Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования подчеркивается следующим. Малые и средние предприятия (МСП) - основа экономического, инновационного и социального развития страны. Малый бизнес является сектором экономики, который включает в себя неболь-шие частные компании и индивидуальное предпринимательство, именно он создает ос-нову экономики страны, именно он обеспечивает рабочие места и высокий уровень бла-госостояния и комфорта для людей.
Одной из наиболее острых и основных проблем в России как для малого, так и среднего бизнеса являются налоги. Одним из факторов повышения конкурентоспособно-сти малой фирмы может быть налоговая оптимизация – использование законных методов уменьшения налогового бремени с целью увеличения прибыли компании. Для каждой организации деятельность направлена на максимизацию прибыли, именно поэтому она всегда будет заинтересована в законном снижении платежей по налоговым сборам. В свя-зи с этим решение проблем, связанных с налогообложением, является актуальным.
Цель работы – разработать направления совершенствования налогообложения ор-ганизации сферы малого бизнеса.
Задачи работы:
- рассмотреть понятие, функции малого бизнеса в современной экономике;
- представить особенности налогообложения организаций малого бизнеса;
- проанализировать налогообложение в организации;
- выбрать наиболее эффективную систему налогообложения в организации.
Объект исследования – ООО «УК «СПЕЦАВТОТРАНС». Предмет исследования – формирование системы налогообложения организации малого бизнеса.
Глава 1. Сущность и налогообложение в малом бизнесе
1.1. Понятие и значение малого бизнеса в экономике
Одной из наиболее активных форм экономики страны является предприниматель-ская деятельность, которая стала катализатором для разработки инновационных решений (в том числе нанотехнологий). Одним из видов предпринимательской деятельности явля-ется малый бизнес. Согласно данным Росстата, на территории современной России коли-чество малых предприятий постоянно растет. Доля малого и среднего бизнеса в стране составляет приблизительно 20% ВВП .
Малым бизнесом чаще всего называют предприятия с незначительными объемами производства и с низкой численностью рабочих кадров. Законодательства разных стран устанавливают свои ограничения на ресурсы. Легальное определение субъекта малого и среднего предпринимательства закреплено в ст. 3 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федера-ции». Согласно данному акту субъекты малого предпринимательства – субъекты эконо-мики (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответ-ствии с условиями, установленными Законом о малом и среднем предпринимательстве, к малым предприятиям, в том числе к микро-предприятиям, и средним предприятиям.
Малый бизнес представляет собой определенного рода деятельность физического или юридического лица, которая направлена на предоставление услуг или продажу това-ров.
Выявление сущности малого бизнеса предполагает выбор, описание, определение, группировку, обобщение и анализ предприятий по ряду обоснованных взаимосвязанных критериев, совокупность которых не только обусловливает содержание и объем сведе-ний, но и задает качественные признаки, ограничивая объект и предмет исследования, ставит задачу выявления и анализа латентных связей более высокого порядка. В то же время стандартными критериями для отнесения к субъектам малого и среднего бизнеса в мире являются объем выручки и численность персонала. Устав Организации экономиче-ского сотрудничества и развития (ОЭСР) ограничивается указанием количества работни-ков: от 20 до 99 чел.
Вместе с теоретическим подходом к определению малого бизнеса выделяют нор-мативно-правовой подход. Например, в России малый и средний бизнес определяются законодательно Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Малый бизнес отличается от среднего, а средний от крупного по одному набору характеристик, в частности, по объему выручки и т. д. Что касается России, то ограничения по выручке составляют до 800 млн. руб. и работать там должно до 100 чел. Приведем все критерии малого бизнеса в России:
- среднесписочная численность работников за предшествующий период до 100 чел.;
- суммарная доля участия в уставном капитале компании субъектов РФ, муници-пальных образований, общественных и религиозных организаций и фондов не более 25%;
- суммарная доля участия других организаций, не являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства, а также иностранных организаций не более 49% ;
- доход от деятельности (сумма выручки и внереализационных доходов) за пред-шествующий календарный год (без НДС) – не более 800 млн. руб. Малый бизнес, как и любая форма предпринимательства, имеет свои достоинства и недостатки.
Необходимым является заметить, что сектор малого бизнеса играет решающую роль в обеспечении занятости населения для успешности функционирования рынка. Предприятие малого бизнеса не может эффективным образом функционировать без опре-деленного рода базы: материальной, правовой, экономической, технической и т. п. По данной причине государству является необходимым создание таких социально-экономических предпосылок в экономике страны, которые предоставят возможность воспользоваться преимуществами малого бизнеса и устранить его недостатки.
