Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение 3
Глава I. Теоретические основы изучения лоббизма в ЕС 5
1.1. Лоббизм и группы интересов: понятия и подходы 5
1.2. Лоббизм в Евросоюзе и политическая теория 14
Глава II. Лоббистская деятельность в ЕС: практический аспект 23
2.1. Этапы развития лоббизма в Евросоюзе 23
2.2. Регулирование лоббистской деятельности в Евросоюзе на современном этапе 27
2.3. Формы и методы лоббизма в ЕС 31
Заключение 36
Список литературы 38
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Сегодня лоббизм является важным и неотъемлемым элементом политической системы. Расширение компетенции институтов Европейского Союза, а также перераспределение полномочий между национальным и наднациональным уровнями управления способствовало разработке конкретной системы представительства интересов. В Европейском Союзе с его уникальной институциональной системой лоббирование стало важной частью политического процесса. Сегодня европейское лоббизм отличается особыми механизмами и процедурами, которые адаптированы к развивающейся институциональной структуре ЕС и развиваются вместе с ней.
В настоящее время проблема лоббирования в ЕС особенно актуальна. Актуальность темы исследования определяется прежде всего международно-политической значимостью вопроса демократизации интеграционных объединений в контексте глобализации мировой экономики в целом. Одной из современных политических тенденций в мире является усиление роли наднациональных образований, объединяющих группы игроков разного характера. Этот процесс может сопровождаться созданием наднациональных институтов и механизмов политического управления и государственных органов как на глобальном, так и на региональном уровнях. Более того, проблема европейского лоббирования имеет особое значение для российского бизнеса, который представлен на внутреннем рынке ЕС. Для России Европейский Союз остается крупнейшим торгово-экономическим партнером.
Объектом данной курсовой работы является феномен лоббизма в Европейском Союзе. Предметом исследования стали особенности лоббирования в ЕС в контексте существующей институциональной системы.
Цель исследования – проанализировать состояние лоббизма в Европейском союзе, его сущность, а также методы и формы.
Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1) рассмотреть теоретические основы изучения лоббизма в политической науке;
2) проанализировать теоретическую основу изучения европейского лоббизма, как отдельного феномена;
3) сделать обзор основных этапов развития лоббистской деятельности в ЕС;
4) проанализировать регулирование лоббистской деятельности в Евросоюзе на современном этапе;
5) рассмотреть основные формы и методы стратегий лоббистской деятельности в ЕС.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава I. Теоретические основы изучения лоббизма в ЕС
1.1. Лоббизм и группы интересов: понятия и подходы
Концепция лоббизма имеет много толкований. Представители политологии до сих пор спорят о том, что такое лоббизм. Процесс влияния, присутствие чиновников и элемент неформальности, которые являются постоянными компонентами процесса лоббирования, позволяют широко и гибко использовать этот термин.
Рассмотрим, как различаются толкования концепции лоббизма в разных источниках. В широком смысле, лоббирование относится к действиям, которые направлены на влияние на политиков и чиновников. Это включает в себя любые попытки отдельных лиц или групп частных интересов влиять на решения правительства. Лоббизм определяется методами, используемыми индивидуально или группой лиц с целью оказания влияния на политиков, ответственных за принятие решений. Существует еще более общее толкование лоббизма, которое подразумевает, что лоббизм выходит за рамки прямого общения с политиками и включает анализ и исследование законодательных инициатив. Лоббизм также подразумевает просветительскую работу с политиками и чиновниками о последствиях принятия решений. Некоторые исследователи утверждают, что лоббизм усиливает законодательный процесс, поскольку внешние группы могут предоставить законодателям важную информацию и опыт, особенно в отношении технических вопросов, которые могут помочь улучшить качество законодательства. В более узком смысле определение обычно ограничивается исключением определенных компонентов. Например, под лоббизмом понимаются действия представителей неправительственных организаций связи с органами государственной власти и местного самоуправления. Целью этой деятельности является принятие решений в соответствии с интересами специальных групп, выраженных этими неправительственными организациями [29].
