Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы определяется вниманием к проблемам развития образования на современном этапе. Приведение образования в соответствие с требованиями современной жизни, а именно создание культуры и механизмов постоянного обновления образования, его целенаправленной ориентации на актуальные и перспективные потребности личности, общества и государства.
Профессиональный стандарт педагога задает высокие требования к профессиональной компетентности педагога. Это требует повышения квалификации педагога, но не в традиционном понимании приращения у него профессиональных знаний, умений и навыков, а расширение профессионального пространства педагога как показателя его профессиональной компетентности. Профессиональное развитие в контексте нового профессионального пространства педагога проявляется в способности педагога к рефлексии своего профессионального уровня, стремлении совершенствовать профессиональные компетенции, выстраивать процесс педагогического самообразования, а также обнаруживать, ставить и решать новые педагогические задачи разного уровня - стратегического, тактического, оперативного. В любом случае, новые трудовые функции и профессиональные задачи необходимо осваивать своевременно, в полном объеме и постоянно, в противном случае у педагога наступает кризис компетентности (диссонанс в использовании традиционных моделей профессионального поведения в изменившихся условиях). Педагогу помимо повышения квалификации необходимо специально организованное научно-методическое сопровождение, позволяющее перейти с пассивной модели адаптивного поведения к активной модели профессионального развития в изменившихся условиях деятельности.
«Профессиональная деятельность выступает как одна из ведущих сфер приложения сил и возможностей человека, при этом она характеризуется высокой динамичностью в связи с развитием технологий, социокультурными и экономическими факторами и поэтому требует от человека постоянной работы по самоопределению, разработке творческой модели профессионального пути в течение всей жизни [Климов]. В этой связи профессиональное самоопределение как проявление субъектности представляет собой не единичный факт выбора, а длительный многоступенчатый динамичный процесс осознания и конструирования личностью индивидуальных ценностей и смыслов будущей или уже выполняемой деятельности».
Объект исследования – преподаватель экономики образовательных организаций СПО.
Предмет исследования – деятельность преподавателя экономики образовательных организаций СПО.
Цель исследование – анализ деятельности преподавателя экономики образовательных организаций СПО.
Глава 1. Профессиональная деятельность преподавателей экономики образовательных организаций СПО
1.1 Общая характеристика профессиональной деятельности педагога СПО
Реформирование российской системы обучения в целом, и в среднем профессиональном образовании в частности, предусматривает разработку новых образовательных программ, совместимых с европейскими, и для их реализации – соответствующую трансформацию вузовских структур, нормативной базы и практики преподавания [Телина].
Преподаватель СПО должен систематически повышать свою научную, профессиональную квалификации, изучать новые научные статьи и монографии, причем это должен быть не только российский, но и зарубежный опыт. Преподаватель вуза обязан публиковать статьи в научных журналах, участвовать в международных, всероссийских и региональных конференциях, выступать с докладами на круглых столах, заниматься собственной исследовательской деятельностью. Эффективная преподавательская деятельность предполагает научно-исследовательскую работу, поскольку является частью его должностных обязанностей [Черняев].
1. Повышение квалификации преподавателей вуза осуществляется в соответствии с требованиями Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, где в ст. 10 п. 7. отмечено, что система образования должна создавать условия для непрерывного образования, предоставлять возможность одновременного освоения нескольких образовательных программ, учитывать первичное образование, уровень квалификации, исследовательский опыт [ФЗ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ].
Программа повышения квалификации должна сформировать у обучающихся профессиональные компетенции, необходимые для выполнения нового вида профессиональной деятельности – психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в образовательных организациях профессионального, высшего и дополнительного образования, основных и дополнительных образовательных программ для приобретения квалификации «Преподаватель СПО».
Современная система повышения квалификации должна своевременно реагировать на изменения образовательной среды. Она должна носить практический характер, с конкретными приемами и открытыми показами, демонстрацией форм и методов работы со студентами в аудитории [Хуторской, с. 75].
