Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Расходы бюджета – это денежные средства, которые направляются на финансовое обеспечение задач и функций государства, также это экономические отношения, с помощью которых происходит использовании средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям. Через расходы финансируются организации производственной и непроизводственной сферы, которые являются получателями или распорядителями бюджетных средств.
Таким образом, расходы бюджета носят транзитный характер. Кроме того, расходы бюджета носят безвозвратный характер, на возвратной основе предоставляются только бюджетные ссуды и кредиты. Осуществление расходов производится с помощью бюджетного финансирования, основными принципами которого являются: достижение максимального эффекта при минимуме затрат, целевой характер использования бюджетных средств, безвозвратность бюджетных ассигнований. Расходы играют важную роль в бюджете, с их помощью финансируются различные сферы в экономике, также расходы выполняют функции политического, хозяйственного и социального регулирования
Актуальность работы обусловлена изучением эффективного распределения расходования бюджетных средств, что позволит экономике страны в дальнейшем стабильно и динамично развиваться.
Глава 1 Теоретические аспекты федерального бюджета и его расходной части
1.1 Сущность федерального бюджета
В современных условиях важная роль уделяется формированию Федерального бюджета. Бюджет для любой государства является важным инструментом регулирования и стимулирования его экономики. Из него может обеспечиваться финансирование важнейших инвестиционных и общественных планов, различных программ, например, по экологии, обороне, иных приоритетных отраслей экономики.
Это дает не только толчок к общему увеличению объема национального дохода страны, но и расширяет возможности удовлетворения общегосударственных потребностей. Оптимальное и сбалансированное использование бюджета — один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном равновесии бюджетных затрат источникам их финансирования. Данные аспекты определили актуальность выбранной темы исследования. Федеральный бюджет – это основной финансовый план государства, который утверждается Федеральным Собранием в виде федерального закона .
Через Федеральный бюджет мобилизуются денежные ресурсы, которые необходимы для регулирования экономического и общественного становления нашего государства и реализации его политической деятельности. Его функцией считается финансирование общегосударственных органов власти и управления, событий, которые связаны с развитием научной деятельности в стране, обеспечением обороноспособности страны, подготовки высококвалифицированных специалистов для РФ. Федеральный бюджет не является частью иных бюджетов, но из него могут перечисляться средства на покрытие дефицита региональных бюджетов. С помощью федерального бюджета страна имеет возможность сосредотачивать денежные ресурсы в ключевых зонах финансового и общественного становления, то есть применить бюджет в качестве инструмента государственного регулирования экономики, стимулируя производственные и общественные процессы.
Бюджетная система работает на основе следующих принципов:
− принцип целостности бюджетной системы;
− принцип дифференциации прибыли и затрат между уровнями бюджетной системы − принцип независимости;
− принцип полноты учета прибыли бюджета и затрат бюджетов, государственных бюджетов внебюджетных фондов;
− принцип бюджетного баланса;
− принцип надежности бюджета;
− принцип фокуса и целевого характера бюджетных средств.
Также бюджет выполняет ряд функций:
− Аккумулирующая или же функция образования бюджетного фонда - Эту функцию выполняют доходы бюджета. Структура доходов непостоянна и находится в зависимости от общего экономического положения в стране и приоритетов экономической политики в стране.
− Распределительная или же функция применения бюджетного фонда - так с помощью бюджетных доходов и расходов происходит перераспределение ВВП государства.
− Контрольная – с помощью данной функции исполняется контроль над действиями исполнительной власти, выявляется экономическое состояние отдельных финансовых субъектов, отраслей хозяйства, территориальных образований.
− Регулирующая – означает, что в условиях рыночной экономики основным государственным инструментом является финансовая система, а центральным звеном – бюджет. Кроме четырех функций, которые являются основными, бюджет может выполнять симулирующую, информационную и иные функции. Они считаются дополнительными, и их состав находится в зависимости от предназначения бюджета.
Федеральный бюджет формируется для выполнения центральными органами власти своих обязанностей и финансового обеспечения общегосударственных мероприятий. Через федеральный бюджет происходит процесс распределения и перераспределения ВВП и национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, регионами и социальными слоями населения. На сегодняшний день существует три основных проблемы формирования доходов федерального бюджета:
1. Достоверная информация о количестве поступлений денежных средств в бюджет отсутствует.
2. Всѐ чаще присутствуют факты уклонения от уплаты налогов.
3. Существование «теневой» экономики в стране. В соответствии с Бюджетным кодексом, федеральный бюджет формируется за счѐт налоговых и неналоговых доходов.
