Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В процессе осуществления своей предпринимательской деятельности компании активно взаимодействуют с различными участниками. В ходе подобного взаимодействия у компаний возникают расчетные отношения, которые отражают взаимные обязательства, как с физическими, так и юридическими лицами. Понятно, что в ходе подобного взаимодействия приходится иметь дело с различными нормами, как бухгалтерского, налогового, так и финансового характера, которые установлены отдельными договорами или законодательством по взаимным услугам, включая расчеты с банковскими организациями.
В зависимости от конкретных условий, возникают ли денежные обязательства по отношению к предприятию или с его стороны непосредственно, возникает объективная необходимость учета дебиторской и кредиторской задолженности, каждой из которой присущи свои особенности и специфика. Резко увеличение доли дебиторской задолженности в оборотных активах организации может явно свидетельствовать о недостаточно эффективной кредитной политике организации по отношению к основным контрагентам организации. Также это может говорить о неплатежеспособности, росте объема продаж.
Также немаловажное значение в этом вопросе занимает анализ и учет задолженности кредиторской, где чаще всего речь идет о существующих долгах перед самой организацией. В свете сложной эпидемиологической обстановки в мире, а также понимая, в какой ситуация оказалась вся мировая экономика, изучение данной темы, на наш взгляд, является в достаточной степени актуальной и своевременной.
Ведь если говорить предметно, эффективное финансовое положение предприятия напрямую зависит от того, насколько своевременно и оперативно трансформируются в реальные денежные средства, т.е. повышение маневренности управления дебиторской задолженность непосредственно отражает эффективную политику хозяйствования.
Объект курсовой работы - МОБУ СОШ№1
Предметом анализ расчетов с дебиторами и кредиторами
Цель данной курсовой работы заключается в проведении анализа расчетов с кредиторами и дебиторами, обеспечивающими решение важных стратегических задач, имеющих важное практическое значение для адекватного управления финансово - хозяйственной деятельностью организации.
Для достижения поставленной цели в работе выделены автором следующие основные задачи:
- рассмотрение специфики, содержания кредиторской и дебиторской задолженности, определение факторов определяющих;
- изучение инструментария по информационному обеспечению анализа расчетов в организации;
- описание организационно – экономической характеристики организации;
- анализ основных финансовых показателей бюджетного учреждения;
Техническая, а также методологическая основа для работы – Закон «О бухгалтерском учете», Федеральный Закон о бухучете; Положение по введению бухгалтерского учета и отчетности в РФ; учебная литература, а также периодические издания, в т. ч. зарубежные по рассматриваемой проблематике.
1 Теоретические основы дебиторской и кредиторской задолженности
1.1 Кредиторская и дебиторская задолженность: структура и нормативно-правовое регулирование
В ходе осуществления хозяйственной и финансовой деятельности многие организации вступают во всевозможные взаимоотношения с другими участниками предпринимательской деятельности. При этом у организации возникают расчетные отношения, которые так или иначе отражают взаимные обязательства, как с физическими, так и юридическими лицами по
всевозможным расчетам, что вытекает и соответствующих норм, которые установлены действующим законодательством (либо специальными условиями договоров), включая взаиморасчеты с банковскими организациями по кредитам, налогам, услугами, включая определенные взаимоотношения с органами социального обеспечения.
В этой связи важно отметить, что как кредиторская, так и дебиторская задолженность - неотъемлемые составляющие баланса бухгалтерского любой крупной организации. Чаще всего они имеют место в результате разночтений, несовпадения даты появления обязательств с датой платежей по ним.
Управление современным бизнесом сопровождается объективной необходимостью решения задач различной сложности. Довольно части отдельные ИП, прочие организации сталкиваются с большой проблемой невозврата долгов со стороны не очень порядочных контрагентов. Возникающие в ходе такого взаимодействия конфликты интересов – неотъемлемая часть жизни общества.
Современная система управления задолженностью предусматривает выработку различных методов контроля, анализа, оценки сложившейся задолженности. Кроме этого, управление задолженностью - это работа с источниками возникновения просроченной задолженности - постоянная работа с контрагентами, включающая не только формирование кредитной политики предприятия и организацию договорной работы, но и управление долговыми обязательствами.
В зависимости от типа образовавшейся задолженности в хозяйственной предпринимательской практике условно можно выделить «нормальную», «просроченную» задолженность, которую в бухгалтерском учете многие также называют неоправданной.
Крайне важно, чтобы любое бухгалтерское учреждение имело возможность осуществлять так называемый внутрихозяйственный контроль деятельности отдельных чехов, участков, и прочих внутрихозяйственных структур. Подобная деятельность осуществляется либо специалистами, либо руководителями, преследующая целью осуществление соответствующего контроля тех (иных) хозяйственных операций, обеспечение сохранности доверенных ТМЦ, разумное использование сырья, и пр.
В целом, под кредиторской задолженностью организации принято понимать ее основные долги третьим лицам: ИП, физическим лицам, организациям, своим работникам. В этой связи важно отметить, что бюджетный учет расчетов с дебиторами и кредиторами, как таковой, преследует следующие важные задачи:
- обеспечение полноты, своевременности, правильности производимых расчетов по всем видам платежей, прочих поступлений;
- обеспечение сохранности денежных и других средств;
- проверка законности отражения операций, правильности документального оформления с кредитными и расчетными организациями, полное отражение данных сведений в учете;
Как правило, задолженность подобного рода образуется при осуществлении расчетов за приобретаемое имущество, услуги и работы сторонних организаций, при расчетах с бюджетом.
Осуществление необходимого контроля за движением кредиторской задолженности кране важно и необходимо для того, чтобы впоследствии можно было улучшить расчетно - платежной дисциплины. Важным фактором контроля является оборачиваемость кредиторской задолженности. Высокая оборачиваемость кредиторской задолженности напрямую может говорить об улучшении финансовой и платежной дисциплины предприятия в отношениях с различными внебюджетными фондами, сотрудниками фирмы, поставщиками, прочими кредиторами, поскольку в данном конкретном случае это будет означать своевременное погашение организацией своей конечной задолженности перед соответствующими кредиторами.
Климова М. под дебиторской задолженностью понимает сумму неоплаченных долгов, причитающихся со стороны заказчиков и покупателей за реализованные им товары (оказанные услуги, выполненные работы). При этом в контексте возникновения дебиторской задолженности важно отметить некоторые ключевые особенности. Просроченная ДЗ возникает по причине нарушения покупателями (заказчиками) сроков взаиморасчетов за предоставленные им активы. Примеры операций кредиторской и дебиторской задолженности приведены в табл. 1ниже.
Таблица 1 – Примеры операций по кредиторской задолженности и бюджетном учреждении
Операция Д К Сумма
Списана кредиторская задолженность по причине истечения срока исковой давности 2 302 09 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по оплате работ/услуг»
2 401 01 173 «Чрезвычайные доходы от операций с активами» 15000
Отнесены суммы списания задолженности на забалансовый счет 20 «Списанная задолженность», не востребованная кредиторами - 15000