Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В Российской Федерации отмечается устойчивая тенденция роста детской инвалидности. В настоящее время 1,7 миллионов детей, проживающих в Российской Федерации, относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья. В это число входит более 353 тысяч детей дошкольного возраста. Доля рождения здоровых новорожденных в течение последних 7 лет снизилась с 48,3% до 36,5%. Повысился процент рождения недоношенных детей с критически низкой массой тела при рождении (от 700 до 1100г.), составляющих группу высокого риска по слуховой, зрительной патологии и другим сложным нарушениям в развитии.
Проведенные массовые исследования зрения в различных странах показали, что примерно 4-6% от всего населения земного шара имеют зрительные нарушения в степени, затрудняющей социальное общение [12, с. 73].
Решение проблемы подбора средств и методов педагогического воздействия с целью повышения уровня развития соразмерности и способности к произвольному расслаблению движений является одним из главных направлений физического воспитания школьников с нарушением зрения.
Соразмерность движений выражается в дозировании параметров движений - амплитуды, усилия, длительности, ускорения - в соответствии с двигательной задачей. А это требует формирования в процессе разучивания двигательного действия пространственных, силовых и временных эталонов движений, которые должны закрепиться в памяти ребенка.
Необходимость поиска новых средств, организационно-методических подходов, имеющих коррекционно-компенсаторную направленность в процессе адаптивного физического воспитания с учетом физического развития детей с нарушениями зрения обусловило актуальность нашего исследования.
Цель исследования – анализ клинико-педагогических основ физического развития детей с нарушением зрения.
Предмет исследования – физическое развитие детей с нарушением зрения.
Объект исследования – методика физического развития детей с нарушением зрения.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы исследования физического развития у детей с нарушением зрения.
2. Проанализировать особенности методики физического развития детей со зрительной патологией.
Методы исследования:
- Изучение общей психолого-педагогической и тифлопедагогической литературы по теме курсовой работы.
Глава 1. Теоретические основы исследования физического развития у детей с нарушением зрения
1.1 Характеристика и причины возникновение различных патологий зрения
Наибольшее количество информации об окружающем мире человек получает через зрение. Именно оно является той анализаторной системой, которая позволяет получить больше всего впечатлений об окружающих предметах и явлениях. Такие признаки предметов, как свет, цвет, форма, расстояние, протяженность, размер человек получает посредством зрения. Развитие ориентировки в пространстве также в значительной мере зависит от зрительного восприятия. Зрительные ощущения обеспечивают человека наиболее дифференцированными сведениями о том, что его окружает. В частности, известно, что человек в течение дня делает 100000 зрительных фиксаций [3, с. 124].
Зрение (от лат. visus – зрение) – это способность организма воспринимать и дифференцировать световые раздражения с помощью зрительного анализатора, которая реализуется через зрительную систему или зрительный анализатор человека, представляющий собой совокупность нервных структур, воспринимающих и дифференцирующих световые раздражения и определяющие силу, направление, активность света, его удаленность, то есть проводят сложную зрительную ориентацию в пространстве [3, с.124].
Зрение играет ведущую роль в ориентировке, познавательной и трудовой деятельности человека. С его помощью воспринимаются предметы: различаются формы, величины, размеры, расстояния, цвета и светотени. Через визуальный канал человек приобретает представление о себе и мире. Зрительный контроль имеет большое значение для развития движений человека. Визуальное восприятие людьми друг друга очень важно для установления межличностных отношений и определяется функционированием зрительного анализатора. При нарушении его деятельности у ребенка возникают значительные трудности в познании мира и ориентировании в нем, в осуществлении контактов с людьми, которые его окружают, в различных видах деятельности [1, с. 92].
В зависимости от времени наступления дефекта выделяют две категории детей:
- слепорожденные – это дети с врожденной тотальной слепотой или ослепшие в возрасте до трех лет. Они не имеют зрительных представлений, и весь процесс психического развития осуществляется в условиях полного выпадения зрительной системы;
- ослепшие – дети, потерявшие зрение в дошкольном возрасте и позже [1, с. 92].
Причины возникновения зрительной патологии принято подразделять на врожденные и приобретенные.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы и источников
1. Аксенова Л.И. Специальная педагогика: уч. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова ; под ред. Н.М. Назаровой. 2-е изд., Стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 400 с.
2. Бондаревский Е.Я. Возрастные особенности развития функций равновесия у детей школьного возраста // Развитие двигательных качеств школьников./Е.А. Бондаревский; под ред. З.И. Кузнецовой. – М.: Просвещение, 2017. – С.153-177.
3. Власова Т.А. О детях с отклонениями в развитии / Т.А. Власова, С.О. Певзнер. – М.: Просвещение, 2019. – 175 с.
4. Григорьева Л.П. Формирование высших форм зрительного восприятия как основа компенсации нарушений когнитивного развития детей / Л.П. Григорьева // Дефектология. – 2017. – №3. – С. 3 - 15.
5. Добровольская Т.А. Психологические особенности детей с сенсорными нарушениями / Т.А. Добровольская // Актуальные вопросы теории и практики коррекционной педагогики. – М., 2017. – С. 214-219.
6. Дмитриев А.А. Физическая культура в специальном образовании: уч. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/А.А. Дмитриев.- М.: Наука, 2018. – 223 с.
7. Ермакова В.П. Основы тифлопедагогики / В.П. Ермакова, Г.А. Якунин.- М.: ВЛАДОС, 2010.- 240с.
8. Коррекционная педагогика: учебное пособие/ под ред. Б.П. Пузанова. – 3-е изд., доп.- M.:Academia, 2019. – 155 с.
9. Роттенберг B.C. Мозг. Обучение. Здоровье: Кн. для учителя / B.C. Роттенберг, С.М. Бондаренко. – М.: Просвещение, 2014. – 210 с.
10. Сермеев Б.В. Физическое воспитание детей с нарушениями зрения / Б.В. Сермеев. – Киев: Здоровье, 1997. – 112 с.
11. Солнцева Л.И. Некоторые особенности психического развития детей с нарушениями зрения в современных условиях / Л.И. Солнцева // Дефектология – 2010. – № 4. – С.3-8.
12. Специальная психология: учебное пособие для студентов высшпх учебных заведений / под ред. В. И. Лубовского. − M.: Академия, 2016. – 464 c.
13. Сравнительная характеристика уровня физического развития и двигательной активности детей с ослабленным слухом и зрением/ Л.Г. Харитонова и др. //Дети и олимпийское движение: Материалы симпозиума детской Сибириады.- Новосибирск, 2019. – С.93-94
14. Физическая реабилитация: Учебник для академий и ин-тов физической культуры/под ред. С.Н. Попова.- Ростов-на-Дону: Феникс: Речь, 2019. – 608 с.
15. Частные методики адаптивной физической культуры: Учебное пособие / под ред. Л. В. Шапковой. – М.: Советский спорт, 2013. – 464 с.
16. Шапкова Л.В. Взаимосвязь адаптивной физической культуры и специальной педагогики/ Л.В .Шапкова //АФК. – 2010. – №1-2. – С.5-7.
17. Шипицына Л.М. Нейропсихологические аспекты диагностики детей в процессе коррекционно-развивающего обучения/Л.М. Шипицына// Дефектология. – 2009. – №5. – С.3-10.