Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлена тем, что Конституция РФ закрепляет вертикаль исполнительной власти. Это означает, что федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Сейчас функционирует система федеральных органов исполнительной власти, установленная Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (далее также - Указ N 314), которая подразумевала создание федеральных министерств, федеральных агентств и федеральных служб вместо действовавших ранее государственных комитетов, федеральных комиссий, российских агентств, федеральных надзоров и государственных комиссий.
Произошедшие изменения системы и структуры федеральных органов исполнительной власти представляют уникальную возможность проследить формы таких изменений, их интенсивность и периодичность, выявить общие характерные черты.
Оценка эффективности деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти, их руководителей, а также глав субъектов Российской Федерации является важнейшим направлением государственного управления в современном Российском государстве. В целом оценка эффективности позволяет добиться более качественного государственного управления, направленного на достижение таких показателей, которые бы удовлетворяли население.
Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с исполнительными органами власти.
Предметом настоящей работы являются нормы действующего законодательства, регламентирующие исполнительные органы власти, практика их применения, а так же научная и учебная литература по теме работы.
Целью настоящей работы является изучение истории и современности исполнительных органов власти.
Задачами работы ставится:
• изучить понятие исполнительной власти
• исследовать историю развития системы органов исполнительной власти и ее реформирование;
• рассмотреть понятие органов исполнительной власти;
• проанализировать эффективность органов исполнительной власти на современном этапе;
• исследовать органы исполнительной власти в зарубежных странах;
• определить перспективы развития правового регулирования деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ.
Нормативно-правовой основой данной работы являются следующие нормативно-правовые акты: Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» и другие.
В работе применяются общие и частные методы исследования, в том числе описательный, историко-юридический, системно-правовой, формально-юридический, метод сравнительного анализа.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
1. Исполнительная власть и ее развитие
1.1. Исполнительная власть
Сущностное понимание природы и предназначения исполнительной власти в ее методологическом смысле предполагает рассмотрение данного института в аспекте общей теории правоведения.
За последние годы появился ряд научных статей, монографий, в которых предприняты попытки по-новому осветить проблемы исполнительной власти, дать ее сущностную характеристику.
Применение термина «административная власть» имеет более узкое значение в отечественной правовой науке, так как происходит от слова «администрировать» - «управлять», «руководить». Очевидно, что сфера функционирования органов исполнительной власти шире, нежели лишь управление или руководство отдельными отраслями государственной деятельности.
Во-первых, следует отметить, что в исполнительной власти заключено то звено государства, которое практически организует жизнь людей, она наиболее приближена к народу. Как справедливо отмечает Д.Н. Бахрах, «она (исполнительная власть) необходима для налаживания сложной сети общественных связей в экономической, социально-культурной, административно-политической сферах, в созидательной и охранительной деятельности. В ней сосредоточена вся реальная практическая работа по осуществлению законов, актов высшего руководства.
Во-вторых, исполнительная власть включает в себя основную массу государственных органов и наибольшее число государственных служащих. В-третьих, только исполнительная власть обладает возможностями принуждения. Даже судебное решение, вынесенное соответствующей инстанцией, будет реализовываться должностным лицом, которое входит в систему исполнительной власти.
Отметим, что понятие «исполнительная власть» неразрывно связано с понятием «власть», подход к определению которой в современной литературе неоднозначен и широк, как и понятие «исполнительная власть».
В результате «власть» стала практически неотличимой от таких понятий (категорий), как влияние, принуждение, управление, сила, господство, авторитет, контроль и т.д.
Что же касается определения такой категории, как «исполнительная власть», то стоит отметить, что существует множество трактовок исполнительной власти, при этом наша задача не объединить разные дефиниции одним определением, а найти некое общее, присущее им всем одновременно и выделить его в качестве исходной. Так, ряд ученых понимают под исполнительной властью в широком смысле систему органов государственной власти, осуществляющих в процессе исполнения законов практическое управление обществом и исполняющих для этого в предусмотренных законом случаях административное принуждение.
Некоторые исполнительную власть определяют как самостоятельную и независимую ветвь государственной власти, имеющую универсальный, предметный и организующий характер, выраженную системой государственных органов исполнительной власти, наделенных государственно-властными полномочиями, главное назначение которой заключается в исполнении законов и их реализации определенными методами, предусмотренными законодательством.
Рассматривая понятие исполнительной власти через призму государственного управления, сторонники данной позиции считают, что исполнительная власть является в известном смысле производной от государственного управления, которое представляет собой вид государственной деятельности, в рамках которой и реализуется исполнительная власть. В данном контексте исполнительная власть представляет собой систему органов государственной власти, обладающих совокупностью управленческих полномочий.
Таким образом, на основании вышеизложенного под исполнительной властью следует понимать ветвь единой государственной власти, подсистему государственного аппарата, представленную системой органов исполнительной власти, наделенных государственными полномочиями исполнительно-распорядительного характера.
Подобное разнообразие в определении понятия исполнительной власти вызвано ее сложным и многогранным характером, обширностью признаков и отсутствием единого легального определения исполнительной власти в Российской Федерации.
