Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Одной из важнейших проблем в юридической науке является проблема сущности и содержания государственного управления в административно - политической сфере. Государственное управление является главной содержательной категорией в механизме осуществления государственной власти во всех странах. В настоящее время в политологической, социологической и юридической литературе к понятию и сущности государственного управления имеются различные подходы. Вместе с тем в науке конституционного и административного права государственное управление рассматривается с точки зрения осуществления функций государства и понимается как один из видов государственной деятельности по их реализации.
В государственно-правовом значении оборона определяется статьей 71 Конституции Российской Федерации, Федеральным законом «Об обороне» и другими законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Сложившиеся российские традиции государственного администрирования характеризуются сильной ролью государства и распространением его влияния во все сферы деятельности общества.
В связи с этим состояние государственного управления в целом и его административно-политического сегмента в частности обретают особое стратегическое значение.
Реализация установленных законодателем задач в рассматриваемой сфере представляется возможным исключительно в условиях наличия структурированности государственной власти и системности государственных органов.
Управленческая деятельность в административно-политической сфере включает в себя государственное регулирование обороны, государственной безопасности, внутренних дел, гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций и юстиции.
В настоящей работе поставлена цель исследования правовых и организационных основ государственного управления в области обороны.
Сообразно цели, в работе были выделены следующие задачи:
• исследовать сущность и содержание государственного управления в области обороны Российской Федерации;
• изучить организационно-правовые формы государственного управления в области обороны Российской Федерации;
• рассмотреть особенности управления в области обороны;
• выявить особенности управления в сфере гражданской обороны.
Объект исследования - общественные отношения, возникающие в сфере государственного управления в области обороны.
Предмет исследования – нормы, закрепляющие порядок осуществления государственного управления в области обороны.
Исследования строились на базе анализа научной литературы и нормативно-правовой документации.
Работа представлена в виде введения, двух глав, заключения и списка литературы.
1.Государственное управление в области обороны Российской Федерации
1.1 Сущность и содержание государственного управления в области обороны Российской Федерации
Государственное управление - вид социального управления наряду с местным самоуправлением, общественным, корпоративным, семейным и иными. Являясь составной частью общего и социального управления, государственное управление, с одной стороны, имеет с ними общие черты, в то же время, с другой стороны, государственное управление имеет свои особенности. Кроме того, особенности государственного управления проявляются специфическим образом в зависимости от того, в какой сфере общественной жизни оно осуществляется.
Так, управление и государственное управление имеют следующие общие черты: базируются на принципах, имеют цель, задачи, субъект управления (управляющего), объект управления (управляемого), характеризуются связями между ними, выражаются в соответствующих формах, осуществляются с помощью тех или иных методов.
Государственное управление и социальное управление характеризуются наличием такой составляющей, как человек. Оба вида управления существуют только там, где имеет место совместная деятельность людей: отдельных индивидов, групп людей, коллективов, публичных органов, должностных лиц. Причем человек часто является как субъектом управления, так и объектом управления. Однако если речь идет о человеке в качестве управляемого, следует отметить, что в этом случае объектом управления является поведение, деятельность управляемого.
Известно, что в науке административного права государственное управление предлагается понимать в широком и в узком смыслах.
В широком смысле под государственным управлением понимается деятельность государства (государственных органов, должностных лиц) по обеспечению условий для жизни человека, развития его способностей и возможности достижения его человеческих целей, среди которых главное место занимают безопасность и благосостояние. Это деятельность законодательных, исполнительных, судебных органов государственной власти, а также прокуратуры, Следственного комитета Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, Администрации Президента Российской Федерации и иных публичных органов. Причем оба этих условия - безопасность и благосостояние - находятся в неразрывной органической связи: всякая мера, содействующая обеспечению безопасности, тем самым содействует и развитию благосостояния, и наоборот.
Рассматривая государственное управление в узком смысле слова (собственно, речь идет о предмете административного права), приходим к выводу о том, что оно представляет собой деятельность компетентных органов и должностных лиц по реализации исполнительной власти. Исполнительная власть реализуется в соответствующих формах и с применением определенных методов воздействия посредством осуществления компетентными органами и должностными лицами функций в той или иной сфере общественной жизни .
По сути, государственное управление представляет собой форму реализации исполнительной власти, воздействие на общество (индивида, группу людей, коллективы) с целью упорядочения общественных отношений. В современных условиях главной задачей государственного управления является обеспечение согласованной, упорядоченной деятельности всех частей государственного механизма по реализации исполнительной власти, составляющих нашу общественную организацию, в качестве одной из отраслей (ветвей) единой государственной власти.
