Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Балет является одной из самых недолговечных форм искусства. Возможность отображения специфики русского балета и танцовщиц посредством изобразительного искусства с давних пор привлекала как зарубежных, так и русских художников.
Одной из величайших балерин в истории сценического искусства является Анна Павлова. Ее образ неоднократно притягивал к себе внимание мастеров мировой и русской живописи. Имя выдающейся балерины давно стало легендарным, и она, будучи еще молодой балериной, вошла в художественную жизнь в ореоле своей легенды. Ее выступлениям сопутствовали всесторонние отклики исследователей, критиков, поэтов, писателей, художников, простых зрителей, видевших в ней символ прекрасного.
Восхищаясь танцем А. Павловой, театральный критик рубежа XIX — начала XХ вв. Ю. Соболев в одной из известных газет того времени писал: «Мне бы очень хотелось передать чарующее и радостное впечатление, которое оставляет своими танцами Анна Павлова. Но как это сделать? Есть что-то неуловимое, недосягаемое, почти «невесомое» — в этих ее движениях, быстрых и изящных, нежных и страстных. Она так пластична, что все ее тело, почти лишенное грубой «плоти», кажется мрамором, чудесным изваянием образа, объятого порывом ввысь. Ее руки поют, в их движениях звуки, гармония, высокая музыкальная настроенность. И самое яркое, что остается в сознании после созерцания ее танца, который есть устремление от земли, — настолько он легок и бестелесен, — это мысль о “великой и вечной женственности”».
Тесный союз танца с изобразительными искусствами составляет важный художественный принцип. На разных этапах развития русского искусства не раз увлекала художников задача средствами живописи, графики, скульптуры, линией, краской, светотенью передать образ танца, изобразить артистов балета, увидеть совершенство движения и тонкую одухотворенность, владеющую этими людьми и связывающую их в едином художественном действии.
Множество графических и живописных изображений было посвящено ее несравненному образу. Русские художники самого разностороннего дарования: Л. Бакст, А. Яковлев, В. Шухаев, С. Сорин, В. Серов, А. Мак, А. Эберлинг, Н. Ремизов — оставили галерею портретов, единственную в своем роде иллюстрацию к артистической жизни великой балерины.
Несмотря на столь обширный иконографический материал, в отечественной научной базе до сих пор отсутствуют исследования, посвященные образу Анны Павловой в русском изобразительном искусстве, которые бы освещали, в частности, интерпретационные приемы конкретных художественных произведений, посвященных балерине.
Необходимость изучения и осмысления обширного иконографического материала, а также слабая изученность данной темы и обусловили актуальность настоящего исследования.
В настоящей работе анализируется иконографический материал, посвященный знаменитой русской балерине Анне Павловой, к образу которой в своих работах обращались многие русские мастера. Художественные произведения, которые удалось исследовать в настоящей работе, являются предметом анализа в контексте актуальных проблем сохранности отечественного хореографического наследия.
Базой исследования послужили публикации, посвященные творчеству художников, обращавшихся в своем творчестве к образу Анны Павловой, среди которых можно выделить Б.М. Носика, И.Г. Мямлина, В.М. Красовскую, Т.В. Портнову, А.В. Шило, С.В. Голынец и т.д. Также при написании данной работы использовались воспоминания, дневники, очерки и другие источники, оставленные современниками балерины, в частности, В.В.Розановым, А.Я. Головина, А.Н. Бенуа, А. Левинсона и др.
Объектом настоящей работы является изобразительная летопись Анны Павловой.
Предмет исследования – образы Анны Павловой в живописи и графике русских художников.
Задачей настоящего исследования является анализ русского иконографического материала, посвященного образу Анны Павловой.
Для достижения данной задачи были поставлены следующие цели:
- изучение образа Анны Павловой в русской живописи;
- изучение образа Анны Павловой в русской графике;
- анализ и сопоставление интерпретационных приемов художников, обращавшихся к образу балерины.
Настоящая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Образ Анны Павловой в живописи
Образ Aнны Павловой входит в искусство живописи как особая тема. Ее понимание не лишено частого для мира искусства сознания идеала красоты, божественной основы, сопряженной с личным интересом к облику балерины. Более того, имя Анны Павловой стоит на пороге истории - времени, в котором современников Павловой практически не осталось. Работы художников в этом контексте как бы описывают страницы истории ее жизни, и позволяют ощутить высокую одухотворенность, так часто заставлявшую замирать от восторга перед вечно новыми образами истинного искусства в танце балерины.
Образ балерины для художников является в первую очередь индивидуальностью. Одной из главных
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Источники
1. Александр Бенуа размышляет / сост. И. Зильберштейн и А. Савинов. — М: Сов. художник, 1968. — 752 с.
