Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлена тем, что Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает размер наказания в зависимости от субъекта административного правонарушения, предусмотрев, что физическое лицо несет менее строгое наказание, чем должностное, а юридическое лицо несет более строгое наказание по сравнению с остальными субъектами.
Определение статуса должностного лица имеет практическую значимость и в связи с такой важной темой для настоящего времени, как коррупция. Должностные лица используют свои полномочия для совершения запрещенных законом действий, за счет личных связей принимают решения в сферах, управление которыми не входит в их обязанности и полномочия, выполняют свои обязанности только за дополнительное материальное вознаграждение и др. Подобные действия, согласно социологическим опросам, подрывают доверие населения к власти, ее органам и представителям.
Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с понятием должностного лица в административном праве.
Предметом исследования данной работы являются нормы действующего административного законодательства и иные нормативные правовые акты, определяющие должностное лицо в административном праве, практика их применения, а так же научная и учебная литература по теме исследования.
Целью данной работы ставится комплексное изучение должностного лица в административном праве, выявление проблем в данном вопросе.
Задачами работы является:
• рассмотреть правовой статус должностного лица в административном праве;
• изучить понятие должностного лица;
• проанализировать признаки должностного лица;
• проанализировать классификацию должностных лиц по административному праву.
Нормативно-правовой основой данной работы являются следующие нормативно-правовые акты: Конституция РФ, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и другие нормативные правовые акты.
В работе применяются общие и частные методы исследования, в том числе описательный, исторический, системно-правовой, формально-юридический, метод сравнительного анализа.
Структура работы: введение, два раздела, заключение и список источников.
Глава 1. Правовой статус должностного лица
1.1. Понятие должностного лица
В современном мире важную роль в любом демократическом государстве играет честное и открытое осуществление государственной власти.
На основании проведенного исследования необходимо сделать вывод о том, что для эффективного осуществления государственной власти посредством организации работы государственных органов необходимо уделять большое внимание вопросам подбора кадров для государственной службы. С течением времени государство становится все более открытым для общества. Появляются дополнительные возможности для общественного контроля, осуществляется взаимодействие некоммерческих формирований с различными государственными органами в разнообразных формах и по самым разным направлениям, что положительным образом сказывается на жизни каждого отдельного гражданина и государства в целом. В развитие обозначенной тенденции необходимо активизировать дальнейшее участие населения в формировании и работе государственных органов.
Демократия в России не может ограничиваться одними выборами, граждане должны иметь возможность влиять на государство посредством участия в формировании его кадрового состава. Государственные чиновники не должны быть неприкосновенными личностями, вольными вершить все, что им угодно, необходимо без всякой иронии воспринимать их в обществе как слуг народа, и они сами должны это четко осознавать.
Вместе с тем нельзя забывать и о культуре отношения простых граждан к тем, кто заботится об общественном благе. Нельзя забывать положительный советский опыт по формированию уважительного отношения к государственным органам и их служащим. Без взаимного уважения каждого представителя общества и государства невозможно функционирование правового государства.
Должностное лицо в российском праве базируется на нескольких понятийных категорий, предусмотренных уголовным и административным законодательством.
Статус должностного лица распространяется:
1) на физических лиц, наделенных организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации;
2) на лиц, совершивших определенный круг правонарушений (статья 2.4 КоАП РФ ), занимая определенные должности в юридическом лице, независимо от формы собственности и подчиненности, а также на индивидуальных предпринимателей.
Проанализировав понятие административного правонарушения (статья 2.1 КоАП РФ) как противоправного, виновного действия (бездействия) физического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность можно сделать вывод, что лицо совершило административное правонарушение, необходимо наличие следующих обязательных условий: в отношении лица должно вестись дело об административном правонарушении; его вина должна быть доказана в установленном КоАП РФ порядке; наличие вступившего в законную силу постановления судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
На основе изложенного можно сделать вывод, что должностное лицо - это физическое лицо, совершившее противоправное, виновное действие (бездействие), за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. При этом необходимо иметь в виду, что наличие вступившего в законную силу постановления обязательно. Иначе нельзя будет говорить об установлении и доказанности вины в совершении административного правонарушения.
Государственной должностью является должность, устанавливаемая Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов. Должность гражданской службы учреждается для обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность.
Профессиональная служебная деятельность на должности государственной гражданской службы Российской Федерации (далее - гражданская служба) осуществляется государственным гражданским служащим Российской Федерации (далее - гражданский служащий) на основании акта о назначении на должность гражданской службы и служебного контракта.
Изданию акта о назначении на должность гражданской службы и, соответственно, заключению служебного контракта предшествует факт определения представителем нанимателя правового основания замещения должности гражданской службы.
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» замещение должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, проведение которого заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы.
