Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Конституцией России определено, что наивысшей социальной ценностью в государстве является человек, его жизнь и здоровье.
В России сегодня продолжается государственно-правовая реформа, развивается отечественная правовая система. Эти процессы охватывают в полной мере и законодательство об охране здоровья. Государство способствует развитию лечебных заведений всех форм собственности.
Изучение проблем и основ профилактической, лечебной медицины, организационно-информационного и материально-технического обеспечения системы здравоохранения являются насущной проблемой сегодняшнего дня.
Обеспечение населения лечебно-профилактической помощью в достаточном объеме и высокого качества зависит от адекватности материально-технической базы учреждений здравоохранения, профессионализма и квалификации врачей, компетентности руководителей, психологической готовности населения заботиться о состоянии своего здоровья.
Одним из обязательных условий, которые обеспечивают надлежащее качество медицинской помощи, является проведение лицензирования и аккредитации лечебно-профилактических учреждений и отдельных лиц.
Для оценки эффективности деятельности учреждений здравоохранения следует учитывать как показатели объема их работы, так и показатели качества медицинской помощи.
В современных экономических условиях обеспечения высокого качества медицинской помощи и надлежащих конечных результатов деятельности отдельных врачей, подразделений и лечебно-профилактических учреждений в целом выходит на первый план. Это связано с тем, что их деятельность влияет на состояние здоровья населения и эффективность использования кадровых и материально-технических ресурсов отрасли. Поэтому исследование мотивационных компонентов обеспечения качества медицинской помощи является весьма актуальным в наше время, ибо ведет к улучшению показателей качества здоровья нации.
Показатели качества медицинской помощи можно использовать для повышения уровня оказания медицинской помощи, дифференцированной оценки труда медицинского персонала и учреждений здравоохранения.
Материальные стимулирования, а также во время проведения аккредитации и лицензирования лечебно-профилактических учреждений.
Усвоение методики определения показателей качества лечения позволит разрабатывать мероприятия по устранению недостатков в медицинском обеспечении населения.
Анализ последних исследований и публикаций, которые начали решать эту проблему и на основе которых работает автор. Теорией качества медицинской помощи занимались Г.Г. Арунянц, З.З. Балкихов, В.С. Боев, Л.В. Капилевич, Н.О. Матыцин, Г.И. Назаренко, А.С. Северский, С.П. Суворова, Ю.Т. Шарабчиев, В.К. Юрьев и др.
Однако, ряд вопросов, связанных с качеством медицинской помощи, остаются актуальными и требуют дальнейших исследований.
Объект исследования: здравоохранение.
Предмет исследования: медицинская помощь.
Цель исследования: предоставить общие характеристики и компоненты качества медицинской помощи.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- выявить сущность оценки качества в медицине;
- предоставить характеристики качества медицинской помощи;
- рассмотреть методологию управления качеством медицинской помощи;
- охарактеризовать индикаторы качества медицинской помощи.
Методы исследования. В исследовании использовались следующие методы: выявление, отбор, содержание и сравнение. В курсовой работе применяются как специально-исторические, так и общенаучные методы: анализ, индукция, сравнительно-исторический, текстологический. Масштабность предмета исследования обуславливает необходимость комплексного применения различных методов его изучения.
Структура исследования: введение, основная часть, заключение, список использованной литературы.
Объем исследования: 26 страниц печатного текста.
Количество использованной литературы: 19 источников.
ГЛАВА 1 Характеристики и оценка качества медицинской помощи
1.1 Сущность оценки качества в медицине
Рассматривая разнообразные варианты определения качества медицинской помощи, необходимо учитывать ее определение в словаре, согласно которому, под названным термином следует понимать наличие существенных признаков, свойств, особенностей, отличающих один предмет или явление от других. Сторонники теории качества в широком смысле часто приводят принцип: делать правильным путем то, что правильно.
Качество медицинской помощи может быть определено как выполнение профессиональных медицинских стандартов и соответствие оказанной медицинской помощи интересам и ожиданиям пациента. Существует еще несколько определений качества медицинской помощи:
- использование медицинской науки и технологии с наибольшей пользой для здоровья человека, но без увеличения риска; уровень качества, таким образом, – это уровень баланса выгоды и риска для здоровья;
- должное проведение (согласно стандартам) всех мер, являющихся безопасными и приемлемыми, используются в данном обществе и влияют на смертность, заболеваемость, инвалидность;
- совокупность характеристик, подтверждающих соответствие оказанной помощи имеющимся потребностям пациента (населения), его ожиданиям, современному уровню медицинской науки и технологии.
Под качеством медицинской помощи понимают процесс взаимодействия врача и пациента, основанный на профессионализме врача, то есть его способности снижать риск прогрессирования заболевания у пациента и предупреждать возникновение нового патологического процесса, оптимально использовать ресурсы медицины и обеспечивать удовлетворенность пациента предоставленной ему медицинской помощью.
