Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность выбранной темы исследования заключается в том, что философы эпохи Просвещения позволили человечеству обрести веру в себя и свои силы, а также дали ему полную свободу в распоряжении собственным разумом. Благодаря чему, был осуществлен прорыв в Новое время, где все происходящее уже не объяснялось только Божьей волей и канонами, а имело научное подтверждение. Данные старания позволяют человеку и в XXI в. находиться в балансе и гармонии как с учениями, так и с религией.
В эпоху Просвещения была сформулирована концепция «веры в прогресс через разум», определившая развитие европейской цивилизации. Именно эпоха Просвещения является тем поворотным историческим моментом, который определил магистральное направление развития политической и правовой культуры человечества. Достаточно сказать, что именно в это время была сформулирована и всесторонне обоснована теория естественного права, основной тезис которой заключается в том, что наряду с правовыми нормами, установленными государством, право включает в себя также естественное право как совокупность прав, которыми все люди обладают от природы в силу самого факта своего рождения: право на жизнь, свободу, равенство, частную собственность, и т.д. Государство не может посягать на эти естественные и неотъемлемые права человека.
В этом смысле можно утверждать, что именно тогда были подняты во всей остроте и до сих пор остаются актуальными в современном мире вопросы, связанные с правами человека и гражданина, идеей разделения властей. В настоящее время в Конституции России, так же, как и в основных законах многих стран мира, содержатся идеи просветителей о необходимости разделения и взаимного сдерживания властей.
Отметим, что многочисленные аспекты эпохи Просвещения активно изучались несколькими поколениями исследователей по различным отраслям знания – историками, философами, юристами, искусствоведами, и т.д. Соответственно, существует огромное количество работ посвященных этой проблематике.
Работы таких ученых, как Б.Н. Чичерин, П.И. Новгородцев, Л.Г. Андреев, М.В. Безрученков, О.Н. Булаков, Н.П. Козлова, Г.К. Косиков, В.Н. Кузнецов, В.С. Нерсесянц, А.С. Прудников, М.Н. Марченко и И.Ф. Мачин, составили теоретическую основу настоящей работы. Кроме того, использованы источники – работы самих деятелей эпохи Просвещения: Вольтера, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье и др.
Объектом исследования является эпоха просвещения как этап развития политико-правовой мысли.
Предметом исследования являются взгляды философов эпохи просвещения.
Целью исследования является анализ эпохи просвещения как этапа развития политико-правовой мысли.
Задачами исследования являются:
– рассмотреть причины кризиса мировоззренческой системы феодального общества;
– исследовать особенности становления нововременных ценностей;
– раскрыть сущностные характеристики эпохи Просвещения;
– охарактеризовать человека, общество, государство как главные темы голландского Просвещения;
– проанализировать отражение проблемы генезиса и эволюции общественно-политических отношений в политико-теоретическом наследии английских просветителей;
– исследовать французское Просвещение как синтез новаций и традиций в политико-правовой мысли.
Теоретической основой исследования явились труды таких ученых и философов, как Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж. Мелье, Э.Г. Морелли и Г. Мабли, Ж.Ж. Руссо, Ш. Монтескье и др.
Методологическую основу работы составили такие общенаучные методы познания, как восхождение от абстрактного к конкретному, анализ и синтез, а так же специальные методы: формально-юридический, конкретно-исторический, системный, метод сравнительного правоведения и др.
Структура работа состоит из введения, двух глав, введения и списка использованной литературы.
Глава 1. Исторические детерминанты формирования/складывания Просвещения – нового этапа в духовном развитии общества
1.1 Причины кризиса мировоззренческой системы феодального общества
В настоящее время мир находится на переломе, когда одна эпоха Просвещения должна сменить другую. Классическое Просвещение сыграло ключевую роль в развитии человечества, однако в последние десятилетия ему все труднее отвечать на вызовы современности. Мир усложнился и роль социальных и гуманитарных наук, их методы взаимодействия с миром должны стать иными.
Христианство, прикрываясь своим божественным происхождением, вопреки здравому смыслу, не пропагандирует равноправие граждан и отказ от рабской системы, а наоборот способствует ее укреплению. Данный элемент религии был привнесен именно апостолами Иисуса. Сам он ничего подобного не говорил, он наоборот проповедовал анархию и отшельничество, что не может совмещаться с рабской системой. Павел и прочие последователи Иисуса, в своих соборных посланиях не раз упоминают, что рабам следует любить своих господ, чтобы те не делали.
