Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Административная деятельность органов внутренних дел осуществляется в соответствии с различными нормативными правовыми актами, основополагающее место среди которых занимает кодифицированный федеральный закон — Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), а также ведомственные приказы. Применительно к положениям, посвященным правам полиции (ст. 13 Закона «О полиции»), а также применению полицией мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении (гл. 27 КоАП РФ) обращает на себя внимание тот факт, что Закон «О полиции» консолидирует положения названных источников, при этом использует отдельные нормы в иной трактовке и интерпретации, что не способствует единству в правоприменительной деятельности полиции. В данном случае, как справедливо заметил Д.А. Лобачев, Закон «О полиции» «беззастенчиво «вторгается» в сферу общественных отношений», регулируемых вышеперечисленными нормативными правовыми актами.
Арсенал имеющихся методов административно-правового регулирования весьма обширен. В научной литературе данная проблема была предметом рассмотрения многих ученых. К сожалению, многие предложения и рекомендации, сформулированные учеными-административистами, на практике законодателем не были реализованы.
В то же время институт административно-правового принуждения в силу объективных причин продолжает развиваться. Метод административной деятельности органов внутренних дел - совокупность установленных законом способов и средств решения управленческих задач, при которых гарантируется охрана прав и законных интересов субъектов правоотношений, складывающихся в сфере охраны общественного порядка и общественной безопасности. Учитывая специфику деятельности ОВД, сотрудники полиции при осуществлении административной деятельности используют в основном прямые методы управления, которые характеризуются односторонним непосредственным властным воздействием субъекта управления на поведение управляемых.
В этих случаях субъект управления (орган, должностное лицо) принимает решение, исполнение которого носит обязательный характер.
Цель работы заключается в том, чтобы рассмотреть методы административной деятельности полиции.
Объектом данной работы выступают общественные отношения, связанные с законодательными, доктринальными, правоприменительными особенностями осуществления административной деятельности полиции.
Предметом работы выступают методы и формы административной деятельности полиции.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие административной деятельности полиции;
2. Исследовать содержание административной деятельности полиции;
3. Ознакомиться с формами и методами административной деятельности полиции.
Методологической основой работы является диалектический метод, другие общенаучные методы познания: анализа, синтеза, индукции.
Также при написании данной работы были использованы и специальные методы, такие, как: исторический, сравнительно-правовой, системно-аналитический, формально-логический, метод сравнительного правоведения и другие.
Глава 1. Сущность административной деятельности полиции
1.1. Понятие и основные черты административной деятельности полиции
Принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года Конституция Российской Федерации определяет обеспечение человеческих и гражданских прав и свобод в качестве приоритетного направления деятельности государства. Это находит непосредственное отражение в статье 2 Конституции РФ, которая гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».
Защита человеческих и гражданских прав является одной из приоритетных задач государства. Для этого оно обладает рядом структур, посредством которых реализуется названная защита государственного строя, общественного порядка и целостности общества. Одной из таких структур является полиция. И именно полиция является гарантом в реализации конституционных норм.
Социальная роль полиции в государстве определяется ее целевым предназначением, выполняемыми задачами и функциями, формами и методами деятельности, урегулированными законодательством. Целевое предназначение полиции состоит в том, чтобы защищать права людей, их безопасность, быть опорой власти и государства.
Полиция - это организационная структура, состоящая из совокупности подразделений, организаций и служб. Слово «полиция» греческого происхождения и многие ученые по-разному трактовали данное понятие.
Одни говорили так: «колыбелью государственного начала в классическом понимании термина «полиция» был город, в котором сосредотачивалось все государственное управление». В свою очередь другие ученые считали, что «термин «полиция» вызвал представление о совокупности государственной деятельности и государственных отношениях». Однако позднее под словом «полиция» стали понимать организационную деятельность, которая была направлена на охрану государственного правового порядка при помощи ограничения свободы отдельного лица в форме принуждения1.
Полиция - составная часть правоохранительной системы нашей страны, которая как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими органами государственной власти и управления осуществляет целый ряд функций по обеспечению правопорядка и по защите прав и свобод граждан. Полиция, являясь организационной структурой, как составная часть правоохранительного механизма государства органически входит в систему правоохранительных органов .
Деятельность полиции осуществляется в трех организационно-правовых формах: административной, оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной. Самой объемной по содержанию выполняемых функций и многообразной по формам и методам правоохранительных действий является административная деятельность полиции.
Термин «административная деятельность» имел место в отечественной юридической литературе еще в дореволюционные времена: до октября 1917 года наиболее известным являлось предложенное Отто Майером определение административной деятельности как всякой государственной деятельности, которая не выступает в качестве судебной или законодательной.
Иначе говоря, Отто М. делал акцент на исполнительно-распорядительном характере исследуемой нами деятельности, что создает ее непосредственную связь со сферой государственного управления; с совокупностью государственных органов, ее реализующих, - органов исполнительной власти; а также с возможностью ее осуществления - предоставлением уполномоченным государственным органам соответствующих административных полномочий. Советская правовая наука продолжила применение данного термина. К примеру, И.И. Евтихиев характеризовал административную деятельность как деятельность исполнительно-распорядительных органов, которая находит выражение в издании актов управления и реализации мер принуждения.