В данной курсовой работе определение лоббизма представляет собой деятельность по представлению и защите интересов посредством воздействия на должностных лиц и органы государственной власти с целью оказания влияния на формирование и реализацию процесса принятия политических решений. Элементами такой деятельности являются представление информации, убеждение и поощрение решений и событий. Главной отличительной чертой лоббизма как деятельности является специфика целевой группы [24]. Сюда входят те, кто отвечает за непосредственное принятие решений на разных уровнях. Это определение сочетает в себе основные характеристики лоббизма из ранее упомянутых интерпретаций, а также основано на европейской политической действительности.
В научной литературе лоббизм распространился через развитие теории групп интересов. Теория представления интересов была основана на классических работах Дж. Мэдисона, А. Бентли, Б. Трумэна. Теоретическое восприятие лоббирования тесно связано с двумя областями теоретического мышления - концепцией демократии и теорией групп интересов.
Теория демократии основана на тезисах Дж. Мэдисона, который вошел в историю под названием «концепции партийных фракций и правления большинства». Мэдисон размышлял о том, как создать государство, которое сможет контролировать естественный эгоизм и предрассудки людей, и как предотвратить социальные конфликты и антагонизмы, не превращаясь в тирана. Мэдисон создал теорию конституционного государства, в которой подчеркивается создание системы институтов государственной власти, которая гарантирует политическую стабильность и эффективно гармонизирует разнообразные интересы социальных групп. Теория конституционной демократии основывалась на учении о естественном праве и концепции социального плюрализма Мэдисона или теории фракций [13].
Работа А. Бентли «Процесс осуществления правительственной власти: изучение общественных давлений» считается фундаментальной для теории групп интересов. Эта работа является фундаментальной, поскольку она началась с систематического изучения проблем лоббизма и интересов групп. Бентли рассматривает группу как основную ячейку общества, а политику как процесс и результат деятельности групп. Основным объектом изучения для Бентли являются не установленные нормы и политические институты, а деятельность субъектов. Эта деятельность, в свою очередь, определяется их интересами и способами реализации этих интересов. Характерной чертой теоретико-методологического подхода А. Бентли является то, что в своем анализе деятельности он уделяет внимание не отдельным людям, а группам, тем самым вводя категорию группового политического поведения в политический анализ [1]. Его гипотеза строится вокруг того факта, что деятельность людей по защите и продвижению своих интересов осуществляется не индивидуально, а через группы интересов, объединенных принципом общих интересов. Под группой здесь понимается объединение граждан, в основе которого лежат общие цели и интересы.
Другим автором, чьи работы стали основой теории групп интересов, был Д.Трумэн. Основная категория политологического анализа в его фундаментальном исследовании «Управленческий процесс. Политические интересы и общественное мнение» - это группа интересов. Общество представлено как множество взаимодействующих групп, а политический процесс - как конкуренция между группами в борьбе за власть за распределение ресурсов. Группа в этой работе - это совокупность людей, внутри которых происходит взаимодействие. Трумэн делит группы на простые и заинтересованные группы [20]. Группы интересов отличаются от обычных групп тем, что имеют некоторые требования к другим группам. Эти требования выдвигаются в соответствии с руководящими принципами членов, и целью требований является формирование определенных норм.