На сегодняшний день для сохранения и увеличения бюджетных поступлений необходимо создать благоприятные условия для налоговых поступлений, которые и по сей день являются главными доходами бюджета. Увеличение доходов должно происходить не за счѐт увеличения налоговой нагрузки на экономику, а за счѐт расширения налогооблагаемой базы в результате создания благоприятных условий для развития частного бизнеса. Кроме того должно осуществляться дальнейшее укрепление системы налогового администрирования, отмена экономически необоснованных и неэффективных налоговых льгот, повышение экономической заинтересованности налогоплательщиков в своевременном и полном исполнении налоговых обязательств, совершенствование налогового контроля за правильностью применения идей в целях налогообложения.
1.2 Сущность, направления и классификация бюджетных расходов
В настоящее время наиболее острой и распространённой проблемой, которая встречается во многих странах, в отдельных отраслях экономики и на уровне предприятий выступает финансовая проблема, связанная, в первую очередь, с недостаточностью денежных средств как юридических и физических лиц, так и на уровне государства. Данная проблема является очень актуальной, так как при использовании неправильной методики расходования бюджетных средств, может повлечь за собой возникновения различных финансовых проблем, которые отрицательно могут повлиять на экономическое состояние страны и на социальное развитие различных слоёв населения.
Под расходами бюджета понимается денежные средства, которые направляются на обеспечение финансовой стабильности в обществе, на достижение цели, на решения различных функций и задач, стоящие перед государственными органами власти.
В финансово-правовой литературе, Фадеев Д.Е. под расходами бюджетов понимает процесс выделения и использования финансовых ресурсов, аккумулированных в бюджетах каждого уровня, в соответствии с законами о бюджетах на определенный плановый период . Одной из наиболее важных критериев классификации расходной части бюджета является направления расходов, которые наглядно можно увидеть на таблице 1.
Таблица 1 - Направление расходов бюджета
Средства, выделяемые из бюджета, используются на конкурсной, возвратной и платной основе для реализации различных инвестиционных проектов, которые обеспеч
Глава 2 Практические аспекты формирования и исполнения расходной часть федерального бюджета Российской Федерации
2.1 Анализ исполнения расходов федерального бюджета
Оценка исполнения федерального бюджета по расходам в 2019 году показала низкую кассовую дисциплину и возросшую неравномерность исполнения утвержденных лимитов. Федеральным законом № 459-ФЗ общий объем расходов федерального бюджета на 2019 год утвержден в сумме 18 037,2 млрд. руб.
В соответствии с принятием федеральных законов о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете произведено общее увеличение бюджетных ассигнований сводной росписи по расходам федерального бюджета на 2019 год на 452,2 млрд. руб. или на 2,5 %. Общий объем бюджетных ассигнований сводной бюджетной росписи на 2019 год с учетом изменений составил 19 335,5 млрд. руб., что на 163,6 млрд. руб. больше аналогичного показателя 2018 года. Исполнение расходов федерального бюджета за январь – декабрь 2019 года составило 18 213,2 млрд. руб., или 98,5 % законодательно утвержденных бюджетных ассигнований и 94,2 % показателя сводной росписи с изменениями (рис. 1).
Рис. 1 - Уровень исполнения расходов федерального бюджета за 2015-2019 гг., %
Объем неисполненных ассигнований вырос с 2018 года почти в 1,5 раза, до 1,1 трлн рублей в 2019 году и стал самым низким за последние 11 лет. Общий объем неисполненных назначений составил 5,8 % показателя сводной росписи с изменениями, из них порядка 75 % составляют неиспользованные бюджетные ассигнования, остатки по которым направляются в 2020 году на те же цели. По разделам классификации расходов наиболее низкий уровень исполнения расходов, как и в 2018 году, отмечается по разделам «Жилищно-коммунальное хозяйство», «Общегосударственные вопросы», «Культура, кинематография», «Физическая культура и спорт», «Национальная экономика», «Национальная оборона».
Так, объемы неисполненных бюджетных назначений установлен в 2019 году составили по разделам:
- «Национальная экономика» (253,787 млрд. рублей, или 8,2% показателя сводной росписи);
- «Национальная оборона» (235,787 млрд. рублей, или 7,3% показателя сводной росписи);
- «Общегосударственные вопросы» (232,831 млрд. рублей, или 14,6% показателя сводной росписи).
На менее чем 90% исполнены расходы у 18 главных распорядителей бюджета - самый низкий показатель за последние три года.
