы спортивной тренировки: метод.указания по спортивной физиологии / Е.Б. Сологуб; ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта. – Л. 1986. – 59 с.
22. Содержание и структура спортивной подготовки хоккеистов. Учебное пособие / Михно Л.В., Михайлов К.К., Шилов В.В.// Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. Санкт-Петербург, 2011.
23. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М. : Академия, 2012. - 480 с.