Фрагмент для ознакомления
2
работы и относиться к категории безработных.
в) Отсутствие стоимости, а соответственно и цены рабочей силы. В обществе всегда есть люди, которые не могут быть вовлечены в процесс производства по причине отсутствия у них рабочей силы как таковой или наличия рабочей силы настолько низкого качества, что покупатель (работодатель) не желает ее приобретать. Это бродяги, деклассированные элементы, инвалиды и т.п. Эта категория граждан, как правило, навсегда теряет работу и надежду ее найти и попадает в разряд застойных безработных [29].
Причинами безработицы среди молодежи является тот факт, что выпускники учебных заведений не имеют опыта работы, а работодатели не хотят брать начинающих специалистов или же предлагают им низкую зарплату.
Одна из основных причин безработицы в Якутске - весьма ограниченный набор востребованных специалистов. Работодателям нужны рабочие и управленцы в сфере экономики и финансов — и те, и другие с опытом работы и высокой квалификацией.
На динамику безработицы оказывают влияние следующие факторы:
1. Демографические факторы — изменение доли экономически активного населения в результате сдвигов в уровне рождаемости, смертности, половозрастной структуре населения, средней продолжительности жизни, в направлениях и объемах миграционных потоков.
2. Технико-экономические факторы — темпы и направления НТП, обусловливающие экономию рабочей силы. Разрушение наукоемких российских производств, проведение конверсии без учета экономических и социальных последствий на всех уровнях создали угрозу массового банкротства предприятий и лавинообразного высвобождения рабочей силы.
3. Экономические факторы — состояние национального производства, инвестиционной активности, финансово-кредитной системы, уровень цен и инфляции. По сформулированному А. Оукеном закону существует отрицательная связь между уровнем безработицы и объемом ВНП, каждый «всплеск» безработицы связан со снижением реального объема ВНП.
Часть работников (более 200 человек) работают неполный рабочий день и находятся в вынужденном отпуске по инициативе руководства, либо по соглашению с ним. Однако количество граждан, попавших под массовые увольнения, постепенно снижается. Это, в частности, связано с тем, что экономическая ситуация в регионе улучшается, пусть пока и медленными темпами [30].
В основном, массовое высвобождение работников наблюдается в таких сферах, как добыча полезных ископаемых, государственное управление, обеспечение военной безопасности, финансовая деятельность, предоставление различного рода услуг (социальных, персональных, коммунальных), сельское хозяйство, транспорт, связь.
Среди рабочих крайне популярны машинисты, слесари, дорожные строители, водители, требуются также инженеры. В сфере экономики ищут менеджеров по маркетингу и финансовых директоров, организаторов бизнеса и опытных управленцев. К соискателям на эти позиции предъявляют жёсткие требования, а отбор претендентов происходит на конкурсной основе.
Есть также спрос на медицинский персонал — медсестёр и врачей. Практически нет вакансий для учителей, юристов и экономистов — ими рынок труда просто перенасыщен. Сложно приходится и выпускникам вузов самых разных факультетов — работодателей редко привлекают соискатели. В основном, это дисбаланс спроса и предложения. На учете состоят бухгалтера, и инженеры, спрос на них есть, но имеющиеся вакансии, им не подходят, потому что зарплата - ниже прожиточного минимума. Вообще, в 2016 году из имеющихся 27 260 вакансий 5 597 были с оплатой труда ниже прожиточного минимума.
Каждый второй, состоящий на учете в Центре занятости населения г. Якутска, имеет высшее образование, но 70 % от общего числа вакансий составляют рабочие профессии.
Необходимость для Республики стремиться к сокращению безработицы, которая порождается рядом причин [29].
Во-первых, безработный человек - экономический ресурс особого типа. Если он сейчас не востребуется экономикой, его нельзя зарезервировать и "положить в холодильник" до лучших времен. Потерянное рабочее время невосстановимо и при этом - даже не работая – он должен иметь возможность потреблять жизненные блага не ниже прожиточного минимума. Поэтому Республика вынуждена искать средства для спасения безработных от голодной смерти или превращения их в бандитов. Но направляемые на эти цели средства не служат дальнейшему развитию экономики - они просто проедаются и это большая беда.
Во-вторых, рост безработицы сокращает спрос на товары на внутреннем рынке. Люди, не получающие зарплату, могут купить лишь самый минимум средств существования.
