Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современном мире наблюдается стремительный рост различных организаций. Организации
становятся универсальной формой человеческой жизни. Так, понятие «организация» трактуется как
организационно-правовая форма, которая создана и объединяет в себе группы лиц. При этом, лица
взаимодействуют друг с другом на основе принятой системы и структуры, функций и методов
управления и, безусловно, принятых законов.
Так как основу организации составляют отношения между людьми, многие нюансы
организационных отношений не могут быть отражены в нормативных актах. Для регулирования как
внутриорганизационных отношений, так и отношений между организации и внешней средой
выступают сложившиеся законы организации.
Кроме того, понимание основополагающих законов, на которых была основана организация
позволяет принимать эффективные управленческие решения и быстрее достигать поставленные
цели и задачи.
Тем самым, актуальность выбранной мной темы заключается в том, что знание законов
организации позволяет эффективно управлять организацией, своевременно и четко выполнять
цели компании, при этом, оптимально использовать ресурсы организации.
Объектом исследования курсовой работы являются организации.
Предмет исследования – существующие законы организаций.
Целью данной работы является рассмотрение и изучение законов организации, выявление их
влияния на функционирование организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующе задачи:
1. Рассмотреть понятие «закон» и другие по смыслу схожие понятия. Выявить их основные
особенности и различия.
2. Изучить основные законы организации
3. Проследить влияние законов на функционирование организаций в целом.
4. Проанализировать реализацию данных законов на примере конкретного предприятия.
3
Структура данной курсовой работы обусловлены целью и задачами работы и распределены в
порядке их решения. Работа состоит из трех разделов, введения, заключения и списка
используемых источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗАКОНОВ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Взаимосвязь понятий «зависимость», «закон», «закономерность
Организация как явление и процесс действует по определенным законам. В процессе
функционирования организация также сталкивается с большим количеством различных устойчивых
и неустойчивых связей, которые, в свою очередь подчиняются социальным зависимостям и
закономерностям.
Для того, чтобы выявить особенности приведенных понятий, определим понятия каждого из них.
Закон, в более общем смысле, означает систему общих, устойчивых и повторяющихся
зависимостей.[1]
Существуют две категории законов:
-законы природы человеческого общества или «законы природы»;
-законы, придуманные людьми.
В отличие от законов природы, законы придуманные людьми противоречивы и переменчивы.[3]
Для организации особо важно познать законы, с помощью которых она регулируется. Законы
служат существенной основой при приятии управленческих решений и подразделяются на общие и
частные, которые будут более детально рассмотрены в следующем пункте.
Таким образом, применительно к организации, закон — это необходимая, существенная и
устойчивая связь между элементами внешней и внутренней среды, обусловливающая их
упорядоченные изменения. Законы могут быть объективными и субъективными, иметь
кратковременный эффект или уже стать устоявшимися. Законы в организации могут быть
продемонстрированы в виде формул, таблиц, графиков, наборов инструкций и положений. Законэто динамика функционирования организации.
Понятие закона близко к понятию закономерности. Однако, «закономерность» -это постоянно
повторяющая взаимосвязь явлений чего-либо, которая в свою очередь определяет этапы и формы
процесса становления, развития, в нашем случаи компании.[4]
4
Закономерность является частью закона, отсюда можно представить более расширенную
взаимосвязь: зависимость-закон-закономерность (Рисунок 1). Где под зависимостью понимается
связь явления, предопределяющая их сосуществование.
Рисунок 1 – Взаимосвязь между зависимостью, закономерностью и законом.
Так, на входе в организацию могут поступать ресурсы, которые трансформируются в продукцию
которые далее поступают на выход во внешнюю среду из организации. Входные воздействия и
результаты на выходе имеют непосредственную связь между собой. При этом, указанная связь
может выражаться словесно, графически, в виде формул, инструкций и т.д.
Например, зависимость производительности труда от количества работников с высшим
образованием можно изобразить следующим образом на рисунке 2.
Рисунок 2 – Пример графической зависимости
Где, Птр- производительность труда, а Краб-количество работников с высшим образованием.
Зависимость может распределяться на следующие виды:
Зависимость
Объективная Субъективная
Объективные зависимости формируются независимо от сознания и воли людей.
Субъективные-создаются людьми для реализации их целей.
5
Зависимость
Кратковременная Долговременная
К кратковременным относится, к примеру, зависимость подбора кадров от качеств нового
руководителя. К долговременным- зависимость прибыли организации от величины спроса на
продукцию.
Зависимость
Моральная Аморальная
Моральные включают в себя соблюдение норм поведения человека, а аморальные с традициями и
обычаями.
Существует два способа выявления законов и закономерностей развития организационных систем.
Одним из способ является изучение теории организации, при которой анализируются большое
количество конкретных организационных систем: факторов общности и различия, исследование
этапов развития, формулировка закономерностей[7]
Следующим способом являются научные исследования, основанные на работах ученых. Гегель
обосновал закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных
изменений в качественные и закон отрицания. Большое количество научных работ в самых разных
сферах были посвящены раскрытию закономерностей и законов.[7]
Так, с течением времени были утверждены основные требования к законам организации:
-не противоречивость всеобщим законам развития и функционирования общества и природы;
-обладание подтверждением на огромном количестве достоверных информационных источниках;
- должны опираться на общие свойства сложных систем;
- иметь признак согласования друг с другом и непротиворечивости;
-должны служить «помощником» в решении возникающих проблем организации.