Качество медицинской помощи – это должное (в соответствии со стандартами, клиническими протоколами) проведение всех мероприятий, которые являются безопасными, рациональными, приемлемыми с точки зрения средств, используемых в данном обществе, и влияют на смертность, заболеваемость, инвалидность .
Более 45 лет назад А. Донабедян предложил рассматривать качество медицинской помощи с позиций «структуры, процесса и результата». Структура охватывает характеристики имеющихся ресурсов для оказания помощи, в частности, материальных ресурсов, квалифицированных медицинских и управленческих кадров, а также организационные аспекты (методы компенсации расходов, управление качеством медицинской помощи). Структура должна быть интересной для организаций, занимающихся аккредитацией, но известно, что существует довольно слабая связь между структурой и результатами. Под процессом понимают характеристики оказываемой медицинской помощи, то есть ее обоснованность, адекватность по объему, компетентность персонала в выборе методов, согласованность действий и последовательность. Ограничения оценки процесса связаны с тем, что мы очень мало знаем об оптимальном процессе оказания медицинской помощи и влиянии отклонений от стандартов на результаты лечения.
Качество лечения оценивается по его результатам (выживаемость, функциональное состояние, ограничение жизнедеятельности) у пациентов с определенными исходными заболеваниями или состояниями (например, рак молочной железы или инсульт), а также мерой удовлетворенности пациентов полученной помощью.
Именно результаты лечения являются принципиальной мерой качества медицинской помощи, поскольку они имеют значение для пациентов, плательщиков за медицинские услуги и медицинских работников.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Арунянц Г.Г. Информационные технологии в медицине и здравоохранении / Г.Г. Арунянц, Д.Н. Столбовский, А.Ю. Калинкин. – М.: Феникс-М., 2013. – 384 c.
2. Балкизов З.З. Информационные технологии в непрерывном профессиональном развитии медицинских работников / З.З. Балкизов. – М., 2012. – 193 с.
3. Боев B.C. Профессиональная подготовленность руководителей здравоохранения и управление муниципальным здравоохранением // Пробл. социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. –2004. – № 6. – С. 28-31.
4. Гафуров Б. С. Контроль качества медицинской помощи – основа в системе защиты прав пациента / Б. С. Гафуров // Проблемы управления здравоохранением. – 2004. – № 3. – С. 22-25
5. Капилевич Л. В. Проблема управления качеством в здравоохранении / Л. В. Капилевич // Здравоохр. Рос. Федерации. – 2002. – №4. – С. 54-55.
6. Концептуальные подходы к затратам и качеству: По материалам проекта по обеспечению качества Центра социальных служб США // Главный врач. – 2002. – № 6. – С. 69-77
7. Матыцин Н.О., Баранов А.И. Использование современных подходов к менеджменту качества для создания системы управления качеством медицинской помощи // Вестник Росздравнадзора. – 2015. – №3. – С 44-48.
8. Общественное здоровье и здравоохранение, экономика здравоохранения: учебник: в 2 т. / под ред. В.3.Кучеренко. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. – Т. 1. – 688 с.
9. Паскаль А.В. Роль новых форм оплаты труда в процессе реформирования районного здравоохранения // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. – 2003. – № 6. – С. 23-25
10. Полубенцева Е. И. Клинические рекомендации и индикаторы качества в системе управления качеством медицинской помощи: методические рекомендации / Е. И. Полубенцева, Г. Э. Улумбекова, К. И. Сайткулов. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 60 с.
11. Назаренко Г.И. Управление качеством медицинской помощи / Г.И. Назаренко, Е.И. Полубенцева. – М.: Медицина, 2000. – 368 с.
12. Северский А.В., Сергеева Е.О. // Проблемы стандартизации в здравоохранении. – 2005. – № 11. – С.6-12.
13. Суворова С.П. Международные стандарты аудита / Суворова С.П., Парушина Н.В., Галкина Е.В. – М.: ВД «ФОРУМ»: ИНФРА–М., 2007. – 320 с.
14. Шарабчиев Ю.Т. Новая парадигма здравоохранения и основные направления адекватных реформ. Медицинское право, нормативно-правовая база и стандартизация здравоохранения / Ю. Т. Шарабчиев, Т. В. Дудина // Медицинские новости. – 2016. – № 12. – С. 50–53
15. Юрьев В.К. Общественное здоровье и здравоохранение / В.К. Юрьев, Г.И.Куценко – СПб: Петрополис, 2010. – 914 с.
16. Donabedian A. Evaluating the quality of medical care / A. Donabedian // MMFQ. – 1966. – Vol. 44. – P. 166-206.
17. Donabedian A. The quality of care: how can it be assessed? / A. Donabedian // JAMA. – 1988. – Vol. 260. – P. 1743– 1748.
18. Is in-hospital stroke mortality an accurate measure of quality of care? / J. A. Hinchey, A. J. Furlan, J. L. Frank, R. Kay [et al.] // Neurology. – 1998. – Vol. 50. – P. 619-625.
19. Quality and Outcomes Framework (QOF) [Electronic resource]. – Access mode: http://www.gpcontract.co.uk/browse/ UK/11. – Title from screen.