Позиция христианства в этом вопросе становится препятствием для понимания всей антигуманистической сути феодальной системы. Из-за того, что под видом божьих пророчеств апостолы учили людей повиноваться господам, многие из этих людей-рабов испытывали очень большие трудности при решении для себя феодального вопроса. С одной стороны на раба давит мнение, что христианский бог считает нормальным феодальную систему. С другой же стороны раб имеет возможность наблюдать насколько несправедливо и тиранически с ним обращается его хозяин. Так люди были введены в замешательство в вопросе, кого слушать,– бога, или самого себя. Как известно, феодальная система была свергнута лишь благодаря думающей интеллигенции, которая без труда определила, кто лжет, а кто прав. Если бы судьба типичного представителя масс зависела только от него, то феодальная система существовала бы и поныне. Людям подверженным воздействию религий, не свойственно стремиться к улучшению морального состояния своего общества. Они всегда бездействуют, даже если их что-то не устраивает.
Конфликт между христианством и думающей интеллигенцией в данном вопросе показателен. Становится ясно, что думающие люди, придерживающиеся гуманного отношения к жизни, намного превзошли представителей христианства. Псевдо-божественные наставления оказались уничтоженными людьми с типичным желанием честного и справедливого образа жизни. Именно стремление развитого человека к честности и справедливости и есть та движимая сила, которая поднимает моральный облик общества все выше и выше. Апостолы со своей гнилой системой эксплуататорского мировосприятия потерпели закономерный крах. Если учитывать позицию самой религии, что все слова апостолов были вдохновенны богом, то следует сделать вывод, что вместе с ними в этой борьбе за справедливость пал и их бог. Так как христианский бог не смог предложить ничего лучшего, чем феодальная система, его следует забыть и признать творением дикого времени не просвещенности, как была забыта и феодальная система .
Рабская идеология мешала не только улучшению общественных отношений. Также существенное торможение она дала в решении проблемы взаимодействия общества со своим правящим классом. Христианство уничтожало на корню недовольство людей своей властью уча, что Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Человек из массы был опять запутан религией, что не позволило ему вовремя идентифицировать паразитов у власти и организовывать против нее восстание. Реальность снова противоречила христианскому вымыслу. В действительности общество испытывает на себе явно тираническую форму правления, с другой, все кто почитают бога, должны мириться с идеей о том, что эта власть им дана свыше. Результатом такого обмана, является пассивность народа в решении собственных государственных проблем, что, как правило, приводит к усугублению ситуации и беспределу во власти. Христианские апостолы причинили вред абсолютно каждой стране, которая была заражена этой религией. Каждая из стран в большей или меньшей степени ощутила вред данного учения в государственных вопросах.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Артемьева Т.В., Денисов А.В., Черва В.Е. Эпоха просвещения // Мировая и отечественная художественная культура учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург, 2017. С. 142-171.
2. Баркова В.В. Концепт человека в философии образования эпохи просвещения // Инновационное развитие профессионального образования. 2018. Т. 17. № 1. С. 13-17.
3. Братко С.А. Формирование новых учений о человеке в философии эпохи просвещения // Аллея науки. 2018. Т. 8. № 5 (21). С. 425-427.
4. Вольтер. Избранные произведения. М.: Гослитиздат, 1947. 238 с 3.
5. Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского. М.: Мысль, 2001. 478 с.
6. Гоббс Т. Левиафан. М.: Мысль, 2001. 306 с.
7. Гроций Г. О праве войны и мира: Репринт с изд. 1956 г. М.: Ладомир, 1994. 868 с.
8. Киссинджер Г. Как завершается эпоха просвещения // Россия в глобальной политике. 2018. Т. 16. № 4. С. 46-53.
9. Кожевников Н.Н., Данилова В.С. Эпоха просвещения: от кризиса к возрождению // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Серия: Экономика. Социология. Культурология. 2018. № 3 (11). С. 51-59.
10. Лещинская И.И., Якубовска В. Образ просвещения: классика и современность // Философия и социальные науки в современном мире Материалы международной научной конференции к 30-летию факультета философии и социальных наук Белорусского государственного университета. 2019. С. 76-81.
11. Локк Дж. Сочинения. В 3-х т. Т. 3. М.: Мысль, 1988. 668 с.
12. Милованов К.Ю. Правовое государство в философско-историческом дискурсе эпохи просвещения // Профессиональное образование и общество. 2019. № 1 (29). С. 12-53.
13. Монтескье. О духе законов / Пер. с фр. под ред. А. Г. Горнфельда. СПб.: Изд. Л. Ф. Пантелеева, 1900. 536 с.
14. Мотрошилова Н.В. Глобализация и критическое обновление универсальных ценностей разума, просвещения и общественного договора // Мораль и универсальность: [сб. науч. ст.] / Рос. Акад. наук, Институт философии. Москва: Гуманитарий, 2018. 2018. С. 16-51.
15. Спиноза Б. Богословско-политический трактат. Казань, 1906. 440 с.
16. Стрельникова И. Ю. История зарубежной политической и правовой мысли: учебное пособие для магистров. Симферополь : ИТ «АРИАЛ», 2018. 196 с.
17. Флеенко Д.А. Трансформации театральной маски: commedia dell'arte – эпоха просвещения – XX век // Театр и драма: эстетический опыт эпохи. 2017. № 4. С. 40-46.