Основными компонентами профессиональной компетентности являются:
социально-правовая компетентность – знания и умения в области взаимодействия с общественными институтами и людьми, а также владение приемами профессионального общения и поведения;
персональная компетентность – способность к постоянному профессиональному росту и повышению квалификации, а также реализации себя в профессиональном труде;
специальная компетентность – подготовленность к самостоятельному выполнению конкретных видов деятельности, умение решать типовые профессиональные задачи и оценивать результаты своего труда, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения по специальности;
аутокомпетентность – адекватное представление о своих социально-профессиональных характеристиках и владение технологиями преодоления профессиональных деструкции;
экстремальная компетентность – способность действовать во внезапно усложнившихся условиях, при авариях, нарушениях технологических процессов.
С позиции основных операционных функций педагога СПО можно выделить следующие группы профессионально-педагогических умений:
гностические умения – познавательные умения в области приобретения общепрофессиональных, производственных и психолого-педагогических знаний, предусматривающих получение новой информации, выделение в ней главного, существенного, обобщение и систематизация собственного педагогического опыта, опыта новаторов и рационализаторов производства;
идеологические умения – социально-значимые умения проведения политико-воспитательной работы среди обучающихся, пропаганды педагогических знаний [Хуторской, с. 76];
дидактические умения – общепедагогические умения определения конкретных целей обучения, выбора адекватных форм, методов и средств обучения, конструирования педагогических ситуаций, объяснения учебно-производственного материала, демонстрации технических объектов и приемов работы;
организационно-методические умения – умения реализации учебно-воспитательного процесса, формирования мотивации учения, организации учебно-профессиональной деятельности учащихся, установления педагогически оправданных взаимоотношений, формирования коллектива, организации самоуправления;
коммуникативно-режиссерские умения – общепедагогические умения, включающие перцептивные, экспрессивные, сугистивные, ораторские и умения в сфере педагогической режиссуры;
прогностические умения – общепедагогические умения прогнозирования успешности учебно-воспитательного процесса, включающие диагностику личности и коллектива учащихся, анализ педагогических ситуаций, построение альтернативных моделей педагогической деятельности, проектирование развития личности и коллектива, контроль за процессом и результатом;
рефлексивные умения – способность к самопознанию, самооценка профессиональной деятельности и профессионального поведения, самоактуализация;
организационно-педагогические умения – общепедагогические умения планирования воспитательного процесса, выбора оптимальных средств
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
2. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
3. Ананьев Б. Г. Структура индивидуального развития как проблема современной педагогической антропологии // Избранные труды по психологии. Образование и наука. Том 20, № 7. 2018/The Education and Science Journal. Vol. 20, № 7. 2018
4. Гаязов А. С. Теория подготовки полифункционального специалиста нового типа / А. С. Гаязов и др. Уфа: БГПУ, 2011. 124 с.
5. Зеер Э. Ф. Психолого-педагогическая платформа формирования транспрофессионализма педагога профессионального образования // Профессиональное образование. Столица. 2017 № 6. С. 5–10.
6. Кислов А. Г. От опережающего к транспрофессиональному образованию // Образование и наука. 2018. № 1 (20). С. 54–74
7. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: учебное пособие. Москва: Академия, 2014. 226 с.
8. Лазарева И. Н. Транспрофессиональные компетенции в образовании: от идеи к технологии // Современные наукоемкие технологии. 2015. № 12/3. С. 517–520
9. Леонтьев Д. А., Шелобанова Е. В. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего // Вопросы психологии. 2014. № 1. С. 57–65.
10. Маркова А. К. Психология профессионализма. Москва: Международный гуманитарный фонд «Знание», 2014. 226 с.
11. Телина И. А., Лосева А. А. Социально-психологические аспекты адаптации студентов к образовательным условиям вуза // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2018. № 2 (30). С. 132–139.
12. Развитие и воспитание личности // Санкт-Петербургский университет, 2014. 180 с.
13. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Том I,2,3: монография. – М.: Лань, 2013
14. Хасанова И. И., Котова С. С. Возможности интерактивной профессиологической службы в профессиональном самоопределении личности // Профессиональное образование и рынок труда. 2014. № 3 (7). С. 18–20
15. Хуторской, А. В. Педагогическая инноватика : учеб. пособие. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2018. – 256 с.
16. Черняев А. П., Лыкова Е. Н. Профессиональное и высшее образование: вызовы и перспективы развития. Москва: Экон-Информ, 2018. 230 с.
17. Ялалов Ф. Г. Профессиональная многомерность: монография. Казань: Центр инновационных технологий, 2013. 180 с.