2. Бенуа А. Н. Выставка «Союза» // Речь. 1910. 19 марта. № 76.
3. Брешко-Брешковский Н. Балет в русской живописи // Балет. — 1907. — № 1. — С. 9—11.
4.Головин А. Я. Воспоминания о В. А. Серове Валентин Серов в воспоминаниях, дневниках и переписке современников. М. 1971.Т. 1. – 469 c.
5. Дандре, В. Анна Павлова. Жизнь и легенда / В. Дандре. — М. : Книжный Клуб Книговек, 2011. — 285 с.
6. Игнатьева-Труханова, Н. В. На сцене и за кулисами : воспоминания. - М. : Захаров, 2003. - 349 с.
7. Левинсон А. Анна Павлова. Русский балет // Альбом "Солнце России" - СПб., 1913. – 364 c.
8. Розанов В.В. Валентин Александрович Серов на портретной выставке. — В. Серов в воспоминаниях, дневниках и переписке современников. — Т. 2. Л: Художник РСФСР, 1971. — 599 с.
9. Розанов В.В. На фундаменте прошлого (Статьи и очерки 1913-1915 гг.)//Собрание сочинений. Том 23. Под общ. ред. А. Н. Николюкина; Сост. П. П. Апрышко, В. Н. Дядичева, А. Н. Николюкина. М.: Республика; СПб.: Росток, 2007. - 638 с.
10.Соболев Ю. Вечно женственное // Рампа и жизнь. — 1914. — № 23. — С. 9—11.
10. Шухаев В. И. А. М. Горький // М. Горький и художники. Воспоминания. Переписка. Статьи. М., 1964. – 384 с.
11. Элизбарашвили Н.А. Письма В.И. Шухаева А.Е. Яковлеву из Италии (1912—1913 и Петербурга (1914—1915) [предисловие публикатора] // Панорама искусств. — Вып. 8. — М.: Сов. художник, 1985. — С. 173-190.
Исследования
1. Аксенова, А. История искусств. Просто о важном. Стили, направления и течения / А. Аксенова. - М.: Эксмо, 2017. - 220 c.
2. Аркина Н.Е. Анна Павлова. М., 1981. – 353 с.
3. Волков Н. Н. Композиция в живописи/ Н. Н. Волков. — М.: Искусство, 1978. – 263 с.
4. Голынец, С. В. Л.С. Бакст: 1866-1924. – Л.: Художник РСФСР, 1981.– 80 с
5. Давыдова М.В. Очерки истории русского театрально-декорационного искусства. М. 1974. – 315 c.
6. Зедльмайр Г. Искусство и истина: Теория и метод истории искусства / Пер. с нем. Ю. Н. Попова. — СПб.: Axioma, 2000 — 272 с.
7. Кон-Винер, Э. История стилей изобразительных искусств. Пер. с нем. / Э. Кон-Винер. - М.: Ленанд, 2017. - 304 c.
8. Красовская В. М. Анна Павлова. Страницы жизни русской танцовщицы. — М.-Л: Искусство, 1964. — 220 с.
9. Красовская, В. М. История русского балета / В.М. Красовская. - М.: Планета музыки, Лань, 2014. - 312 c.
10. Красовская, В. М. Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века / В.М. Красовская. - М.: Лань, 2013. - 384 c.
11. Лифшиц, Л. История русского искусства в 2-х т. Т. 2. – М.: 2000 - 320с.
12. Ломоносова, М.Т. Графика и живопись; АСТ - М., 2017. - 202 c.
13. Носик, Б.М. Нескучные годы // С Лазурного Берега на Колыму. Русские художники-неоакадемики дома и в эмиграции. — Минск: ИПК Коста, 2010. — 392 с.
14. Мямлин И.Г. Василий Иванович Шухаев. — Л.: Художник РСФСР, 1972. — 174 с.
15. Плещеев, А. А. Наш балет. 1673-1899. Балет в России до начала XIX столетия и балет в Санкт-Петербурге до 1899 года / А.А. Плещеев. - М.: Лань, Планета музыки, 2017. - 576 c.
16. Портнова, Т. В. Портреты Анны Павловой // Человек. – М., 1994. - №2. С.128-145.
17. Френкс А. Анна Павлова. — М: Иностранная литература, 1956. — С. 67—68.
18. Шило А. В. Портретное творчество С. А. Сорина глазами современников // Вестник Международного Славянского университета. Серия «Искусствоведение». – Т. ХIV. – 2011. – № 1. – С. 25-37.
19. Эткинд М.Г. А. Бенуа и русская художественная культура конца ХП- начала XX века. Л.,1989. – C. 436.