Главных распорядителей с уровнем исполнения ниже 80% - семь:
- Минприроды - 59,8%;
- Федеральное агентство по делам национальностей - 76%; Минкомсвязи - 77,1%;
- Росавиация - 77,2%;
- Росархив - 77,4%;
- Росморречфлот - 78,5%;
- Федеральная антимонопольная служба (ФАС) - 78,6%.
Глава 3 Совершенствование исполнения расходной части федерального бюджета российской Федерации
3.1 Оценка эффективности государственных программ в исполнении федерального бюджета по расходам
Качество бюджетного планирования играет важную роль для повышения эффективности системы управления финансами государства, что достигается применением различных экономических методов. Бюджетное планирование, осуществляемое на практике государственными органами, демонстрирует необходимость органов управления финансами в совершенствовании системы бюджетного планирования, что говорит о актуальности этой проблемы.
Понимание развития промышленной политики в современной России как перехода от целевых программ к государственным программам может стать дополнительным фактором повышения эффективности принимаемых решений. Федеральный закон № 488-ФЗ определяет промышленную политику определяется как «комплекс правовых, экономических, организационных и иных мер, направленных на развитие промышленного потенциала Российской Федерации, обеспечение производства конкурентоспособной промышленной продукции» .
Хронологию развития программных инструментов можно представить следующим образом: появление целевых программ, в том числе и ФЦП (1994-1995 г.), развитие методологического инструментария (1996-2009 гг.), свертывание ФЦП и переход к государственным программам (2010 г. – по настоящее время). Следует отметить, что реализация федеральных целевых программ на региональном уровне сталкивалась с проблемой реализации. К одной из проблем относят трудности с поиском у регионов собственных финансовых источников для реализации целевого расходования, что связано с дотационностью многих регионов страны. Конечно, привлеченные дополнительные финансовые средства можно рассматривать только с положительной стороны. Однако, на практике часто мы сталкиваемся не с увеличением финансирования, а с перераспределением полномочий между бюджетами по расходным обязательствам. В таких случаях, привлеченные средства за счет различных фондов поддержки просто сводится на нет сокращением финансирования собственно программной части их бюджетов.
Реализация государственных целевых программ на третью часть считается неэффективным. Такой вывод сделало Правительство РФ. Реализация государственных целевых программ не повышает эффективность использования бюджетных средств. В последнее время особо актуальными стали вопросы касающиеся оценки эффективности различных государственных программ, анализ проблем, возникающих при их реализации, и выработка рекомендаций и мер имеющих целью исправить ситуацию.
Бюджет РФ и бюджеты большинства субъектов Федерации начиная с 2014 года формируются на основе государственных программ. Согласно исследованию качества управления финансами в субъектах РФ, проведенному Минфином России по итогам 2016 года, лишь у 48 регионов доля программных расходов бюджета составляла 95% и выше. В среднем по России данный показатель в 2016 году был равен 89,9%. А в ряде субъектов РФ доля программных расходов – и того ниже, вплоть до 40% . При выделении проблем, необходимо указать, что в экономической среде страны наблюдаются неэффективные инвестиции, особенно на государственном уровне, что отражается на эффективности применения программно-целевого метода в расходовании бюджетных средств.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе написания курсовой работы было установлено, что одной из важнейших составляющих частей федерального бюджета являются расходы, которые характеризуют деятельность государства, связанную с распределением доходов по различным направлениям расходования бюджетных средств.
Под расходами бюджета понимается денежные средства, которые направляются на обеспечение финансовой стабильности в обществе, на достижение цели, на решения различных функций и задач, стоящие перед государственными органами власти.
На основе анализа исполнения федерального бюджета в Российской Федерации можно сделать вывод, что каждая группа расходов играет свою роль в федеральном бюджете и на основе данных динамики этих показателей можно оценить общее состояние федерального бюджета и государства в целом за определенный период. Развитие и укрепление программных подходов в российской бюджетной системе связывают с формированием методологии и институтов планирования, проработку механизмов привлечения корпоративного сектора к реализации ключевых инвестиционных проектов государственной важности, что подразумевает участие государственных органов в этих процессах.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145 - ФЗ (ред. от 15.04.2019) // СПС Консультант Плюс.
2. Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" от 29.11.2018 N 459 - ФЗ (последняя редакция).
3. Приказ Минфина России от 29 декабря 2017 г. N 264н "О формировании отчета Министерства финансов Российской Федерации о результатах мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета (главными распорядителями средств федерального бюджета, главными администраторами доходов федерального бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета)». Научный электронный журнал "Меридиан"
4. Анисимова В.Ю. Управление инновациями на предприятиях нефтяной и газовой промышленности // Современная парадигма управления инновациями: теория, методология, моделирование, практика: монография/В.Ю.Анисимова, Е.А.Башкан, М.Г.Беляева [и др.]; под общ.ред.Н.М.Тюкавкина.- Самара: Изд-во «Самарский университет», 2019. – 212 (с.195-202).
