Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. В основе современного общества лежат демократические преобразования. При этом педагоги нацелены на построение личностно – ориентированной формы взаимодействия с детьми. Основной целью такой формы работы является утверждение и развитие личности ребенка, охватывающее все сферы современной жизни. В первую очередь особое внимание уделяется формированию у ребенка общечеловеческих чувств, ценностей и идеалов, формированию психической устойчивости и полноценного физического развития. Такие ценности являются основой формирования нравственных идеалов, физического совершенства и гармоничной личности. Под современным идеалом, обладающим различными ценностями понимают всестороннюю реализацию интеллектуально-нравственной свободы, эстетической, творческой самостоятельности и высокой активности [1].
Одним из средств формирования всесторонне развитой личности, как в физическом, так и в психическом смысле, является художественная гимнастика.
Особенно актуальны занятия художественной гимнастикой в младшем школьном возрасте (в 1011 лет). В этом возрасте развитие наблюдается во всех сферах жизни. В первую очередь совершенствуются основные психофизиологические функции, развиваются разнообразные двигательные навыки и физические качества, такие как ловкость, быстрота, выносливость, гибкость, сила, равновесие [2].
Глава 1. Теоретические аспекты исследования готовности спортсмена к участию в соревнованиях
1.1. Особенности психического развития спортсменок в возрасте 10-11 лет
Младший школьный возраст представляет собой один из наиболее ответственных и важных периодов в развитии личности ребенка. В этот период ребёнок очень чувствителен, поэтому к его чувствам, переживанием следует относиться аккуратно. На младший школьный возраст приходится период обучения ребёнка в начальных классах. Ребёнок переходит из детского сада в школу. При этом происходит смена коллектива, изменяются требования и ожидания по отношению к ребенку, меняется уровень ответственности.
Для каждой возрастной стадии характерен свой ведущий вид деятельности. Это обязательно нужно учитывать при планировании, как школьной программы, так и дополнительных занятий, секции, в том числе и занятий по художественной гимнастике. Широкой популярностью пользуется работы Леонтьева, который отмечает, что различные возрастные категории имеют свои ведущие типы деятельности. В младшем школьном возрасте ведущим видом деятельности по-прежнему остается игровая деятельность, однако всё больше значимости отводится учебной деятельности. Формируются новые формы взаимоотношений в коллективе. Именно эти качества
4
необходимо использовать в качестве основы, которая способствует дальнейшему развитию личности, дальнейшему формированию психических новообразований.
Преподаватель должен учитывать, что в младшем школьном возрасте у детей происходит интенсивная перестройка основных психических процессов. Именно от них во многом зависят особенности изменения личности ребёнка. Преподаватель всегда должен помнить о том, что младший школьный возраст - один из наиболее ответственных этапов в жизни ребёнка. В это время формируется ряд психологических новообразований, в том числе анализ, планирование, рефлексия. Формируются конкретные операции, осуществляется переход к развитию формальных операционных систем, интенсивно развивается креативность, мышление. Наиболее интенсивного развития всех указанных выше качеств можно достичь при регулярных занятиях художественной гимнастикой. При этом ход занятия должен быть тщательно спланирован, технология обучения должна быть строго выверена и подобрана. Должны быть определены чёткие формы взаимодействия преподавателя с обучающимися. В возрасте 10-11 лет ребёнок стремится к познанию, активно изучает окружающий мир.
На основании полученных им сведений, ребёнок анализирует и интерпретирует информацию настолько, насколько развито его мышление и представления. Именно в младшем школьном возрасте происходит прогрессивное развитие, которое наблюдается во всех сферах жизни.
Происходит интенсивное совершенствование основных психофизиологических функций. В качестве конечного этапа выступает развитие и возникновение у ребёнка сложных личностных характеристик и психических новообразований. В процессе формирования тех или иных качеств важным этапом является развитие непроизводственного характера обучения и познания. У ребёнка существенно повышается внимание, активируется познание и попытки ориентации в окружающей среде.
5
Глава 2. Методы и организация исследования особенностей психологической подготовки спортсменок к участию в соревнованиях в предсоревновательный период
2.1. Организация исследования
На констатирующем этапе эксперимента была поставлена цель выявить исходный уровень сформированности гибкости, а также оценивали психические качества, определяющие готовность к участию в соревнованиях. В эксперименте приняло участие 6 воспитанников в возрасте 10-11 лет, занимающихся художественной гимнастикой. Эксперимент был организован в 3 этапа: констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент [19].