Несмотря на то, что с момента формирования этих классических концепций прошло много времени, они являются классическими и по-прежнему во многом определяют развитие теории групп интересов. Рассмотрим концепции современных исследователей, которые в значительной степени опирались на фундаментальную работу классиков теории интересов. Ф. Харрис говорит, что группы интересов - это ассоциации, созданные для оказания влияния на правительство в благоприятном направлении. Они характеризуются высокой организацией, согласованностью целей и использованием государственных каналов для их реализации. Определение Шварценберга похоже на предыдущее [36]. По его мнению, группы интересов - это организации, созданные для защиты интересов и оказания давления на политические институты с целью заставить их принимать решения, соответствующие их интересам. Другие исследователи также идентифицируют ассоциации как группы интересов, цель которых состоит в том, чтобы влиять на государственные органы власти в направлении, благоприятном для кругов, которые они представляют [28]. Э. Лэйд под заинтересованными группами понимает организации определенных групп людей для выражения и реализации своих политических целей [16]. Британский ученый Р. Солсбери отмечает, что заинтересованными группами являются организации, которые занимаются разработкой правительственных решений [19]. Г. Зейглер считает, что группы интересов представляют собой официальные ассоциации, которые стремятся влиять на демократический политический процесс [23].
Следовательно, в политической науке существует консенсус в отношении того, что группы интересов - это организации, которые выступают в качестве посредников в системе отношений между обществом и государством. Однако эту функцию выполняют не только заинтересованные группы, но и политические партии. Они, а также заинтересованные группы могут выступать в качестве посредников в общении между государством и обществом. Основное различие между партиями и группами интересов состоит в том, что первые стремятся представлять и воплощать гораздо больший круг интересов, чем вторые. Кроме того, группы интересов отличаются тем, что оказывают влияние на правительство, оказывая давление на уже избранных кандидатов, но не пытаются быть избранными сами. Таким
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Bentley, A.F. The process of government: A study of social pressures / A.F. Bentley – Cambridge: Mass, 1967. - 434 p.
2. Bouwen, P. Corporate Lobbying in the EU: the logic of access / P. Bouwen // Journal of European Public Policy. – 2000. №9. – P. 365-390.
3. Bouwen, P. Exchange access good for access. A comparative study of business lobbying in the EU institutions. / P. Bouwen // European Journal of Political Research – 2004. №43 – P. 337-369.
4. Bouwen, P. The logic of access to the European Parliament / P. Bouwen // Journal of Common Market Studies. – 2002. №42. – P. 473-496.
5. Broscheid, A., Coen, D. Lobbying Activity and Fora Creation in the EU: Empirically Exploring the Nature of the Policy Good / A. Broscheid, D. Coen // Journal of European Public Policy. - 2007. № 3. - P. 348-370.
6. Chung, R. P. Policy networks and multiple lobbying strategies in the EU trade policy-making. A Korean perspective / R.P. Chung // Asia Europe Journal. - 2004. № 2. - P. 420-232.
7. Coen, D. Empirical and theoretical studies in EU lobbying / D. Coen //Journal of European Public Policy. – 2007. №. 3. – P. 333-345.
8. Deller, W. Europe in 1991: Lobbying: Taking Europe Seriously / W. Deller // Investors Chronicle. – 1991. – № 4. – P. 34-56.
9. Eising, R. The Access of Business Interests to EU Political Institutions: Towards Elite Pluralism? / R. Eising // Journal of European Public Policy. – 2007. – Vol. 14(3). – P. 384-403.
10. Graziano, L. Lobbying and the Public Interest / L. Graziano // Lobbyisme, pluralisme et integration europeénne. – 1998. – Vol. 3 (1). – P. 36-50.
11. Greenwood, J. Organized Interests and the European Community / J. Greenwood, J.R. Grote, K. Ronit. – London: Sage, 1992. – 282 p.
12. Greenwood, J. Representing Interest in the European Union / J. Greenwood / Ed. by N. Nugent, W.E. Paterson, V. Wright. – Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2002. – 292 p.
13. Hamilton, A., Madison, J., Jay, J. The federalist papers. / A. Hamilton, J. Madison, J. Jay – New York: Palgrave Macmillan, 2009. – 415 p.
14. Jordan, G., Maloney, W. A. How bumble-bees fly: Accounting for public interest participation / G. Jordan, W. Maloney // Political Studies. – 1996. №. 4. – P. 668-685.
