Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы работы обусловлена ролью Конституционного суда в охране конституционного строя России, Конституции Российской Федерации, закреплённых в ней ценностей, обеспечении прав и свобод человека и гражданина и верховенства основного закона государства.
В современном мире судебной системе уделяется большое внимание, ввиду того, что достижение тех или иных целей требует соблюдения определенных юридических аспектов, которые зачастую нарушаются, т.е. приводят к различного рода противоправным действиям, связанным не только с финансовыми и материальными ценностями, но и самое главное с правами и свободами человека и гражданина. Во многом такие случаи имеют место быть при возникновении каких-либо видов деятельности, которые требуют нарушения конституционных норм государства, а именно несоблюдение прав и свобод человека и гражданина, ввиду преследования корыстных целей. Для предотвращения таких незаконных действий существуют правоохранительные органы, а при наступлении спорных моментов и нарушений закона против человека - Конституционный суд.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в ходе организация работы Конституционного Суда Российской Федерации.
Предметом исследования выступают нормы права, регулирующие состав, полномочия и организацию работы Конституционного Суда Российской Федерации.
Цель исследования – комплексный анализ состава, полномочий и организации работы Конституционного Суда Российской Федерации.
Достижение указанной цели обусловило постановку и решение задач, которые имеют научно-познавательный и прикладной характер и могут быть представлены в обобщенном виде следующим образом:
– рассмотреть основные принципы деятельности Конституционного суда Российской Федерации;
– исследовать правовой статус Конституционного суда Российской Федерации;
– проанализировать нормативно-правовое регулирование деятельности Конституционного суда Российской Федерации;
– раскрыть обращение в Конституционной суд Российской Федерации;
– охарактеризовать общие процедурные правила рассмотрения дел в Конституционном суде Российской Федерации;
– рассмотреть решения Конституционного суда Российской Федерации.
Методологическая основа исследования. Для достижения цели исследования были использованы следующие общенаучные методы: анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, обобщение. Кроме того, в работе применялись специальные методы научного познания, такие как формально-юридический, сравнительно-правовой, структурно-функциональный, статистический, описательный, лингвистический методы, метод толкования права и др.
Теоретическую основу исследования составили работы таких авторов, как: А.Л. Алексеева, В.Л. Гейхман, Е.А. Наружная, В.Б. Сычев, Л.Т. Чихладзе, А.М. Осавелюк, А.М. Жиляева, М.М. Хозиева, Е.В. Колесников, А.Э. Титов, С.В. Судакова, Е.Д. Костылева, Т.А. Дураев, Т.Н. Бакуев и др.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Основные принципы деятельности Конституционного суда Российской Федерации
Роль Конституционного Суда РФ в обеспечении доступа субъектов конституционных прав к конституционному правосудию проявляется по следующим направлениям: через интерпретацию самого права – принципа – гарантии доступа к конституционно-судебной защите, толкование требований к обращению, порядку его подачи, субъектам обращения, условиям допустимости обращения (процессуальный аспект); через толкование нормативного содержания и пределов конституционных / основных прав как предмета обращения и объекта конституционно-судебной защиты (материальный аспект); через расширение предмета конституционно-судебной защиты путем выявления неписаных конституционных прав и прав, имеющих конституционную природу (материальный аспект) .
В целом российский Конституционный Суд РФ признает конституционные права и свободы человека и гражданина непосредственно действующими и в связи с этим проникающими во все сферы жизнедеятельности. В связи с этим Суд принципиально исходит из возможности проверки любого закона на предмет соблюдения конституционных требований допустимого ограничения прав, как и конституционного принципа равенства перед законом и запрета дискриминации. Иные действия власти могут стать предметом конституционно-судебного рассмотрения только косвенно, когда закон проверяется в смысле, придаваемом ему устойчивой правоприменительной практикой. Вместе с тем, осуществляя конституционную проверку нарушений конституционных прав законом, Конституционный Суд РФ, в отличие, например, от Федерального конституционного суда Германии, обычно не ставит перед собой задачу максимально расширить сферу защиты основного права, опираясь на конституционные и международные нормы и принципы. Он, скорее, исходит из признания дискреции законодателя по установлению пределов нормативного содержания основных прав. И даже в случае достаточно узкой законодательной интерпретации сферы защиты отдельных основных прав, Суд пытается найти конституционное обоснование для оправдания законодательного регулирования.
Наиболее ярко подобный подход КС РФ демонстрирует в процессе интерпретации нормативного содержания или сферы защиты так называемых коммуникационных прав, их пределов и ограничений, в частности права на свободу выражения мнений, свободу собраний и объединений. Именно по этой группе прав наблюдаются наиболее существенные расхождения правовых позиций Конституционного Суда РФ и прецедентной практики ЕСПЧ в понимании и толковании пределов защищаемого права. Соответственно по этой группе прав особенно часто констатируется нарушение Российской Федерацией Конвенции. Указанный подход Конституционного Суда РФ во многом объясняется особенностями политической системы и правовой традиции, в соответствии с которой КС РФ дает толкование Конституции и законов с учетом социально исторического и политического контекста, оправдывая законодательные ограничения конституционных прав особым этапом конкретно-исторического развития демократического строя, необходимостью обеспечения единства и государственной целостности и другими конституционно значимыми целями.
