Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современный исторический период развития Российского государства характеризуется глубоким реформированием государственного аппарата управления, становлением новой системы государственных органов, в связи с чем, возможна тенденция усиления роли силовых, и уголовно-исполнительных структур в стране. Отражением карательной политики государства является организация и функционирование пенитенциарной системы. В последние годы принимаются разнообразные организационные и правовые инструменты для повышения эффективности функционирования уголовно-исполнительной системы
Особый вклад по борьбе с преступностью в системе органов внутренних дел принадлежит сотрудникам охраны и конвоирования задержанных по подозрению в совершении преступлений и заключенных под стражу.
Отделом организации охраны и конвоирования спецучреждений полиции УОООП МВД проводится постоянная работа, направленная на приведение изоляторов временного содержания территориальных органов МВД на районном уровне в соответствии предъявляемым требованиям, недопущение нарушений законности во время охраны, содержания и конвоирования подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, соблюдение прав лиц, содержащихся под стражей в соответствии с требованиями Федеральных законов Российской Федерации, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
Выполнение задач по содержанию, охране, конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, возложено на отдельную роту охраны и конвоирования МВД
Целью исследования: изучить особенности организации деятельности конвойной службы полиции.
Объект исследования: конвойная служба полиции.
Предмет исследования: деятельность конвойной службы полиции.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть становление и развитие военно-охранительной системы в Российской империи.
2. выделить назначение, задачи и правовое регулирование деятельности охранно – конвойной службы полиции.
3. Изучить организацию деятельности охранно – конвойных подразделений полиции.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по теме исследования.
Глава 1. Правовое положение и задачи конвойной службы полиции
1.1. Становление и развитие военно-охранительной системы в Российской империи
История военных формирований, выполнявших полицейские функции в Российском государстве, насчитывает несколько столетий. В период становления русского централизованного государства полицейские функции выполняли стрелецкие войска и городовые казаки. По инициативе Петра I с начала XVIII в. к полицейскому надзору в государстве привлекалась регулярная армия и гарнизонные войска ввиду немногочисленности полиции, появившейся в 1718 г. И только в начале XIX в. одновременно с созданием устойчивой охранительной системы, начинается процесс её милитаризации, или укрепление собственными военными формированиями.
В целом историографию исследуемого периода можно разделить на три основных этапа:
1) дореволюционный, который характеризуется изданием основных публикаций касающихся проблемы реформирования конвойной стражи, способа ее комплектования и пенитенциарной системы России в целом;
2) Советский период, основополагающим трудом которого является многотомное издание М.Н. Гернета «История царской тюрьмы»;
3) Современный этап, переживающий значительный всплеск интереса к исследуемой проблеме со стороны многих специалистов пенитенциарии и истории внутренних войск.
13 мая 1938 года приказом Народного комиссариата внутренних дел СССР был объявлен «Временный устав конвойной службы рабоче-крестьянской милиции». Дата принятия этого документа считается днём образования охранно-конвойной службы СССР и РФ.
В истории существует еще одна дата образования конвойной службы и принадлежит она идее создания в Российской Империи конвойных команд.
Поэтому история создания охранно-конвойной службы начинается с 20 января 1886 года, когда Александра I принял решение о необходимости формирования в течение одного года 576 конвойных команд, в задачи которых входило бы сопровождение арестантов. До этого данную функцию выполняли местные войска. Именно эти первые команды представили первую конвойную стражу в России.
Целью конвоиров было не только сопровождение арестантов, которые этапным порядком пересылались по Европейской части России в Сибирь, но также содействовать тюремному начальству для проведения обысков и ликвидации беспорядков в местах заключения, охраняя прилегающую тюремную территорию.
10 июля 1907 года был представлен первый Устав конвойной службы.
13 мая 1938 года относится к приказу НКВД СССР о новом Временном уставе конвойной службы рабоче-крестьянской милиции. В настоящее время именно эта дата служит в качестве официального дня создания охранно-конвойной советской службы, а впоследствии и российской милиции.
Старейшими подразделениями охранно-конвойной службы можно считать Изолятор временного содержания и Отдельный батальон охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых УМВД России.
1.2. Назначение, задачи и правовое регулирование деятельности охранно-конвойной службы полиции
Соблюдение законности и обеспечение прав человека в местах принудительного содержания органов внутренних дел является одной из актуальных задач, которые стоят перед сотрудниками органов внутренних дел. Это касается необходимости предупреждения ряда чрезвычайных происшествий, связанных с совершением побегов лицами, находящимися под стражей, суицидального поведения таких лиц, а также обеспечения приведения условий для содержания подозреваемых и обвиняемых в ИВС органов внутренних дел Российской Федерации в соответствие с требования- ми российского законодательства.
Для предупреждения нарушений законности проступкам, в том числе тем, которые выявляются по результатам про- верки несения службы, должна даваться принципиальная оценка со стороны руководителей. Подчиненным сотрудникам следует разъяснять возможность дальнейшего негативного развития событий при принятии неправильного решения, безынициативности и ослаблении бдительности при несении службы. Кроме этого, необходимо приводить примеры ответственного выполнения должностных обязанностей, что часто позволяет предотвратить возникновение чрезвычайных происшествий.
В соответствии с действующим законодательством на органы внутренних дел возложено содержание под стражей, охрана и конвоирование подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Для выполнения этих задач в системе органов внутренних дел создаются изоляторы временного содержания (ИВС) заключенных под стражу и организуется служба по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых.