В-третьих, безработица обостряет политическую ситуацию. Причиной тому растущее озлобление людей, лишившихся возможности достойно содержать себя, свою семью и проводящих день за днем в изматывающих поисках работы. Все это свидетельствует о том, что проблемы безработицы еще не скоро сойдут с повестки дня и предстоит приложить немалые усилия ликвидации её.
2.2 Экономические методы борьбы с безработицей в Республике Саха (Якутия)
В настоящее время правительством региона обсуждаются планы развития агропромышленного комплекса и сельских населённых пунктов области, что естественным образом скажется на снижении безработицы в г.Якутске.
Для снижения напряжённости на рынке труда в городе регулярно проводятся ярмарки вакансий, на которых найти работу могут даже выпускники. Некоторые работодатели предлагают желающим пройти стажировку на их предприятии, чтобы получить опыт по выбранной специальности в г.Якутске.
Долгосрочная целевая программа «Содействие занятости населения г. Якутска на 2013-2017 гг.» разработана на основе анализа основных тенденций в сфере занятости населения, прогноза социально-экономического развития в г.Якутске.
Программа определяет основные направления и приоритеты государственной политики занятости на 2013-2017 годы.
Ориентация Программы на сбалансированное решение экономических и социальных проблем занятости предполагает реализацию комплексного подхода к решению проблем рынка труда [30].
Задачи Программы
повышение качества и объемов услуг, предоставляемых государственной службой занятости, в области содействия занятости населения, в том числе по информированию населения и работодателей о состоянии рынка труда;
обеспечение эффективной занятости населения, развитие форм и технологий целевого взаимодействия с работодателями в подборе персонала в рамках активного содействия трудоустройству безработных граждан и граждан, ищущих работу;
повышение конкурентоспособности незанятых граждан и безработных путем оказания государственных услуг, определенных федеральными, республиканскими, муниципальными правовыми актами.
Включение в Программу проблем занятости населения вызвано тем, что до сих пор остаются одними из наиболее острых и сложных проблем после мирового финансового кризиса и только в тесном взаимодействии Окружной администрации города Якутска и Центра занятости населения города Якутска возможно смягчение ситуации на рынке труда города Якутска.
Для реализации подпрограммы "Содействие занятости населения города Якутска на 2013 - 2017 годы" из средств городского округа "город Якутск" потребуется финансирование 15 052,0 тыс. рублей по следующим мероприятиям:
- временное трудоустройство несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время;
- проведение оплачиваемых общественных работ;
- ярмарки вакансий и учебных рабочих мест;
- содействие в трудоустройстве инвалидов.
1. Реализация мероприятий по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан от 14 до 18 лет в период летних каникул направлена на приобщение их к труду, получение профессиональных навыков и адаптации на рынке труда, снижение социальной напряженности и преступности среди подростков.
Приоритетным правом при трудоустройстве на временные работы пользуются несовершеннолетние граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации и испытывающие трудности в поиске работы.
Ежегодно планируется трудоустроить на временные работы 115 несовершеннолетних граждан на финансирование из средств бюджета городского округа "город Якутск" 1000,0 тыс. руб., в т.ч. на размер возмещения работодателю затрат на оплату труда несовершеннолетних граждан (1/2 установленного федеральным законодательством минимального размера оплаты труда, увеличенного на районный коэффициент и страховые взносы в государственные внебюджетные фонды) - 800,0 тыс. руб., на расходы на приобретение мелкого инвентаря, спецодежды - 100,0 тыс. руб., на расходы на приобретение призов для поощрения несовершеннолетних граждан - 100,0 тыс. руб. [30].
2. Общественные работы.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Аверьянов, Ю. Регулирование занятости с точки зрения теории / Ю. Аверьянов, И. Калашникова // Человек и труд. – 2014. – N 5. – С. 45–49.
2. Андреева, Л. А. История развития рынка труда и заработной платы в условиях мирового кризиса / Л. А. Андреева // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2014. – N 1. – С. 215–218.
3. Антонова, Г. Общий прогноз по безработице / Г. Антонова // Вопросы социального обеспечения. – 2015. – N 22. – С. 19–20.
4. Базыленко, Т. Влияние службы занятости на предпринимательскую активность безработных / Т. Базыленко // Человек и труд. – 2016. – N 5. – С. 28–31.
