Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Одной из главных характеристик современной социальной среды является рынок. В современной российской культуре специалисты сталкиваются с ситуацией, когда для достижения успеха в той или иной деятельности недостаточно обладать знаниями и умениями для выполнения определенных задач, но необходимо умение вступать в «соревнование» со многими другими специалистами. Актуальность исследования состоит в том, что, в современной культуре мы наблюдаем, как рыночные отношения не только проникают в экономику, но и влияют на формирование современного человека. В таких условиях каждый стремится более полно использовать свои силы, что предполагает, во-первых, глубокое понимание окружающей социальной действительности, а во-вторых, изменение ее посредством собственной активной деятельности. Главным действующим лицом все чаще становится конкретный потребитель, характеризующийся уникальным темпераментом, характером и особенностями мотивационной и потребностной сфер. Именно он и его ближайшее окружение решают, какие товары (услуги) покупать, где и как учиться, лечиться, отдыхать и т.д. Производители должны искать потребителей, выяснять их конкретные потребности, а затем создавать продукты и услуги для лучшего удовлетворения этих потребностей. Более того, этот процесс применим не только к физическим товарам и услугам, но и к организациям, видам деятельности, идеям и людям.
Именно потребитель решает, какую программу смотреть по телевизору или слушать по радио (информационную, образовательную, развлекательную), где и как отдыхать, какие идеи поддерживать и т.д.
Различные аспекты исследования сервиса и потребностей отражены в работах таких ученых, как Ананьева Т.Н., Багдасарян В.Э., Буткеич М.Н.
Объект исследования – потребности личности.
Предмет исследования – сервис как среда формирования потребности личности.
Цель исследования – рассмотреть сервис как среду формирования потребностей личности.
Задачи исследования:
- рассмотреть теоретические аспекты развития сервиса;
- рассмотреть современное состояние сервиса и его влияние на потребности человека.
В ходе создания работы были использованы такие методы, как анализ публицистических источников и специализированных Интернет-ресурсов, наблюдение, сравнение, работа с литературными источниками.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СЕРВИСА
1.1. История развития сервиса
В экономической и социологической науках дифференциация сферы услуг в отдельный вид деятельности наблюдалось в начале XX века, когда впервые А. Фишер, а затем Д. Белл [3] решили, что нематериальное производство относится к третичному сектору экономики. Но даже на протяжении всей истории развития человечества услуги были неотъемлемой частью повседневной жизни общества, удовлетворяя текущие социальные и индивидуальные потребности социальных субъектов. Исторически развитие сферы услуг напрямую связано с историческим развитием общества. На разных этапах своего развития компания предъявляла все более высокие требования к видам, качеству и технике обслуживания. Зарождение и развитие услуг начинается в обществах древнего мира (Древняя Греция, Древний Рим, Египетское царство, Древний Китай и др.). Этот период включает в себя период между 4000-3000 до н. э. В эту историческую эпоху человек начинает осваивать принципиально новые виды деятельности: переходит к оседлому образу жизни, начинает заниматься сельским хозяйством, осваивает первые ремесла, осваивает письменность. Благодаря постепенному освоению новых видов деятельности для многих поколений людей в древнем мире изменения в образе жизни незаметны, а сам образ жизни продолжает определяться традициями и религиозными обрядами. Этот тип общества называется традиционным. Традиционализм проявляется не только в структуре иерархии общества, но и в формировании принципов служения. Классовая организация общества обеспечивает устойчивость его организации, в результате чего виды и качество услуг также не претерпевают особых изменений на протяжении всего рассматриваемого исторического периода.
Общая характеристика исторических этапов развития сервиса приведена в таблице 1.
Таблица 1 - Этапы развития сервиса
Исторический период Тип общества Тип экономики Виды услуг
Древний мир (4000 – 3000 лет до н.э.) традиционное общество традиционна я экономика -экономические услуги (денежное обращение, торговля, рыночный обмен и др.);
-государственно-правовые услуги (государственное регулирование общественной практики, формирование правовых основ организации и регулирования жизни общества, обеспечение внутренней и внешней безопасности общества силами армии и др.)