Государственное управление - особая форма осуществления функций государства. Его задачи, формы и методы обусловливаются природой и целями самого государства. Это исполнительно-распорядительная деятельность органов государства, осуществляемая в пределах их компетенции, на основе и во исполнение законов и состоящая в непосредственном практическом выполнении задач государства на соответствующем этапе его функционирования.
Государственное управление распространяется на все стороны хозяйственной (экономической), политической, социальной и культурной жизни общества. Это самая широкая форма деятельности государства, которая находит свое выражение в организации практического осуществления и самом осуществлении планирования, учета, контроля, расстановке кадров, непосредственном исполнении законов и других правовых актов, издании компетентным субъектом в необходимых случаях и в пределах своих полномочий нормативных и индивидуальных актов государственного управления .
Таким образом, государственное управление в различных сферах общественной жизни - социальное и правовое явление. Оно является частью общего управления, видом социального управления, представляет собой исполнительно-распорядительную деятельность, базирующуюся на соответствующих принципах, имеет цель, задачи, осуществляется в той или иной сфере общественных отношений специальным субъектом управления посредством реализации его функций в тех или иных формах, с применением соответствующих методов.
Государственное управление как целостное явление можно представить в виде частей единого процесса и подразделить его на части по различным основаниям.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета от 25 декабря 1993 года.
2. Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 5, ст. 375.
3. Федеральный закон от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1997.№ 9, ст. 1014.
4. Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» // Собрание законодательства РФ. 1998. № 7, ст. 799.
5. Федеральный закон от 31 мая 1996 г. «Об обороне» // Собрание законодательства РФ. 1999. N 42. Ст. 5013.
6. Положение о Министерстве обороны Российской Федерации: утв. Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082 // Собрание законодательства. 2004. N 34. Ст. 3538.
7. Указ Президента РФ от 16 августа 2004 г. № 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2004. № 34, ст. 3538.
Основная и специальная литература
8. Алехин А.П. Административное право Российской Федерации / А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий, Ю.М. Козлов. М.: Зерцало-М, 2003. 608 с.
9. Артамонов Н.В. Правовой статус советских военнослужащих и его обеспечение. М.: Военный институт, 1984. 145 с.
10. Белокрылова Е.А. Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ «О безопасности» / Е.А. Белокрылова, Е.А. Бевзюк // СПС «Гарант», 2015.
11. Гражданская защита: энциклопедический словарь/ Ю.Л.Воробьев и др., под общей редакцией С.К. Шойгу; МЧС России. - М.: ДЭКС-ПРЕСС, 2015.
12. Гришковец А.А. Органы государственного управления: сущность и компетенция // Труды Института государства и права Российской академии наук. 2015. № 4. С. 56-79.
13. Дугенец А.С. Вопросы административно-правового регулирования обеспечения безопасности современной России / А.С. Дугенец, А.В. Мельников, М.Н. Дашко // Административное право и процесс. 2012. N 3. С. 65 - 67.
14. Китрова Е.В. Комментарий к Федеральному закону от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ «Об обороне» / Е.В. Китрова, В.А. Кузьмин. М.: Новая правовая культура, 2008. 203 с.
15. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. Л.В. Лазарева. М.: Новая правовая культура, 2009. 1054 с.
16. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева. М.: Эксмо, 2010. 910 с.
17. Коренев А.П. Административное право России. М.: Щит-М, 2003. 300 с.
18. Кузнецов Н.И. Военная администрация / Н.И. Кузнецов, Б.Ф. Старов. М.: Военный институт, 1998. 495 с.
19. Полянский И.А. Военная доктрина России и ее роль в обеспечении военной безопасности и строительстве вооруженных сил / И.А. Полянский, Е.В. Трофимов // Право и политика. 2016. N 1. С. 65 - 73.
20. Попов Л.Л. Административное право Российской Федерации: Учебник / Л.Л. Попов, Ю.И. Мигачев, С.В. Тихомиров. М.: Проспект, 2016. 688 с.
21. Попов Л.Л. Военное право: Учебник / Л.Л. Попов, Ю.И. Мигачев, С.В. Тихомиров. М.: Юристъ, 2008. 575 с.
22. Стрекозов В.Г. Правовые основы обороны и военного строительства: Юридический справочник для военнослужащих. М.: БЕК, 1997. 537 с.
23. Хохлова А.В. Реализация гражданской обороны в государственном управлении // Аллея науки. 2020. Т. 1. № 3 (42). С. 367-380.