Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлена тем, что в настоящее время в системе правового регулирования государственного управления имеется достаточно много проблем, одним из вопросов, требующих своего пристального внимания, является вопрос, касающийся процесса перемещения людей.
Современные миграционные процессы, влияющие в целом на социальную, экономическую ситуацию, ставят перед государством непростые задачи по их разрешению.
Переселение мигрантов, их вовлечение в трудовые процессы - это необходимое условие для развития экономики страны. Миграционная ситуация остается напряженной. Этим обусловлена необходимость адекватного правового регулирования и эффективного функционирования контрольно-надзорных органов государства.
Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с государственным регулированием миграции.
Предметом работы являются нормы действующего законодательства, регулирующие миграцию, практика их применения, а так же научная и учебная литература по теме работы.
Задачами работы ставится:
• рассмотреть миграционные процессы и их государственное регулирование в РФ;
• исследовать частно-государственное партнерство в сфере миграции;
• выявить проблемы и определеить тенденции развития административной ответственности за нарушение миграционных правил;
• проанализировать миграционную амнистию.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
1. Основы государственного регулирования миграции
1.1. Миграционные процессы и их государственное регулирование в РФ
Миграционные процессы в России являются объективной реальностью современности, которая приобрела масштабный характер, и настоятельно нуждаются в устранении существующих правовых противоречий между различными источниками закона. Применительно к нашей статье под миграционными процессами мы понимаем совокупность юридических фактов (действия и события), в результате которых у физического лица происходит изменение места жительства или места пребывания, связанное с выездом за пределы административно-территориального образования, одновременно влекущее приобретение, изменение или использование правового статуса мигранта. Близкую к нам точку зрения по определению понятия миграционного процесса занимает В.В. Сенченко.
Специалисты подразделяют миграцию на два вида, где критерием деления выступает признак - пересечение Государственной границы Российской Федерации (РФ). Пересечение Государственной границы РФ иностранными гражданами и лицами без гражданства образует внешнюю миграцию. Внутреннюю миграцию образуют перемещения граждан России в пределах РФ.
За последние тридцать лет динамика миграционного процесса сохраняет стойкую тенденцию к росту числа мигрантов, прибывающих в Российскую Федерацию. Существование данного явления требует развития государственной политики в миграционной области, в том числе создания и совершенствования нормативно-правовой базы по ее регулированию. Правовое регулирование статуса иностранных мигрантов на период их пребывания в РФ затрагивает различные сферы общественных отношений. Поэтому миграционное законодательство должно быть скоординировано с существующей системой законодательства. Основным нормативным актом, образующим систему миграционного законодательства, выступает Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Правовой механизм координации миграционных процессов в России нуждается в совершенствовании, так как в РФ продолжают прибывать мигранты, в основном из стран СНГ, а правовое регулирование их пребывания в РФ представляет важную сферу общественных отношений. Развитие законодательства, регулирующего миграционные процессы, будет способствовать снижению нелегальной миграции.
С 2016 года руководящая роль в координации миграционных процессов принадлежит Главному управлению по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации. Взаимодействие осуществляется с несколькими ведомствами: с ФСБ России осуществляется совместная работа по вопросам пропуска и выдворения мигрантов через Государственную границу. Совместно с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации определяются вопросы трудовой занятости мигрантов. Сообща с Министерством здравоохранения и социального развития РФ обусловливаются вопросы медицинского обслуживания мигрантов. С Министерством РФ по налогам и сборам принимаются решения по уплате налогов и сборов мигрантами.
Политика Главного управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации на сегодняшний день направлена на сдерживание миграционных потоков из стран СНГ и в то же время не содержит мер по привлечению мигрантов к переезду на постоянное место жительства в Российскую Федерацию. Для развития экономики государства полезно использование положительного потенциала миграционных процессов путем совершенствования механизма их правового регулирования.
Изучение вопросов правового воздействия на миграционные процессы, его форм и методов проявляется в эффективности государственного управления этими процессами и устранения правовых пробелов в регулировании отношений в сфере миграции. Насущными организационно-управленческими проблемами по регулированию миграционных процессов в Российской Федерации выступают:
- необходимость законодательного закрепления статуса, полномочий, функций и задач Главного управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее по тексту - ГУВМ МВД РФ). На сегодняшний момент правовая основа деятельности ГУВМ МВД РФ регулируется подзаконным актом;
- требуется конкретизировать задачи, функции и полномочия ГУВМ МВД РФ для эффективности управления в новых условиях и на перспективу. Надо законодательно разделить права и обязанности ГУВМ МВД РФ, что исключит неоднозначность правоприменения и что отсутствует на настоящий момент;
- определение перечня вопросов, подлежащих решению только судом по миграционным вопросам, тем самым будет обеспечена судебная защита интересов России и лиц, участвующих в миграционном процессе;
- прямым результатом отсутствия государственной программы по адаптации является изоляция мигрантов от принимающего общества и рост негативного отношения к мигрантам со стороны населения.
Трудности в координации миграционных процессов в РФ состоят в противоречии интересов государства и прав мигрантов, коренного населения и прибывающего этноса. Важным элементом миграционной политики государства должно стать создание условий для адаптации и интеграции мигрантов, защиты их прав и свобод, предоставления им социальных гарантий. Разрешение этих проблем затруднено получением временного разрешения на проживание, вида на жительство для иностранного гражданина, проживающего в России, и неурегулированностью правового статуса иностранного гражданина.