15. Kassim, Н. Policy networks, networks and European Union policy making: a skeptical view / H.Kassim // West European Politics. - 1994. № 4. - P. 1-17.
16. Laid, E. C. The American Polity / E.C. Laid – New York: Prentice-Hall 1985. – 321 p.
17. Lindblom, C. E. The policy-making process / C.E. Lindblom – New York: Prentice-Hall, 1968 – 315 p.
18. Peterson, J. Policy Networks / J. Peterson // European Integration Theory / ed.: A. Weiner, T. Diez. - Oxford: Oxford University Press, 2003. – P. 124-136.
19. Salisbury, R. H. An exchange theory of interest groups / R.H. Salisbury //Midwest journal of political science. – 1969.№4 – P. 1-32.
20. Truman, D. B. The governmental process / D.B. Truman – New York : Alfred A. Knopf, 1971. – 264 p.
21. Van Schendelen, R. More Machiavelli in Brussels: The Art of Lobbying the EU / R. Van Schendelen. – Amsterdam: Amsterdam University Press, 2010. – 384 p.
22. Wilson, G. Interest groups / G. Wilson - Oxford: Blackwell. 1990. 119 p.
23. Zeigler, H. Interest groups / H. Zeigler // Encyclopedia of government and politics. – Washington: Taylor & Francis , 1992. – 377 p.
24. Автономов, А. С. Правовая онтология политики: к построению системы категорий / Автономов, А.С. - М.: инфограф,1999. – 384 с.
25. Белоусов, А.Б. Лоббизм в европейском союзе: корпорации vs. НКО / Белоусов, А.Б. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/lobbizm-v-evropeyskom-soyuze-korporatsii-vs-nko (дата обращения: 09.05.2018)
26. Борев, А. В. Регулирование корпоративного лоббизма в Европейском Союзе / А. В. Борев // Советник Президента. – 2008. – № 3. – С. 1-12.
27. Джордан, Г. Группы давления, партии и социальные движения: есть ли потребность в новых разграничениях? / Г. Джордан //Мировая экономика и международные отношения. – 1997. № 1. – С. 82-97.
28. Курчевска, У. Лоббизм в Европейском Союзе/ У. Курчевска // Европа. - 2002. №3. -С. 120-122.
29. Леви, Д.А. Современное лоббирование в Европейском Союзе: в поисках общих ценностей и точек соприкосновения / Леви, Д.А. - СПб.:Сезам, 2009. - 187 c.
30. Мансур, О. Возвышение и упадок народов / Мансур, О. - Новосибирск: ЭКОР, 1998 – 199 с.
31. Мансур, О. Логика коллективных действий. Общественные блага и теория групп / Мансур, О. - М.: ФЭИ, 1995. – 174 с.
32. Перегудов, С. Лоббизм российского крупного бизнеса в Европейском союзе (макроуровень) / С. Перегудов// Мировая экономика и международные отношения. -2009. № 9. - С. 49-65.
33. Перегудов, С. П. Крупная корпорация как субъект публичной политики / С. П. Перегудов. – М.: ИД ГУ-ВШЭ, 2006. – 168 с.
34. Руденкова, Д. Э. Лоббизм в институтах Европейского союза //Международные процессы. – 2015. №. 1. – С. 68-80.
35. Стрежнева, M. Сетевой компонент в политическом устройстве Евросоюза / Стрежнева, М URL: intertrends.ru/nineth/005.htrn (дата обращения:02.05.2018)
36. Шварценберг, Р. Ж. Политическая социология. / Шварценберг, Р. Ж. - М.: ФЭИ, 1998. – 121 с.
37. Шмиттер, Ф. Неокорпоратизм. / Ф. Шмиттер // Полис: Политические исследования. - 1997. № 2. -С. 12-35.
38. Энтин, Л. М. Право Европейского Союза. Новый этап эволюции: 2009-2017 / Л. М. Энтин. – М.: АКСИОМ, 2009. – 304 с.