Без проведения конкурса, в том числе по усмотрению представителя нанимателя, замещение должности гражданской службы осуществляется по основаниям, предусмотренным ч. 2 - 4 ст. 22 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ. При этом отдельные основания, по которым замещение должности гражданской службы осуществляется в бесконкурсном порядке, на наш взгляд, являются несколько спорными. Основание бесконкурсного замещения должности гражданской службы является избыточным и, на наш взгляд, подлежит исключению.
Следует также отметить, что в соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 25 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ срочный служебный контракт заключается в случае замещения отдельных должностей гражданской службы категории «руководители», а также должностей гражданской службы категории «помощники (советники)». При этом, акцентировав внимание на отдельных должностях гражданской службы рассматриваемых категорий, законодатель не определил каких-либо критериев их определения, не предъявил требований к установлению перечня данных должностей нормативным правовым актом государственного органа, как это, например, предусмотрено в отношении должностей гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну (ч. 3 ст. 22 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ). Обозначенный пробел в правовом регулировании анализируемых отношений на практике предоставляет возможность представителю нанимателя самостоятельно определять данные должности гражданской службы и назначать на них доверенных ему лиц без проведения конкурса, что подтверждается и примерами судебной практики.
Предусмотренное п. 3 ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ основание замещения должности гражданской службы без проведения конкурса при заключении срочного служебного контракта, на наш взгляд, также является не вполне обоснованным. Законодательное исключение из общего правила конкурсного замещения должности гражданской службы, как полагаем, не обусловлено какой-либо правомерной целью и не содержит правовой необходимости этому, не способствует оно и установлению равных условий для прохождения гражданской службы и, соответственно, препятствует реализации принципа гражданской службы, предусмотренного п. 3 ст. 4 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ.
Возможно, что такой целью или правовой необходимостью могли бы выступать исключительные обстоятельства, которые обусловливают невозможность надлежащего осуществления государственных функций при отсутствии гражданского служащего, чьи служебные обязанности непосредственно связаны с исполнением полномочий соответствующего органа государственной власти. Однако именно исключительность данных обстоятельств предопределяет право представителя нанимателя на перевод гражданского служащего на срок до одного месяца (ч. 1 ст. 30 Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ) либо возможность возложения на гражданского служащего должностных обязанностей в порядке совмещения должностей гражданской службы (ст. 60.2 ТК РФ). Для надлежащего осуществления государственных функций, несмотря на то что замещаемая должность гражданской службы не является вакантной, по нашему мнению, мог бы быть использован и кадровый резерв, формируемый в том числе и на конкурсной основе. Само же согласие на заключение срочного служебного контракта и, соответственно, на прохождение гражданской службы в течение определенного срока не может, на наш взгляд, являться достаточным основанием для назначения на должность гражданской службы без проведения конкурса.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (в ред. Федерального закона от 4 июня 2014 г. N 143-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 1 (ч. I). Ст. 1.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
4. Федеральный закон от 13.07.2015 N 262-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения видов государственной службы и признании утратившей силу части 19 статьи 323 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 20.07.2015, N 29 (часть I), ст. 4388.
5. Указ Президента РФ от 31.12.2005 N 1574 «О Реестре должностей Федеральной государственной гражданской службы» //Собрание законодательства РФ, 02.01.2006, N 1, ст. 118.
6. Указ Президента РФ от 31.12.2010 N 1657 «Об оптимизации численности федеральных государственных гражданских служащих и работников федеральных государственных органов» // Собрание законодательства РФ, 03.01.2011, N 1, ст. 195
7. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 19 января 2011 г. N 48-О-О // СПС «КонсультантПлюс».
8. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21 ноября 2013 г. N 1754-О // СПС «КонсультантПлюс».
9. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2013 г. N 24 // Бюллетень Верховного Суда РФ, N 9, сентябрь, 2013.
10. Определение Санкт-Петербургского городского суда от 5 октября 2011 г. N 33-15065 // СПС «КонсультантПлюс».
11. Башуров В.Б., Дитятковский М.Ю. Назначение на должность государственной гражданской службы Российской Федерации: проблемы правового регулирования // Государственная власть и местное самоуправление. 2016. N 7.
12. Гришковец А.А. Должность гражданской службы (некоторые проблемы статуса) // Административное право и процесс. 2012. N 6.
13. Кирин А.В., Побежимова Н.И. Новой редакции КоАП РФ нужна новая Общая часть // Административное право и процесс. 2014. N 12.
14. Левченко И.А. Проблемы совершенствования системы государственной службы Российской Федерации // Актуальные проблемы правоприменительной и правоохранительной деятельности в современных условиях: Материалы 12-й Международной научно-практической конференции / Министерство образования и науки РФ; Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова. 2016.
15. Нечаева Т.В., Кирилин А.В. Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (постатейный). 2-е изд., перераб. и доп. М.: Деловой двор, 2013.
16. Паньшин Д.Л. Понятие должностного лица в административном законодательстве России // Административное и муниципальное право. 2015. N 4.
17. Шобухин В.Ю. Служба в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации: Учебное пособие. Екатеринбург: Издательский дом УрГЮУ, 2016.