В то же время по другим, менее острым в политическом отношении вопросам, чаще всего в рамках защиты социальных, экономических и гражданских прав, Суд занимается точечным исправлением юридических ошибок. В качестве примеров можно привести ряд решений о признании не соответствующими Конституции положений КоАП РФ, не допускающих установления административного штрафа ниже минимального размера и нарушающих тем самым вытекающие из Конституции РФ и общих принципов права критерии (дифференцированность, соразмерность, справедливость), которым должны отвечать санкции за административные правонарушения, что чрезмерно ограничивает, по мнению КС РФ, экономическую свободу и право собственности физических и юридических лиц при их привлечении к административной ответственности . Примечательно, что Суд в конечном итоге усматривает системный характер поднятой конституционной проблемы и даже позволяет себе выйти за пределы предмета обращения, распространяя свои выводы на сопоставимые с проанализированными минимальные административные санкции за иные административные правонарушения.
Особую роль в жизни граждан обязано сыграть право на обращения лично, коллективно в органы государственной власти и местного самоуправления, закрепленное ст. 37 Конституции Российской Федерации и подкрепленное Федеральными законами: «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» и «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», в которых четко, конкретно представлены порядок и правила использования указанного выше конституционного права. Практика свидетельствует о том, что данный правовой метод защиты прав, свобод и законных интересов используется гражданами более чем в 90 из 100 случаев восстановления конституционных прав и свобод .
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. № 31. Ст. 4398.
2. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 25.07.1994. № 13. Ст. 1447.
3. Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 08.05.2006. № 19. Ст. 2060.
4. Регламент Конституционного Суда РФ // Вестник Конституционного Суда РФ. № 4. 2016.
5. Постановление Конституционного Суда РФ от 17.01.2013 № 1-П «По делу о проверке конституционности положения части 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «Маслянский хлебоприемный пункт» // Вестник Конституционного Суда РФ. № 4. 2013.Определение Конституционного Суда РФ от 23 апреля 2013 г. № 511-О «Об отказе в принятии крассмотрению жалобы гражданки Чеботаревой Ирины Александровны на нарушение ее конституционных прав частью 2 статьи 8 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
6. Определение Конституционного Суда РФ от 29.01.2015 № 72-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Толкачевой Ольги Яковлевны на нарушение ее конституционных прав частью шестой статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и положениями статьи 3 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
7. Определение Конституционного Суда РФ от 16.07.2015 № 1815-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кихова Алигаджи Юсуповича на нарушение его конституционных прав частью 6 статьи 8 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
8. Определение Конституционного Суда РФ от 28.03.2017 № 664-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Падалко Галины Александровны на нарушение ее конституционных прав пунктом 3 статьи 5 и пунктом 5 части 1 статьи 10 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
9. Определение Конституционного Суда РФ от 27.02.2018 № 555-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Ивановой Елены Геннадьевны на нарушение ее конституционных прав пунктом 4 части 1 статьи 10 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
10. Определение Конституционного Суда РФ от 18.07.2019 № 2157-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Климановой Алены Павловны и Климановой Тамары Петровны на нарушение их конституционных прав частью 1 статьи 218, пунктом 2 части 2 статьи 227 и пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьей 10 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и пунктом 76 Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации»// СПС «КонсультантПлюс».
11. Агаджанов А.А., Танаева З.Р. Решения Конституционного Суда РФ как средства правового регулирования общественных отношений // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. 2019. Т. 19. № 3. С. 41-46.
12. Александрова К.А. Особенности правового регулирования статуса Конституционного суда РФ // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации сборник статей XXV Международной научно-практической конференции : в 2 ч.. 2019. С. 217-218.
13. Брежнев О.В. Принцип доступности конституционного правосудия: содержание и гарантии // Актуальные проблемы российского права. 2018. № 5 (90). С. 57-64.
14. Гаглоева А.Н. Основания, порядок обращения и рассмотрения обращений граждан в конституционный суд российской федерации // Актуальные проблемы права: сборник научных статей магистрантов. Владикавказ, 2017. С. 60-73.
15. Григорьева Н.В. Особенности осуществления конституционного судопроизводства // Актуальные проблемы государственно-правового развития России: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2018. С. 81-87.
16. Гриценко Е.В. Доступ к конституционному правосудию в контексте конституционно-судебного толкования // Толкование правовых актов. Право и суд (теоретико-правовой, конституционно-правовой, гражданско-правовой, трудо-правовой аспекты) Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. 2019. С. 12-19.
17. Несмеянова С.Э. Конституционное правосудие в условиях глобализации // Современные тенденции развития права в условиях глобализации: сравнительно-правовой аспект Материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов. 2018. С. 30-34.
18. Селезнев Н.Я. К вопросу отказа в принятии обращений в Конституционный Суд Российской Федерации // Государственная власть и управление: проблемы и перспективы Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Редколлегия: Н.Н. Азисова [и др.]. 2018. С. 146-149.
19. Шутурова Х.М.Б., Хамхоев А.Р., Беков М.О. Конституционный суд российской федерации - судебный орган конституционного контроля // Антропология права и правовой плюрализм сборник статей Международной научно-практической конференции. 2019. С. 75-80.
20. Деятельность Конституционного Суда Российской Федерации по защите прав и свобод граждан / интернет-конференция с Председателем КС РФ В.Д. Зорькиным // URL: http://www.garant.ru/interview/403248