Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На фоне происходящих в мире процессов глобализации, умаления роли права, особенно международного, в угоду национальным интересам лидирующих стран, проводимая ими , а также некоторыми европейскими и мировыми структурами политика «двойных» стандартов, попытки игнорирования роли ООН, распространение национализма, экстремизма и терроризма и т. п. социально-негативных явлений все более актуализируют необходимость разработки эффективной государственной идеологии и определение ее места в развитии общества и государства.
В основе государственной идеологии как части целого лежит общее понятие идеологии как совокупности системных упорядоченных взглядов, выражающей интересы различных социальных классов и других социальных групп, на основе которой осознаются и оцениваются отношения людей и их общностей к социальной действительности в целом и друг к другу.
Государство, будучи важнейшим институтом общества для осуществления своих функций, всегда стремится монополизировать идеологию как необходимый инструмент воздействия на общественное сознание и социальное поведение людей. С помощью этого ресурса осуществляется и информационное, а в большей степени и ориентационное воздействие на волю и сознание населения, направленное на выработку необходимых социальных установок. Как правило, это удается в государствах с тоталитарным режимом.
Объектом курсовой работы являются общественные отношения в сфере идеологического и политического плюрализма.
Предметом исследования выступают нормы конституционного права, регулирующие идеологический и политический плюрализм.
Цель исследования – анализ идеологического и политического плюрализма, как основы конституционного строя РФ.
Задачами исследования являются:
– раскрыть понятие и сущность идеологического и политического многообразия;
– исследовать эволюцию принципа идеологического и политического многообразия;
– рассмотреть роль идеологического и политического многообразия политическом процессе, функционировании гражданского общества и правового государства;
– охарактеризовать конституционно-правовое регулирование организации и деятельности политических партий;
– выявить проблему становления многопартийности в Российской Федерации на современном этапе;
– исследовать конституционно-правовые основы идеологических и духовно-культурных отношений в Российской Федерации.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы, в том числе формальной и диалектической логики, исторический, методы моделирования и прогнозирования, а также метод анализа.
Источниковой базой исследования являются труды таких авторов, как: В.Т. Литвиненко, Д.О. Гетманский, К.В. Полуяхтов, А.В. Головинов, Ю.В. Головинова, В.В. Белозеров, С.М. Аксельрод и другие.
Структуры работы включает введение, две главы, заключение и список использованной литературы.
Глава 1. Теоретико-правовые основы идеологического и политического многообразия
1.1. Понятие и сущность идеологического и политического многообразия
В демократических государствах, в отличие от тоталитарных, всегда официально допускалось и существует идеологическое многообразие, плюрализм мнений. Так, в постсоветской России на самом высоком законодательном уровне признается идеологическое и политическое многообразие, многопартийность (ч. 1,3 ст. 13 Конституции РФ ). Они составляют основу развития общества и государства и одну из сущностных характеристик демократии. Идеологическое многообразие означает свободное осуществление в обществе различных политических и иных взглядов, идей. Оно является закономерным следствием таких конституционных прав и свобод человека и гражданина, как свобода мысли и слова, свобода совести и др. К сожалению, приходится констатировать, что идеологическое многообразие и многопартийность как признаки демократического государства не выполнили роль того социального ориентира, отклонение от которого чревато застоем не только политической, но и других систем общества, может угрожать идеологическими и политическими конфликтами, раскалывающими и так далеко не монолитный многонациональный народ России.
Признание идеологического и политического многообразия, равенство всех общественных объединений перед законом не означает вседозволенности их деятельности и идеологии. В соответствии с международно-правовыми нормами, в частности ст. 19 Пакта о гражданских и политических правах, ст. 11 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод государства устанавливают некоторые разумные ограничения деятельности общественных объединений и ассоциаций. Так, ч. 5 ст. 13 Конституции РФ запрещает создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
Из конституционного признания идеологического многообразия, на наш взгляд, в отличие от позиции некоторых авторов, не следует вывод о запрете государственной идеологии даже если это, как пишут в литературе, есть рефлекс на насаждавшийся десятилетиями идеологический монизм, закреплявшийся в советских конституциях и поддерживающийся всеми институтами государственной власти. Вместе с тем идеологическое многообразие, как отмечают те же специалисты, означает существенное сужение пределов государственной власти, поскольку из-под контроля государства выводится сфера идеологии . На наш взгляд, именно с этой целью и была сформулирована ч. 2 ст. 13 Конституции РФ, предусматривающая, что «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной».
Что касается ч. 2 ст. 13 Конституции Российской Федерации, то некоторые ученые начали толковать данную норму как вообще запрет на государственную идеологию, что практически вообще невозможно, поскольку она относится к числу объективно существующих явлений. Идеология, как правильно пишут специалисты, «является столь же неотъемлемым признаком всякого государства, как государственный суверенитет, территория, право, органы государственной власти и т.д.». Следовательно, конституционный запрет на государственную идеологию следует понимать всего лишь как отрицание ее обязательности и не более. Практически такое толкование государственной идеологии дается также известным ученым-конституционалистом В.Е. Чиркиным. Он отмечает, что существование государственной идеологии не всегда означает ее принудительную обязанность. Некоторые лица, объединения людей не придерживаются тех или иных взглядов, выраженных в Конституции. За это не устанавливается и не должно быть установлено каких-либо санкций со стороны государства. В этом отличие современного подхода к государственной идеологии от подходов тоталитарных режимов. Таким образом, отмечают другие специалисты, представляется очевидным, что Конституция России не содержит прямого запрета на идеологию, однако подчеркивает, что с момента вхождения ее в юридическую силу на государственном уровне в России не может существовать государственной или обязательной идеологии. Конституционный запрет на государственную или обязательную идеологию должен пониматься не как запрет на государственную, в смысле конституционную идеологию, который никак не соотносится с мировой конституционной практикой, но, скорее, как отрицание официализации партикулярной идеологии в качестве однойединственной государственной идеологии с вытекающими из этого социальными и юридическими «принудительно-обязательными» последствиями.
«Суверенное государство не может не иметь своей идеологии. Без нее оно обречено копировать модели общественного устройства других стран, следовать в форватере их политики. При этом государственная идеология обязательна для власти, а в обществе должно быть сохранено идеологическое многообразие. По мере развития общества будут уточняться и представления о содержании объединяющих условий. Идеология должна улавливать эти изменения, обеспечивать их жизнеспособность в обозримом временном пространстве». Идеологию, или даже государственную идеологию, следует отнести к числу тех необходимых, неотъемлемых, сущностных признаков, наличие которых и делает возможным возникновение и существование самого феномена государства.
Таким образом, обобщая высказывания указанных и других ведущих конституционалистов, можно уверенно сказать, что идеология является одним из необходимых свойств государства. Неслучайно и полномочный представитель Совета Федерации в Конституционном суде РФ А. Александров высказал сомнения в целесообразности конституционного запрета государственной идеологии