Правовое регулирование миграционных процессов в Российской Федерации представляется с учетом перспективного развития экономики страны, ее потребности в трудовых ресурсах применительно к каждому субъекту РФ. Государственное регулирование и управление миграционными процессами в Российской Федерации должны стать приоритетной задачей Правительства РФ. Компетентное управление миграционными процессами позволит получить максимальный эффект и избежать многих ошибок в этой сфере деятельности. Правительству РФ требуется в правовом и организационном формате усилить работу по переселению соотечественников. Нужна продуманная политика, стимулирующая их на добровольное переселение в РФ и обеспечение их трудовой занятости. Является актуальным создание централизованного управления по распределению прибывающих мигрантов с учетом потребностей каждого субъекта РФ на текущий и последующие годы. В этом плане будет полезным заключение двусторонних соглашений между Россией и странами СНГ по организации набора граждан для трудовой деятельности на территории РФ.
В настоящее время на территории РФ находится около 17,5 млн иностранных мигрантов. Трудовая деятельность большинства (60%) прибывших мигрантов носит нелегальный характер. Работодатели заинтересованы в приеме на работу мигрантов, так как им можно платить зарплату неофициально и значительно меньшую по размеру. А это вызывает социальную напряженность в трудоустройстве и оплате труда у граждан РФ. Поддержанию и развитию нелегальной миграции способствует возможность регистрации мигрантов по месту пребывания в жилых и нежилых
Фрагмент для ознакомления
3
1. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан об организованном наборе и привлечении граждан Республики Узбекистан для осуществления временной трудовой деятельности на территории Российской Федерации. Заключено в г. Москве 05.04.2017. // Собрание законодательства РФ. 5 февраля 2018 г. N 6. Ст. 802.
2. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
5. Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 03.06.2002, N 22, ст. 2031.
6. Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 29.07.2002, N 30, ст. 3032.
7. Федеральный закон от 18.07.2006 N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 24.07.2006, N 30, ст. 3285.
8. Федеральный закон от 15.08.1996 N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» // Собрание законодательства РФ, 19.08.1996, N 34, ст. 4029.
9. Закон РФ от 25.06.1993 N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» // Российская газета, N 152, 10.08.1993.
10. Указ Президента РФ от 31.10.2018 N 622 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы» // Собрание законодательства РФ, 05.11.2018, N 45, ст. 6917.
11. Положение о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 19 июня 2012 г. N 610 // Собрание законодательства РФ, 25.06.2012, N 26, ст. 3528.
12. Положение о Главном управлении по вопросам миграции Министерства внутренних дел России: Приказ МВД России от 15 апреля 2016 г. N 192.
13. Профессиональный стандарт «Специалист по трудовой миграции» // СПС «КонсультантПлюс».
14. Андриченко Л.В., Плюгина И.В. Миграционное законодательство Российской Федерации: тенденции развития и практика применения: монография // ИЗиСП, Норма, ИНФРА-М, 2019. С. 89.
15. Андрейцо С.Ю., Хазов Е.Н. Современные тенденции в реализации миграционной политики в России // Вестник экономической безопасности. 2016. N 2.
16. Дзьоник Д.В. Контроль за миграцией: проблемы и решения: Монография / Под общ. ред. В.П. Сальникова. СПб.: Фонд «Университет», 2016. 200 с.
17. Зуева А.С., Хабибулин А.Г. Современная российская государственность в условиях реформирования миграционной политики // Юридическая наука: история и современность. 2016. N 5. С. 31 – 36.
18. Кобылинская С.В., Усенко А.С. Современная миграционная политика России // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2014. N 103. С. 1037 - 1052.
19. Кобылинская С.В., Усенко А.С. Современная миграционная политика России // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2014. N 103. С. 1041.
20. Лисицын П.П. Миграционный процесс: мигрант, работодатель, государство. СПб.: СПбГЭУ, 2016. 142 с.
21. Курдюмов Н.В. Частно-государственное партнерство в сфере организованной трудовой миграции // Миграционное право. 2019. N 2. С. 33.
22. Плещева М.В. Проблемы совершенствования миграционной политики в Российской Федерации // Ленинградский юридический журнал. 2012. N 3.
23. Сандугей А.Н. О проблеме дифференциации административной ответственности за нарушения миграционного законодательства по территориальному критерию // Административное право и процесс. 2014. N 11. С. 36 - 39.
24. Сенченко В.В. Формы и методы административно-правового регулирования миграционных процессов в Российской Федерации // Общество и право. 2016. N 1(55). С. 247 - 252.
25. Степанов А.М. Транснациональный подход в современных миграционных исследованиях // Вестник Санкт-Петербургского университета: Социология. 2018. Т. 11. Вып. 1. С. 116 – 127.
26. Трунцевский Ю.В. Международное пенитенциарное право: Лекция. М.: Юрист, 2001. 48 с.
27. Уваров В.Ю. Миграционные процессы в Российской Федерации: основные тенденции // Теория государства и права. 2018. N 1. С. 69 – 72.