-духовные и художественно эстетические услуги (театры, цирки, художественные ремесла, первые учебные заведения и частная преподавательская практика и др.)
- бытовые и индивидуальные услуги (домашняя прислуга, наемные слуги)
традиционное общество традиционна я экономика (зарождаются капиталистические принципы) традиционна я экономика (зарождаются капиталистические принципы) -развитие услуг предыдущего исторического периода;
-медицинское обслуживание (его развитие в целом обусловлено сложной эпидемиологической ситуацией в средние века);
-профессиональная кредитно-финансовая деятельность;
-образовательная деятельность (становление крупнейших университетских школ Востока и Европы: Кембридж, Оксфорд, Сорбонна, Стамбульский университет);
-транспортные услуги (первые пассажирские перевозки в Англии, Франции);
-театральные представления на профессиональной постоянной основе (появляется профессия «актер»)
Новое время – XV - нач. XX в.в. индустриальное общество рыночная экономика свободной конкуренции -бытовое обслуживание переходит на профессиональный общественный уровень;
- формируется сфера СМИ и рекламы (для обеспечения социальной коммуникации и продвижения товаров и услуг), активное формирование данной сферы связано с изобретением книгопечатания;
-развивается транспортное сообщение как внутри городов, так и междугороднее и международное и т.д.
-рекреация, игровая деятельность, развлечения
Новейшее время (начало ХХ века – наши дни) постиндустриальное общество (современный этап – общество сервисного типа) современная рыночная экономика - развитие устоявшихся форм сервиса;
- консалтинговый и информационный сервис;
-услуги по девелопменту;
-рекреационный и туристический сервис;
-социально-культурный сервис;
-профессионализация образовательных и медицинских услуг;
-социальное обслуживание и др.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аванесова Г.А. Сервисная деятельность: Историческая и современная практика, предпринимательство, менеджмент. – М., 2014
2. Ананьева Т.Н., Багдасарян В.Э., Буткеич М.Н. Концептуальные и методологические аспекты формирования сервисологии – науки синергийного типа. – М, 2018
3. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: опыт социального прогнозирования. 2-е изд., испр. и доп. М.: Academia, 2014
4. Бережной Н.М. Человек и его потребности. Под редакцией В.Д. Диденко. Московский Государственный Университет Сервиса, 2015
5. Духовные ценности личности и их формирование в развитом социалистическом обществе / В. Н. Сагатовский, Л. Г. Сагатовская. - Киев : о-во "Знание" УССР, 1981. - 48 с
6. Ильин В.И. Поведение потребителей. Краткий курс. СПб: Питер, 2014.
7. Каверин С.В. Психология потребностей: Учебно-методическое пособие, Тамбов, 2006
8. Ламбен Ж.Ж. Стратегический маркетинг. - СПб: Наука, 1996.
9. Мотивация и личность [Текст] / Абрахам Маслоу ; [пер. с англ. Т. Гутман, Н. Мухина]. - 3-е изд. - Москва [и др.] : Питер, 2013. - 351 с
10. Песоцкая Е.В. Маркетинг услуг. – СПб, 2015.
11. Сервисология (человек и его потребности) : учебное пособие / Н.А. Коноплева. – 3-е изд., доп. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2017. – 224 с.
12. Стивенс, Н.Дж. Эффективные продажи, ориентированные на покупателя / Н.Дж. Стивенс, Б. Адамс. – М.: Фаир-Пресс, 2014. – 384 с
13. Хаксевер К., Рендер Б., Рассел, Мердик Р. Управление и организация в сфере услуг. СПб.: Питер, 2002. С. 74
14. Христофорова, И.В. Специфические отличия услуги от товара. Ч. I. Генезис базовых дефиниций сферы сервиса / И.В. Христофорова // Сервис Plus. – 2018. – № 1. – С. 11–19
15. Юсупов, А.Р. Лояльность клиентов как устойчивое конкурентное преимущество компании в сфере сервиса [Электронный ресурс] / А.Р. Юсупов. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/loyalnostklientov-kak-ustoychivoe-konkurentnoe-preimuschestvo-kompanii-v-sfereservisa