На первом этапе (констатирующий эксперимент) оценивали психические качества и первичный уровень сформированности гибкости и равновесия у детей старшего дошкольного возраста. В этом этапе принимали участие учащиеся как контрольной, так и экспериментальной группы.
На втором этапе (формирующий эксперимент) применяли средства, направленные на формирование этих качеств и решение основных задач физической и психихологической подготовки. Применяли специально разработанные уроки, в ходе которых школьники не только учились выполнять физические упражнения, но и приобретали в процессе развитые физические качества, навыки гибкости и равновесия, развивали психические качества.
3.2. Формирующий эксперимент
Целью формирующего этапа является применение разработанных мероприятий по развитию гибкости и обеспечение психической готовности детей к участию в соревнованиях. Нами была разработана программа, позволяющая не только развивать у ребенка физические качества, в том числе гибкость, но и способствующая расслаблению, снятию психического напряжения. Также программа способствовала нормализации эмоционального фона, снижению тревожности. Программа была разработана на основе результатов психологической диагностики.
Цель занятий [26]:
1. Развитие гибкости и других физических качеств и двигательных навыков
2. Создание положительного эмоционального фона
3. Привлечение детей и родителей к совместной игровой деятельности, занятиям физической культурой
4. Развитие коммуникативных, личностных, регуляторных навыков
5. Обеспечение психологической готовности детей к участию в соревнованиях.
Занятия проводили по следующей схеме [27]:
- Вводная часть (3 -5 минут). Целью этой части является вступление, создание в группе доверительных отношений и положительного эмоционального фона. Также на этом этапе необходимо заинтересовать ребенка, повысить внимание.
6
- Подготовительная часть (8 – 15 минут). Проводится подготовка к выполнению основных упражнений, разминка. Также на этом этапе объясняют ход и содержание занятий. В ходе данного этапа применяются дополнительные упражнения нетрадиционные формы занятий. В частности, применяются упражнения, направленные на снижение психоэмоционального напряжение, правильное дыхание.
- Основная часть. Эта часть включает основные упражнения, направленные на развитие гибкости, равновесия и других физических качеств ребенка. В этой части проводятся стандартные упражнения в соответствии с программой подготовки детей по направлению художественная гимнастика.
- Заключительная часть (2-3 минуты). Подведение итогов, релаксация, восстановление дыхания.
Ниже представлено описание дополнительной программы занятий, рассчитанной на 2 месяца. Применялись комплексы дыхательных упражнений, которые позволяют снизить тревожность, агрессивность, нормализовать эмоциональный фон, повысить восприимчивость и запоминаемость, общую работоспособность. Кроме обычных занятий, были проведены открытые уроки для родителей, веселые старты, применялись уроки хореографии, танцевальные упражнения для развития координации .
Занятие №1
1. Вводная часть – приветствие, эмоциональный настрой.
2. Разминка – выполняем растяжку, захваты на шпагатах.
1. Поставьте ребёнка на коленки спиной к вам. Он обхватывает руками вас за ноги. Одну ногу малыш поднимает, вы берёте её руками (можно под колено, можно и за стопу взять) и тянете на себя. Следите обязательно за тем, чтобы тазовые косточки были на одной линии (не перекошенные). Делайте по 15-20 пружин каждой ноги (смотрите, конечно, по ребёнку -можно делать и по 5 пружинок и через 5 минут повторить). Не забываем тянуть обе ножки, чтобы ребёнок не был однобоко растянутым.
2. Удобно заниматься и на шведской стенке, если у вас она есть: одну ногу ребёнок закидывает на шведскую стенку (чем выше, тем лучше), а вы потихоньку прижимаете опорную ногу к шведской стенке (пружиня), не резко. Это упражнение делаем на правую и на левую ногу, а так же поставить ребёнка боком к шведской стенке и поднять ногу в сторону (растяжка на поперечный шпагат). Это идёт подготовка к вертикальному шпагату, ребёнок учится переносить равновесие на одну ножку.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Одним из средств формирования всесторонне развитой личности, как в физическом, так и в психическом смысле, является художественная гимнастика.
Особенно актуальны занятия художественной гимнастикой в младшем школьном возрасте. Важной составляющей профессиональной деятельности спортсменов в области художественной гимнастики является участие в соревнованиях. Для участия в соревнованиях важно иметь физическую и психологическую подготовленность. Готовить детей к участию в соревнованиях
7
необходимо еще на начальных этапах обучения художественной гимнастике. Известно, что полноценное развитие физических и психических качеств ребенка является залогом успешного участия в соревнованиях, позволяет достигать высоких результатов.