Как он полагал, непосредственное содержание административной деятельности должно определяться задачами разрешения государственного управления в конкретный период развития государства1.
Вышеуказанные взгляды на раскрытие понятия административной деятельности находят свое отражение и в настоящее время, как в юридической литературе, так и на практике.
В настоящее время наиболее обобщенное толкование административной деятельности в науке административного права предлагает Д.Н. Бахрах: «Административная деятельность - это систематическая, непрерывная организация, направленная на сохранение социальной системы, ее укрепление, развитие»
.
Если вести речь конкретно от таком органе, как полиция, то верно будет отметить, что административная деятельность есть «целенаправленная, организующая исполнительная и распорядительная деятельность, состоящая в непосредственном, повседневном, практическом осуществлении задач и функций государства в сфере внутренних дел».
Помимо всего прочего, исследуемая деятельность имеет следующее толкование: «Административная деятельность органов внутренних дел представляет собой исполнительно-распорядительную деятельность по организации работы подчиненных аппаратов, служб, подразделений, их сотрудников и практическому осуществлению административно-правовыми способами, формами и методами охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и борьбы с преступностью». Анализ законодательства, научной литературы прошлого и настоящего и правоприменительная практика позволяют выделить ряд характерных
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 04.08.2014. - № 9. - ст. 851.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон № 195-ФЗ от 30 декабря 2001 г. (ред. от 03.04.2018 г.) // Собрание законодательства РФ. - 09.04.2018. - № 15. - ст. 109.
3. О полиции: Федеральный закон № 3-ФЗ от 7 февраля 2011 г. (ред. От 29.07.2017 г.) // Собрание законодательства РФ. - 12.08.2017. - № 50. - ст. 6615.
4. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении измененийв отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ: справочная правовая система КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru
5. Административная деятельность органов внутренних дел. / под ред. А.П. Корнеева - 2014. - С. 44.
6. Административная деятельность полиции. / под ред. Ю.Н. Демидова - 2016. - С. 33.
7. Административное право Российской Федерации: учебник для бакалавров. / под ред. Л.Л. Попова. - 2016. - С. 164.
8. Адмиралова И.А. Административно-юрисдикционная деятельность полиции по обеспечению прав и свобод граждан. - 2015. - С. 800.
9. Колонтаевский Ф.Е. Курс административно-правового регулирования деятельности органов внутренних дел в системе управленческих знаний руководителей. М., 2013. С.
10. БахрахД.Н. Административное право России. М., 2015. С. 182.
11. Васильев К.С. О системе административного права - 2016. - С. 102.
12. Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции [Электронный ресурс]: приказ МВД России от 31.12.2012 №1166: справочная правовая система КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru
13. Головко В.В. О понятии и содержании административно-юрисдикционной деятельности органов внутренних дел (полиции). - 2015. - С. 7.
14. Гришакова А.Г. Деятельность участкового уполномоченного полиции [Текст] / А.Г. Гришакова. – Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2016. – 199 с.
15. Грищенко А.В. К вопросу о механизме реализации функций полиции по охране и защите прав и свобод граждан. - 2017. - С. 78
16. Демидов Ю.Н. Административная деятельность органов внутренних дел: учебник в двух частях. - 2016. – 124 с.
17. Евтихиев И.И. Виды и формы административной деятельности. - 2014. - С. 460.
18. Карагодин А.В. Организация деятельности участковых уполномоченных полиции насовременном этапе: учебное пособие [Текст] / А.В. Карагодин. – Белгород: БелЮИ МВД России, 2015. – 112 с.
19. Карамурзаев Т.Д. Коллизии административного законодательства. - 2016. - С. 54.
20. Кокарев А.Н. Административная деятельность ОВД: учебное пособие. - 2015. - С. 88.
21. Кононов П.И. Административное право России: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / под ред. П.И. Кононова, B.Я. Кикотя, И.Ш. Килясханова. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2015. С. 215.
22. Коренев А.П. Административное право России: учебник: в 3 ч. М., 2016. Ч. 1. C. 199.
23. Рыжаков А.П. Комментарий к закону Российской Федерации «О полиции». М., 2014. С. 222.
24. Обобщение судебной практики Челябинского областного суда от 29.11.2017 г. «Обобщение судебной практики Челябинского областного суда за третий квартал 2017 года» (утв. президиумом Челябинского областного суда от 29.11.2017 г.) // Консультант Плюс [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.consultant.ru
25. Официальный сайт Министерства Внутренних Дел Российской Федерации [Электронный ресурс] - Режим доступа: мвд.рф
26. Прибытко Ю.А. О понятии «Методы осуществления обязанностей участковыми уполномоченными полиции как государственными служащими» // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями: мат. XII Междунар. науч.-практ. конф. Барнаул: БЮИ МВД России, 2014. С. 34.
27. Сафонов А.Ю. Основные элементы обеспечения законности в административной деятельности полиции. - 2015. - С. 32.
28. Тихомиров Ю.А. Административные процедуры: доктрина и практика. - 2015. - С. 324.
29. Четвериков В.С. Основы управления в органах внутренних дел: учебное пособие. М., 2015. С. 80.
30. Юрицин А.Е. Взаимодействие полиции с органами государственной власти и местного самоуправления в сфере противодействия экстремизму // Вестник Омской юридической академии. 2017. Т. 14. № 2. С. 94.