Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Оценивать эффективность рыночного механизма можно через обеспечение сбалансированности экономики, рациональное использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов, создание гибких производств, которые восприимчивы к запросам клиентов и достижениям научно-технического прогресса. На рынке предприятие — это основной объект, не ограниченный экономическим пространство, но полностью зависимый от умений адаптироваться к условиям изменчивой экономической среды, а именно изменений маркетинговой деятельности, от которой зависит эффективность работы предприятия.
Маркетинговая деятельность — это своего рода рычаг, запускающий и контролирующий деятельность любого предприятия. Ведь именно от эффективности маркетинговой компании будет зависеть успешность компании на рынке и популярность среди потребителей.
В наши дни вокруг вопроса о том, как построить маркетинговую деятельность таким образом, чтобы компания имела успех, существует множество противоречий, которые обусловлены как природной самого понятия «маркетинга», так и разными взглядами на его определение. Все это приводит к увеличению внимания к маркетингу.
Актуальность курсовой работы обусловлена сложностью создания эффективной маркетинговой кампании и противоречиями, возникающими вокруг ее сущности.
Курсовая работа поможет выявить особенности построения маркетинговой кампании на предприятии.
В качестве источников информации использовались научные материалы, нормативные документы, справочная литература, энциклопедическая литература.
Все вышеперечисленное определило тему курсовой работы: «Разработка плана маркетинга предприятия (на примере ООО «Нефтеком»).
Цель исследования: выявить условия эффективности плана маркетинга предприятия.
Объект исследования: процесс разработки плана маркетинга.
Предмет исследования: ООО «Нефтеком».
Цель исследования позволила сформулировать следующие задачи:
1. Изучить сущность и принципы маркетингового планирования;
2. Проанализировать структуру и содержание маркетингового плана;
3. Рассмотреть основные этапы разработки маркетингового плана;
4. Проанализировать и оценить эффективность маркетинговой деятельности ООО «Нефтеком»;
5. Разработать план маркетинга предприятия.
Методологическая основа исследования: анализ литературы по теме исследования, обобщение, сравнение, научно-теоретические работы, программы, методические рекомендации.
Методы:
-теоретический анализ и синтез;
- системный анализ;
- опытно-экспериментальная база.
Теоретическая значимость: расширение теоретических представлений о маркетинге на предприятии.
Структура и объем курсовой работы: состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Работа изложена на _26___ листах машинописного текста.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ ПЛАНА МАРКЕТИНГА ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Сущность и принципы маркетингового планирования, реализуемого на предприятии
Маркетинг, как понятие, означает «процесс продвижения на рынок», деятельность в сфере рынка. Сейчас в научной литературе насчитывается около 2500 определений маркетинга [7, с.1].
Маркетинговая деятельность — это социальный и управленческий процесс, который позволяет определить лица и группы лиц, нуждающихся в удовлетворении своих нужд и потребностей путем создания для них ценностей. Маркетинг позволяет управлять спросом на товары и услуги, обменивая их.
Несмотря на длительность существования этого понятия в истории, российский маркетинг — относительно молодое явление. Необходимость во введении этого понятия возникла во время рыночных реформ. Сейчас в России наиболее популярен становится активный и пассивный маркетинг. Особенной популярностью пользуется прямой маркетинг — это прямая почтовая рассылка, телереклама, реклама по радио и т. д.
Пассивный маркетинг — это публикации в печатных СМИ.
На предприятии управлением маркетинга занимается специальная служба маркетинга, которая анализирует маркетинговую деятельность предприятия и деятельности в целом. При этом анализе учитываются реальные показатели производства, сбыт произведенной продукции. В результате служба вносит предложения по повышению эффективности проводимых мероприятий посредством разработки маркетинговых планов.
Среди функция маркетингового плана можно отметить:
- предоставление алгоритмов реализации стратегии развития и достижения цели организации;
- обеспечение возможности контроля и мониторинга процесса реализации целей организации;
- организацию рационального распределения ресурсов [6, с.1].
Маркетинговый план — это основа для устойчивого положения предприятия на рынке. В разработку маркетингового плана входит анализ состояния предприятия (внутренние и внешние факторы, определение целей и задач развития, рентабельность, выбор стратегии и т. д.). Результат планирования — документация и система планов.
Е.Н. Александрова [1] считает, что «несмотря на то, что российские компании в целом продолжают ставить проблемы собственного производства, а не проблемы потребителей, многие из них уже пересмотрели свои позиции. Такие предприятия изучают рынок, создают продукты, ориентированные на конкретные потребности групп потребителей, развивают дилерские сети, создают собственные торговые марки и т.д.».
Однако даже у таких предприятий может не быть квалифицированного персонала и рыночной информации. Как последствие — отсутствие стратегического маркетингового плана.
Система маркетингового планирования представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 — Система маркетингового планирования
И.П. Зимина [4] считает, что «особым случаем является ситуация, когда предприятие осуществляет реконструкцию производства. В таких случаях невозможно точно сказать, сможет ли она продать увеличенный объем продукции. Именно поэтому абсолютно необходимо готовиться к запуску новых мощностей в маркетинговом плане».
Руководитель, принимая участие в утверждении плана маркетинга, должен учитывать общие проблемы организации планирования. Таким образом, руководитель должен иметь представление о:
- целях и методах;
- распределении обязанностей в области планирования деятельности;
- структуре и персонале отдела маркетинга;
- требованиях к персоналу отдела маркетинга.
И при этом должен обладать такими умениями, как:
- определение общей структуры организации;
- обеспечение учета всех критических факторов при стратегическом планировании;
- поддержание баланса краткосрочных и долгосрочных результатов.
В то же время сотрудники отдела маркетинга должны:
- разрабатывать систему планирования;
- планировать работу в соответствии с задачами компании;
- обеспечить взаимодействие продукции и маркетинга;
- контролировать выполнение маркетинговых планов.
Маркетинговое планирование проходит несколько этапов:
1. Разработка системы целей и задач
Это самый важный этап, поэтому он требует особого внимания как со стороны предприятия, так и со стороны маркетинговой службы.
2. SPU и PLS анализ (или выбор маркетинговой стратегии)
Выбор маркетинговой стратегии — это основа стратегического планирования. Существует несколько маркетинговых стратегий, но не все они могут подойти к каждому предприятию. Суть данного этапа не в том, чтобы
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Александрова, Е.Н. Теоретические аспекты стратегического планирования маркетинга в современных компаниях в России // Экономика: теория и практика;
2. Артамонов, Б.В. Выбор целевого рынка и его сегментация // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. - 2009. - с.1-6;
3. Гупанова, Ю.Е. Факторы формирования маркетинговой стратегии предприятия // Научные труды. - 2010. - с.1-10;
4. Зимина, И.П. Роль маркетинга в управлении современным бизнесом // Управленческие науки. - с.49-50;
5. Оруджева, З.С. Планирование маркетинговой деятельности предприятия // УЭПС. - 2018. - с.1-7
6. Рыжикова, Т.А. Современные методы планирования в маркетинге // Концепт. - 2018 . - с.1-6
7. Ходжева, Д.О. Основы современного маркетинга // Символ науки. - 2019. - с.121-122;
8. Шаталова, Т.Н. Комплекс маркетинга // Вестник ОГУ. - №9. - 2007. - с.104-110