Результаты диагностики на констатирующем этапе свидетельствуют о том, что у детей преобладает высокий и средний уровень отрицательных психических состояний и качеств, которые в дальнейшем могут быть преградой к их участию в соревнованиях или снижать успешность соревновательной деятельности. Таким образом, нами было установлено, что при подготовке к соревнованиям по художественной гимнастике в первую очередь необходимо уделять внимание психологической подготовке спортсменов. В связи с этим был организован формирующий эксперимент.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2010.
2. Бальсевич В. К. Концепция альтернативных форм организации фи-зического воспитания детей и молодежи// Физическая культура: воспита-ние, образование, тренировка.— 2006.— № 1, 2.
3. Барамидзе А.М., Годик М.А, Киселева Т.Г., Стретчинг. - М.: Изд-во «Советский спорт», 2015.
4. Бондаревский Е. Л. Физическое воспитание.— М.: Просвещение, 2015.
5. Борисова Н., Асташкина Б. Новый подход в проведении занятий// Дошкольное воспитание.— 1990.— № 1.
8
6. Буцинская П. П. и др. Общеразвивающие упражнения в детском саду: Книга для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1990. – 176 с.
7. Венгер Л. А., Мухина В. С. Психология: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ. - М.: Просвещение, 2011.
8. Винер, Ирина Александровна: Джесси Рассел — Москва, Книга по Требованию, 2012 г.- 54 с.
9. Волевая гимнастика: А.К. Анохин — Санкт-Петербург, Книга по Требованию, 2012 г.- 48 с.
10. Волосникова Т.В., Филиппова С.О., Москаленко В.И., Лебедева Н.В. Физическая культура в семье, ДОУ и начальной школе. -М.: Школьная пресса, 2005.-64 с
11. Воспитание и обучение детей пятого года жизни: Кн. для воспитателя дет. сада/ А. Н. Давидчук, Т. И. Осокина, Л. А. Парамонова и др.; Под ред. В. В. Холмовской. - М.: Просвещение, 2012.
12. Воспитание и обучение детей шестого года жизни: Кн. для воспитателя дет. сада / Н. А. Ветлугина, Р. С. Буре, Т. И. Осокина и др.; Под ред. Л. А. Парамоновой, О. С. Ушаковой. - М.: Просвещение, 2010.
13. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 160 с.
14. Дубина Л. Развитие у детей коммуникативных способностей. // Дошкольное воспитание, 2015, № 10, с. 26-36.
15. Дубина Л. Развитие у детей коммуникативных способностей. // Дошкольное воспитание, 2012, № 11, с. 3-10.
16. Ефименко Н. Н. Методика игрового тестирования двигательного развития школьников в норме и при патологии.— Одесса, 2013.
17. Ефимов О.И. Школьные проблемы глазами врача. – СПб.: «ДИЛЯ», 2007. – 144 с.
18. Зайченко Е. Повышение двигательной активности детей в самосто-ятельной игре// Дошкольное воспитание.— 2011.— № 4.
19. Зуев Е.И Волшебная сила растяжки. М.: Изд-во «советский спорт», 2013.
20. Каштанова Г.В., Мамаева Е.Г., Сливина О.В., Чуманова Т.А. Лечебная физкультура и массаж. Методики оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: АРКТИ, 2016. – 104 с.
21. Клименкова О. Игра как азбука общения.//Дошкольное воспитание, 2012, № 4, с. 7-14.
22. Королева гимнастики, или Дорога к победе: Вера Иванова — Санкт-Петербург, Эксмо, 2013 г.- 320 с.
23. Кулагина Е. «Физическая культура для детей от 2 до 9 лет». – Москва: Астрель: АСТ. 2010г. – 110 с.
9
24. Кэпрару Э., Кэпрару Г. «Мать и дитя». Медицинское издательство, Бухарест, 1989г. – 520 с.
25. Лечебная гимнастика цигун (комплект из 3 книг): Инка Йохум — Москва, Попурри, 2009 г.- 240 с.
26. Лучше чем йога. Гимнастика на каждый день: Лана Палей — Москва, Оникс, Мир и Образование, 2014 г.- 96 с.
27. Мировая художественная культура. 10 класс. В 2 частях. Часть 2. Русская художественная культура: Л. А. Рапацкая — Москва, Владос, 2007 г.- 320 с.
28. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2010.
29. Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - М.: Гуманит изд. центр ВЛАДОС, 2013. - кн. 2: Психология образования.
30. Овчинникова Т.С. Подвижные игры, физминутки и общеразвивающие упражнения с речью и музыкой. – СПб.: КАРО, 2016. – 136 с.