Каждый гражданин имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов. Эта норма нашла отражение в ст. 94 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (УПК РФ), а ст. 95 УПК РФ регламентирует общий порядок и условия содержания подозреваемых под стражей. Что же касается режима содержания под стражей подозреваемых, их прав и обязанностей, правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, то они определены в Федеральном законе "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ, а также Правилами внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
В соответствии с Законом РФ "О полиции" на полицию возлагается ряд обязанностей по:
а) исполнению определений судов, постановлений судей, письменных поручений прокурора, следователя о приводе лиц, уклоняющихся от явки по вызову, о заключении под стражу, производству розыскных, следственных и иных действий, оказанию им содействия в производстве отдельных процессуальных действий;
б) исполнению постановления судьи об административном аресте;
в) охране, конвоированию и содержанию подозреваемых и обвиняемых.
Для выполнения этих обязанностей в органах внутренних дел создана служба по охране и конвоированию.
Организационное построение данной службы выглядит следующим образом. На федеральном уровне в структуре Департамента охраны общественного порядка МВД России образован отдел нормативно-правового и организационно-методического обеспечения деятельности изоляторов временного содержания, специализированных учреждений полиции и конвоирования Штатное расписание Департамента охраны общественного порядка. На региональном уровне в МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации созданы управления (отделы) полиции по руководству охранно-конвойной службой. Эти подразделения руководят полками, батальонами, ротами, взводами и отделениями охранно-конвойной службы. Если в штатах горрайорганов внутренних дел имеются подразделения по охране изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений (ИВС), ответственность за организацию их работы возлагается на начальников (полиции) – заместитель начальника и командиров подразделений охранно-конвойной службы.
Деятельность охранно-конвойной службы организована по двум направлениям:
1) по охране подозреваемых и обвиняемых, находящихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел;
2) по охране и конвоированию лиц, совершивших преступления.
Для выполнения этих обязанностей в органах внутренних дел создана служба по охране и конвоированию.
Деятельность охранно-конвойной службы организована по двум направлениям:
1) по охране подозреваемых и обвиняемых, находящихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел;
2) по охране и конвоированию лиц, совершивших преступления.
В соответствии с действующим законодательством изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел отнесены к местам содержания под стражей и предназначены для временного содержания под стражей: подозреваемых; обвиняемых; осужденных, в отношении которых вынесенный приговор не вступил в законную силу и осужденных, доставленных из органов и учреждений исполнения уголовных наказаний в связи с расследованием или рассмотрением судом дел о преступлениях, совершенных этими или другими лицами. В порядке исключения в ИВС могут содержаться лица, подвергнутые административному аресту по постановлению судьи, но только при отсутствии специального приемника.
Охранно-конвойные полномочия полиции регламентируются Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции».В статье 12 определены следующие обязанности полиции:
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Конституции Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ // «Российская газета», N 113, 18.06.1996, N 114, 19.06.1996, N 115, 20.06.1996, N 118, 25.06.1996
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ // Парламентская газета, N 241-242, 22.12.2001
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Российская газета, N 256, 31.12.2001
5. Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции» // «Российская газета», N 25, 08.02.2011
6. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» // Собрание законодательства РФ, 17.07.1995, N 29, ст. 2759
7. Федеральный закон от 30.11.2011 N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты» // Собрание законодательства РФ», 05.12.2011, N 49 (ч. 1), ст. 7020
8. 20 лет под охраной // Преступление и наказание. – 2018. – № 8. – [2-я с. обл.].
9. Административная деятельность ОВД: Учебник/под ред. В.П. Сальникова. В 2ч. Ч.1. – М.: ЦОКР МВД России, 2005.
10. Громов, В. Г. Обязанности исправительных учреждений / В. Г. Громов // Современное право. – 2019. – № 4. – С.127.
11. Зарва, Д. Е. Нормальная деятельность исправительных учреждений как объект уголовно-правовой охраны / Д. Е. Зарва // Закон и право. – 2009. – № 6. – С.83–86.
12. Надежность охраны – дело чести каждого // Преступление и наказание. – 2008. – № 2. – С.5.
13. Нечуй-Ветер, Л. Производство, инвестиции, охрана / Л. Нечуй-Ветер // Преступление и наказание. – 2018. – № 6. – С.22-23.
14. Никонов В.А. Эффективность общепредупредительного воздействия уголовного наказания (теоретико-методологическое исследование). М.; Тюмень, 1994. 239 с.
15. Подмарьков, В. Я – часовой! / В. Подмарьков // Преступление и наказание. – 2018. – № 6. – С.10.
16. Сохраняя лучшие традиции // Преступление и наказание. – 2018. – № 6. – С. 9.
17. Сурин, В. В. Информация в уголовно-исполнительных правоотношениях / В. В. Сурин // Информационное право. – 2018. – № 1 – С.7-10.
18. Хабаров, А. В. 20 лет службе охраны / А. В. Хабаров // Преступление и наказание. – 2018. – № 6. – С. 8.
19. Хабаров, А. В. Крутые маршруты конвойной службы / А. В. Хабаров // Преступление и наказание. – 2018. – № 1. – С.14-15.
20. Хачатуров Р.Л. Системность юридической ответственности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Юридические науки. 2019. № 3(14). С. 47-49.