5. Батуренко, С. А. Безработные в современном российском обществе: современное состояние и некоторые проблемы исследования / С. А. Батуренко // Вестник Московского университета. – 2014. – N 2. – С. 91–99.
6. Беглова, Е. И. Безработица и ее роль в увеличении масштабов и степени распространения бедности / Е. И. Беглова // Экономические науки. – 2015. – N 10. – С. 155–160.
7. Безработица в России избежала хронической стадии // Аудит. – 2015. – N 7/8. – С. 44.
8. Безработица: самые низкие показатели // Вопросы социального обеспечения. – 2012. – N 24. – С. 14–15.
9. Безработица : тревожный фактор // Вопросы социального обеспечения. – 2016. – N 11. – С. 15–16.
10. Бочарова, И. Программы содействия занятости / И.Бочарова // Экономист. – 2011. – N 5. – С. 77–83.
11. Бочарова, И. Ю. Снижение длительной безработицы и программы профилирования / И. Ю. Бочарова // Региональная экономика: теория и практика. – 2016. –N 25. – С. 2–7.
12. Брагин, В. Оценка естественного уровня безработицы в России в 1994-2003 гг.: эмпирический анализ / В. Брагин, В. Осаковский // Вопросы экономики. – 2015. – N 3. – С. 95–104.
13. Бреев, Б. Д. Тенденции развития безработицы в России / Б. Д. Бреев // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. – 2014. – N 4 (33). – С. 49–58.
14. Вареничева, Т. Девять месяцев до нищеты / Т. Вареничева // Социальная защита. – 2015. – N 4 (204)2014. – N 4 (145). – С. 3–6.
15. Варжавинова, Н. А. Анализ профессиональной мотивации женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, как аспект профессиональной реабилитации и превентивный метод женской безработицы / Н. А. Варжавинова // Отечественный журнал социальной работы. – 2014. – N 1. – С. 71–74.
16. Виден ли свет в конце тоннеля? / Ю. Пискунова [и др. ] // Консультант. – 2015. – N 19. – С. 14–18.
17. Возобновился рост скрытой безработицы. Госсектор - оазис сравнительного благополучия. Дефляция в обрабатывающей промышленности // Эксперт. –2015. – N 23. – С. 96.
18. Волгин, Н. Безработица: нужен полный учет ее "оттенков" / Н. Волгин // Социальная политика и социальное партнерство. – 2016. – N 6. – С. 2.
19. Временный персонал как средство борьбы с безработицей // Кадровик Рекрутинг для кадровика. – 2014. – N 3. – С. 53–54.
20. Гаджиев, Д. Безработица и преступность: состояние, причины и противодействие / Д. Гаджиев // Власть. – 2015. – N 4. – С. 14–21.
21. Гарузова, Л. Мужчины теряют работу первыми / Л. Гарузова // Служба кадров и персонал. – 2016. – N 6. – С. 8.
22. Гафаров, Б. Н. Кривая Филлипса и становление рынка труда в России / Б. Н. Гафаров // Экономический журнал Высшей школы экономики. – 2015. – Т. 15, N 2. – С. 155–176.
23. Герций, Ю. В. Оптимизация рынка труда в России / Ю. В. Герций, М. Л. Малышев // Социология власти. – 2014. – N 7. – С. 74–82.
24. Гимпельсон, В. Е. Страх безработицы и гибкость платы в России / В. Е. Гимпельсон, Р. И. Капеюшников, Т. А. Ратников // Экономический журнал Высшей школы экономики. – 2015. – N 3, Т.7. – С. 341–362.
25. Голубченко, А. Безработица и кризис / А. Голубченко; фот. И. Флис // Финансовый контроль. – 2015. – N 4 (89). – С. 50–54.
26. Гонтмахер, Е. На обломках самовластья / Е. Гонтмахер // Континент. –2015. – N 1 (139). – С. 182–185.
27. Гонтмахер, Е. Безработица выпускает когти / Е. Гонтмахер [и др. ]; материал подгот. А. Травина // Новое время. – 2013. – N 4 (100). – С. 16–17.
28. Горисов, С. Масштабы и структура неформальной занятости / С. Горисов // Вопросы экономики. – 2014. – N 3. – С. 115–127.
29. http://www.regnum.ru/news/society/2260041.html
30. http://sakha.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/sakha/ru/statistics/employment/Informatsi ia-iz-publikatsii-SakhaIakutiiastat