Выделяют следующие признаки исполнительной власти, как:
- легальность - определяется функционированием исполнительной власти в рамках Конституции и законов;
- легитимность - выражается в соблюдении предусмотренного законодательством порядка формирования органов исполнительной власти;
- независимость - отсутствие подчиненности, при этом изначально независимость данной ветви власти ограничена законодательными рамками;
- самостоятельность - обосновывается тем, что никакие другие органы государственной власти не вправе принимать на себя функции исполнительной власти и вторгаться в компетенцию органов исполнительной власти;
- универсальность - заключается в непрерывности функционирования исполнительной власти на всей территории государства;
- принуждения - возможность использования принуждения по обеспечению и реализации основ конституционного строя;
- системность - функционирование исполнительной власти в виде системы органов государственной власти, а также совокупность государственных должностных лиц;
- подзаконность - разработка органами исполнительной власти нормативно-правовых актов в целях реализации законов, носящих как материальный, так и процессуальный характер;
- предметность - заключается в том, что нормативно-правовой акт органов исполнительной власти регулирует узкий круг правоотношений.
Исходя из вышеизложенного, напрашивается следующий вывод в определении места и роли исполнительной власти в Российской Федерации в системе органов государственной власти: наблюдается повышение роли и значения исполнительной власти как в системе разделения властей, так и в системе государственного управления, хотя избежание дальнейшей разбалансировки данного механизма возможно лишь в случае построения детальной системы сдержек и противовесов
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
2. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 22.12.1997, N 51, ст. 5712.
3. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // Российская газета. 6 января 1997 г.
4. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 02.08.2004, N 31, ст. 3215.
5. Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства РФ, N 11, 15.03.2004, ст. 945.
6. Указ Президента РФ от 15.05.2018 N 215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства РФ, 21.05.2018, N 21, ст. 2981.
7. Указ Президента РФ от 12.05.2008 N 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти»// Собрание законодательства РФ, 19.05.2008, N 20, ст. 2290.
8. Закон Республики Саха (Якутия) от 15 июня 2002 г. N 16-з N 363-II «О Конституционном Суде Республики Саха (Якутия) и конституционном судопроизводстве» // Официальный сайт Конституционного Суда Республики Саха (Якутия) URL://https:// ks.sakha.gov.ru/uploads/ckfinder/userfiles/files/конституционный%20закон(1).pdf.
9. Закон Иркутской области от 9 декабря 2009 г. N 96/62-ОЗ «О договорах и соглашениях, заключаемых от имени Иркутской области» (в ред. от 29 марта 2016 г.) // Областная газета. 18 декабря 2009 г.
10. Багаутдинова Л.И. Конституционно-правовая ответственность в сфере договорного сотрудничества органов государственной власти субъектов Российской Федерации // Российская юстиция. 2018. N 6. С. 46.
11. Бельский К.С. Феноменология административного права. Смоленск: Изд-во Смоленского гуманитарного университета, 1995. С. 36.
12. Виноградов В.А. Актуальные проблемы конституционно-правовой ответственности // Законодательство. 2002. N 10.
13. Гарипов Р.Ф., Зазнаев О.И. Политическая ответственность главы региона в современной России // Известия Саратовского университета. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2013. Т. 13. Вып. 2. С. 50.
14. Демидов М.В. Законодательные и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации: особенност773и конституционно-правового статуса и организации деятельности // Конституционное и муниципальное право. 2014. N 4. С. 32 - 36.
15. Еремин С.Г. О современной оценке эффективности и результативности деятельности федеральных органов исполнительной власти // Экономика и предпринимательство. 2016. N 1-1(66). С. 406 – 410.
16. Кисляков А.С., Чернышева Т.К. К вопросу об эффективности и результативности деятельности федеральных органов исполнительной власти // Государственная власть и местное самоуправление. 2019. N 10. С. 26.
17. Кондрашев А.А. Конституционно-правовая ответственность в Российской Федерации: теория и практика. М.: Юристъ, 2006.
18. Конституционное право: университетский курс: учебник: в 2 т. / С.В. Арбузов, Т.В. Бережная, И.А. Володько и др.; под ред. А.И. Казанника, А.Н. Костюкова. Москва: Проспект, 2015. Т. 1. 432 с.
19. Коробов Г.А., Фурсова А.А. Конституционно-правовая ответственность в системе федеративных отношений // Общество и право. 2008. N 1 (19). С. 61.
20. Кушхова Б.З. Юридическая ответственность публичной власти в современной России: общетеоретический аспект: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2009.
21. Окрепилов В.В. Совершенствование государственного управления посредством разработки и внедрения систем менеджмента качества в органах исполнительной власти / В.В. Окрепилов, А.Ю. Цариковский. СПб.: Наука, 2014. 223 с.
22. Организация государственной власти в России и зарубежных странах: Учебно-методический комплекс / Рук. авт. кол. и отв. ред. проф. С.А. Авакьян. М.: Юстицинформ, 2014. С. 25.
23. Плещенко А.Н. Конституционно-правовая ответственность политических партий в Российской Федерации // Символ науки. 2015. N 12-2. С. 88 - 90.
24. Россинский Б.В. К вопросу о реформировании системы федеральных органов исполнительной власти // Административное право и процесс. 2004. N 1. С. 20 - 24.
25. Россинский Б.В. Размышления о государственном управлении и административной ответственности // Административное право и процесс. 2016. N 5. С. 6 - 24.
26. Россинский Б.В. Размышления о реформе системы федеральных органов исполнительной власти // Административное право и процесс. 2019. N 10. С. 40.
27. Червонюк В.И., Семенов А.В. Конструкция публично-правовой ответственности и ее утверждение в конституционной практике современной России // Юридическая техника. 2013. N 7-2. С. 844 - 855.
28. Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации: учебник для академического бакалавриата и магистратуры. 4-е изд., изм. и доп. М.: Статут, 2017. С. 89.
29. Южаков В.Н. Государственное управление по результатам: о подготовке проекта Федерального закона «Об основах государственного управления в Российской Федерации» // Вопросы государственного и муниципального управления. 2016. N 1. С. 129 - 148.