5. Анисимова В.Ю., Рохваргер Л.А. Влияние падения цены на нефть на экономику России // Проблемы современных интеграционных процессов и пути их решения: сборник статей Международной научно-практической конференции, 23 мая 2016 г. - Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "ОМЕГА САЙНС", 2016. - С. 30-35.
6. Арбатская Ю.В. Проблемы реализации принципа эффективности в бюджетном праве // Академический юридический журнал. 2018. N 1
7. Борщевский Г. Оценка государственных программ: текущее состояние и пути совершенствования // Экономист №11, 2018.
8. Голубев А.В. Расходы бюджетов как финансово-правовое понятие // Финансовое право. №2- 2018 г. С-206
9. Дементьев Д. Бюджетная система Российской Федерации. Учебник. – М.: КноРус, 2019. 265 с.
10. Закон РФ от 27.11.1992 N 4015 - 1 (ред. от 28.11.2018) "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) // СПС Консультант Плюс.
11. Калинин А.М. Эволюция инструментов государственной поддержки промышленности в Российской Федерации: от Федеральные целевых программ к государственной программе
12. Карчевский В.В. Организация исполнения бюджета: Учебное пособие / М.: Вузовский учебник, 2019 г., С-224
13. Лебедев В.А. Финансовое право: учебник // СПС «Консультант Плюс», 2019 г., С-25. 118
14. Мастеров А.И. Программно-целевое бюджетирование как инструмент стимулирования экономического роста в России / Финансы и кредит, 2018, т. 24, вып. 20. 4. Мельничук М.В., Караев А.К. Проблемы восстановления и стимулирования экономического роста в регионах России // Проблемы экономики и юридической практики. 2017. № 4. С. 34-38.
15. Минько Э.В., Минько А.Э. Менеджмент качества. Учебное пособие. Изд. Питер. 2019.
16. Поветкина Н. А. Эффективность расходования бюджетных средств: Проблемы правовой квалификации // Финансовый журнал N 2, 2019.
17. Заключение на проект Федерального закона «О федеральном бюджете на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» и проекты федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов. – [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: https://www.ranepa.ru/images/News/2018-10/17-10-2018- proekt-2019-2021.pdf (Conclusion on the draft Federal law «On the Federal budget 18 for 2019 and the planning period 2020 and 2021» and the draft Federal laws on the budgets of state extra-budgetary funds. – [Electron. resource.] – URL: https://www. ranepa.ru/images/News/2018-10/17-10-2018-proekt-2019-2021.pdf) (дата обращение: 26.05.2020 г.)
18. Заключение на проект федерального закона № 556362-7 «О федеральном бюджете на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов». – [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://komitet-bn.km.duma.gov.ru/upload/site7/Finansovyy_ universitet.pdf (Conclusion on the draft Federal law No. 556362-7 «On the Federal budget for 2019 and the planning period 2020 and 2021». – [Electron. resource.] – URL: http://komitet-bn.km.duma.gov.ru/upload/site7/Finansovyy_universitet.pdf) (дата обращение: 26.05.2020 г.)
19. Концепция повышения эффективности бюджетных расходов в 2019 - 2024 годах, утв. распоряжением Правительства РФ от 31 января 2019 г. № 117-р. (дата обращение: 26.05.2020 г.)
20. Отзыв на проект федерального бюджета на 2019-2021 гг. – [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: https://www.hse.ru/data/2018/10/15/1155570398/Бюджет_19-21_ отзыв.pdf (Review of the draft Federal budget for 2019-2021. – [Electron. resource.] – URL: https://www.hse.ru/data/2018/10/15/1155570398/Бюджет_19-21_ отзыв.pdf) (дата обращение: 26.05.2020 г.)
21. Результаты исполнения Федерального бюджета_2019 Электрон. ресурс]. – Режим доступа: www.rea.ru (дата обращение: 26.05.2020 г.)
22. Федеральный бюджет 2018. – [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: https:// center-yf.ru/data/Buhgalteru/federalnyy-byudzhet-2018.php (The Federal budget in 2018. – [Electron. resource.] – URL: https://center-yf.ru/data/Buhgalteru/federalnyybyudzhet-2018.php) (дата обращение: 26.05.2020 г.)