В качестве отличительной особенности малого бизнеса выступает его доступность в качестве сферы деятельности для широкого круга людей, это вызвано тем, что его дея-тельность не требует большого объема вложений финансовых, материальных и трудовых ресурсов. В связи с этим именно малое предпринимательство выступает в качестве необ-ходимого условия формирования среднего класса, который является социальной основой, обеспечивающей устойчивость развития общества .
Благодаря гибкости структуры, малые предприятия могут быстро реагировать на изменения рыночной ситуации, переориентировать собственное производство, изменить объемы и технику производства, внести необходимые корректировки. Малый бизнес бо-лее гибок, чем крупные компании с их бюрократическими процедурами. Что касается государственной поддержки, то в развитых странах правительство всячески помогает и поощряет малый бизнес, поскольку он является фундаментом экономики.
Малый бизнес уменьшает уровень безработицы, пополняет бюджет налоговыми отчислениями, вносит вклад в развитие общественности. В разных странах существуют различные программы стимулирования малого бизнеса – налоговые каникулы, гранты, льготное кредитование. Благодаря мобильности малые предпринимательства в любой форс-мажорный момент могут сменить свое месторасположение.
1.2. Особенности налогообложения организаций малого бизнеса
В настоящее время основным нормативно-правовым документом налогового регу-лирования деятельности малого предпринимательства в РФ выступает Налоговый кодекс РФ (НК РФ). Анализ данного кодекса позволяет выделить такие режимы налогообложе-ния субъектов малого бизнеса :
- общая система налогообложения – автоматическим образом он назначается все предприятиям малого бизнеса, уплачиваются все виды налогов;
- упрощенная система налогообложения – отличие от общей системы в том, что уплачивается только единый налог;
- система налогообложения на вмененный доход – при данном режиме произво-дится уплата налога на вмененный доход, расчет которого происходит на основе фикси-рованного дохода налогоплательщика;
- патентная система налогообложения – особого рода налоговый режим, который может применяться индивидуальными предпринимателями;
- единый сельскохозяйственный налог – специальным образом разработано для де-ятельности малого бизнеса в сфере сельского хозяйства.
Малое предприятие, согласно тому, какого рода виды деятельности они осуществ-ляют, могут выбрать для себя наиболее выгодный вид налогообложения, либо же исполь-зовать одновременно несколько режимов специального характера.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 №146-ФЗ. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
3. О развитии малого и среднего предпринимательства: Федеральный закон от 24.07.2007 №209-ФЗ. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
4. «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»: Приказ ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
5. «О предельных значения дохода, полученного от осуществления предпри-нимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего пред-принимательства»: Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 №265. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
6. Алибекова Э.Ф., Алиева Э.Б. Проблемы налогообложения малого бизнеса в Российской Федерации и возможные пути их решения // Закон и право. – 2019. - №5. – С.83-85.
7. Басария С.А. Анализ налогообложения в РФ малого и среднего бизнеса // ПРО-Экономика. – 2019. – Т.3. - №1. – С.2-5.
8. Ветлугина М.А. Особенности налогообложения предприятий малого бизне-са // Молодежь и наука. – 2019. - №1. – С.52-54.
9. Мананникова О.Н., Потокина С.А., Климова Д.Н. Малое предприниматель-ство как источник занятости в России // Sciences of Europe. – 2019. - №36-3. – С.20-24.
10. Мезенцева А.Е. Специальные налоговые режимы: из роль в системе налого-обложения и эффективность применения субъектами малого и среднего бизнеса // Вектор экономики. – 2019. - №5. – С.69-71.
11. Османова Х.О. Патентная система налогообложения для развития малого бизнеса // Инновационная наука. – 2019. - №3. – С.98-100.
12. Официальный сайт Росстат [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.gks.ru.
13. Пилюгина С.Ю. К вопросу выявления проблемных аспектов деятельности института малого и среднего бизнеса в России // Актуальные вопросы права, экономики и управления: Сборник статей VIII Международной научно-практической конференции. – Пенза: Наука и Просвещение, 2017. – С.52-57.
14. Тажудинова Д.А., Раджабова З.Р. Перспективы развития малого и среднего бизнеса в России в современных условиях // Экономика и предпринимательство. – 2018. - №3. – С.655-658.
15. Установлен коэффициент-дефлятор на 2020 год [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn50/news/tax_doc_news/9355721/.