Таким образом, из первого пункта можно сделать вывод, что любая организация-это, в первую
очередь, сложная, динамическая система, которой присущи общие системные свойства.
Организации развиваются по существующим законам. Но прежде чем появляется закон, вначале
появляется зависимость, потом она при определенных условиях перерастает в закономерность,
6
потом становится законом. Основа формирования законов- наличие зависимостей и
закономерностей. Закон является обобщением наблюдаемых закономерностей и обладает
различными формами и видами, которые будут рассматриваться в следующем пункте.
7
1.2. Классификация законов организации
Существует множество классификация законов организации. Законы могут различаться по степени
общности и сфере действия. Всеобщие законы, как правило, выражают взаимосвязь между
наиболее универсальными свойствами и явлениями природы и общества. Специфические законы
или частные рассматриваются в области естественных наук или науками об обществе[4]
Также, законы могут быть объективными, так и субъективными. К объективным относят законы
организации, а к субъективным- законы для организации.
Объективные законы включают связь элементов в организации как в системе, при этом они
действуют в независимости от воли и желания человека.
Субъективные законы создаются и принимаются в обществе для более детальной регламентации
организационных отношений различного уровня.
Объективные законы распределяются на универсальные, те, которые распространяются на
все виды систем и специфические, которые объединяют ряд законов, касающихся только
социальных и хозяйственных организаций.
Именно в состав универсальных законов входят основные законы и законы второго уровня,
о которых речь шла выше.
Кроме этого, учеными принято выделять[26]
-законы строения организаций: целостности, пропорциональности, композиции и иерархичности;
-законы функционирования и развития организаций: нужной самоорганизации, разнообразия,
синергии, самосохранения, развития, информированности;
- законы, которые регламентируют функционирование социальных организаций: социальной
гармонии, эффективного восприятия, оптимальной загрузки, устойчивости и др.
Также, существует трехуровневая система классификаций законов (Рисунок 3).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Арутюнова Л.М., Пирогова Е.В. «Теория организации», Ульяновск 2017
8
2. Алиев В.Г., Варфоломеев В.П., Варфоломеева Э.А. Теория организации: Учебник для вузов / Под
ред. В.Г. Алиева. - М.: Экономика, 2019.
3. Бовыкин В.И. Новый менеджмент. — / М.: ОАО "Издательство "Экономика", 2019.
4. Богданов А.А. Тектология (всеобщая организационная наука).Кн. 1– 2. – М. 2017.
5. Валуев С.А., Игнатьева А.В. Организационный менеджмент. Учебное пособие. – М.: 2018.
6. Винер Н. Кибернетика. М., 1968: Экономика, 2018.
7. Гусев А.В. Теория организации: учебное пособие / Н. Новгород: НГЛУ им. Н.А.Добролюбова, 2018
.
8. Дорофеев В.Д. Менеджмент / Учебное пособие. М.: Инфра-М, 2018.
9. Жураховский А.И. Общий подход к задаче обновления организации
// Вопросы экономики 2016 № 5.
10. Латфуллин Г.Р., Райченко А.В. Теория организации: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2014. - 395
с..
11. Медведев В.П., Э.А. Понуждаев. Теория организации / Учебное пособие. М.: ИМЭС – 2014.
12. Мескон М., Альберт М., Хедуори Ф. Основы менеджмента/ — М.: Дело, 2017.
13. Никифорова И. За чистоту жанра // Секрет фирмы 05/2006 г. с 55
14. Олянич Д.В., Теория организации. - Феникс, 2008. - 416 с15. Пригожин А.И. Социология
организаций. – М.: ИНТЕРПРАКС, 2019.
16. Панюкова В.В. Преимущества и недостатки применения франчайзинга для российских
предприятий// Маркетинг в России и за рубежом. – 2009. – №6.– 88 c
17. Райникое A.C. Договор коммерческой концессии. – М.: Изд-во Статут, 2009. – 199 с.
18. Семенков И. Стадии развития организации // Управление персоналом -2017. № 9.
19. Семиков В.Л. Теория организации / – М.: Академия ГПС МЧС России, 2013.
20. Словарь-справочник менеджера / Под ред. М.Г. Лапусты. — М.: ИНФРА-М., 2016.
21. Смирнов Э.А. Теория организации / Учебное пособие.– М.: ИНФРА-М, 2018.
22. Стадниченко В.Н. Теория организации как феномен управленческой культуры//Власть и
управление 2001. № 2.
23. Олянич Д.В., Теория организации. - Феникс, 2008. - 416 с
24. Туровец О.Г. Теория организации / Учебное пособие О.Г.Туровец, В.Н. Родионова. М.: Инфра –
М, 2004.
25. Хаксевер К., Рендер Б., Рассел Р., Мердик Р. Управление и организация в сфере услуг: теория и
практика. - СПб., 2014. - 496 с.
26. Ягудин С.Ю. Венчурное предпринимательство. Франчайзинг.- СПб: Изд-во Питер, 2011. – 256 с
27. Материалы сайта БИБОСС – [Электронный доступ] – Режим доступа: http://www.beboss.ru/,
свободный
9
28. Материалы сайта Российская Ассоциация Франчайзинга – [Электронный доступ] – Режим
доступа: http://ru.rusfranch.ru/, свободный
29. Материалы сайта Forbes – [Электронный доступ] – Режим доступа: http://www.forbes.ru/,
свободный
30. Материалы сайта Marriott.com – [Электронный доступ] – Режим доступа:
https://www.marriott.com.ru/, свободный