Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В результате своей деятельности любое предприятие осуществляет финансовую деятельность, пи этом используя заемные источники финансирования для экономически целесообразного расширения. Для этого разрабатывается политика привлечения заемных средств - это часть финансовой стратегии, состоящая в выборе наиболее эффективных форм и условий привлечения заемного капитала согласно потребностям развития предприятия.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что от того, в каком состоянии находится заемный капитал предприятия зависит не только его успех, но и вероятность существования на рынке. Именно поэтому оценке заемной политики или заемного капитала предприятия уделяется сегодня очень много внимания, причем не только со стороны его собственников, желающих знать досконально всю экономическую составляющую своей фирмы и зависимость от заемных источников финансирования, но и со стороны многочисленных инвесторов, планирующих осуществлять в нее свои денежные вложения.
Проведение оценки заемной политики бесспорно направлено на формирование выводов о размере финансирования из заемных источников, или насколько анализируемое предприятие принадлежит кредиторам. Это является одним из важнейших аспектов в успешной работе любого предприятия.
Результаты исследования показывают, что методология оценки заемной политики не имеет единства. Между тем отдельные теоретические и методические вопросы недостаточно разработаны. Это предопределило актуальность проблем, поставленных и решенных в исследовании.
Объектом исследования в курсовой работе является заемная политика ПАО «Лукойл».
Предметом исследования являются финансовые показатели, характеризующие потенциал использования заемного капитала ПАО "Лукойл".
Цель курсовой работы заключается в исследовании заемной политики ПАО "Лукойл", а также в разработке мероприятий, направленных на устранение финансовых проблем в области заемных источников финансирования в деятельности хозяйствующего субъекта.
В процессе подготовки курсовой работы для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- исследовать теоретические основы оценки заемной политики предприятия,
- рассчитать показатели, характеризующие потенциал использования заемного капитала,
- дать оценку заемному капиталу и разработать методы по его совершенствованию для конкретного предприятия.
Методическую базу исследования составляют методы и приемы анализа финансового состояния: экономические методы анализа (сравнение, группировка, балансовый и графический методы), математические методы.
Теоретической базой послужили нормативные акты РФ, Министерства Финансов РФ, а также учебная литература отечественных ученых-экономистов: Шеремета А.Д., Баканова М.И., Ковалева В.В., Сайфулина Р.С., Чернова В.А. и других.
Информационной базой куросвой работы послужили «Бухгалтерский баланс» и «Отчет о финансовых результатах» за 2019 г. российского предприятия ПАО "Лукойл".
Курсовая работа состоит из трех глав, введения, заключения и списка литературы. В первой главе рассмотрены теоретические основы оценки заемной политики и методики расчета показателей, характеризующих состояние заемного капитала. Во второй главе проведен анализ заемного капитала деятельности предприятия. В третьей главе представлена оценка мероприятий по оптимизации заемного капитала. В заключения приводятся основные выводы и предложения по работе.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ЗАЕМНОЙ ПОЛИТИКИ
1.1 Управление заемными финансовыми ресурсами
Любой бизнес на определенном этапе нуждается в привлечении дополнительного финансирования [12, c.44]. Причинами этого могут стать быстрый рост компании, запланированные крупные инвестиционные проекты, сезонные колебания бизнеса и т. д. Процесс привлечения долгового финансирования следует планировать, чтобы иметь четкие ответы на вопросы о том, когда потребуются финансовые ресурсы, в каком объеме и какие инструменты целесообразно использовать для их получения.
Формирование заемного капитала является одним из основных способов расширения финансово-экономической деятельности, что обеспечивает более эффективное использование собственного капитала, а также открывает новые диапазоны возможностей для развития предприятия [14, c.22]. Значение заемного капитала в том, что его привлечение создает условия для роста деловой активности, финансовых результатов и капитализации организации.
Цикличность экономики, инфляция, постоянно меняющаяся конъюнктура рынка, снижение уровня потребления, повышение цен на сырье и материалы: все это влияет на деятельность компании, в следствие чего возникает потребность в дополнительных оборотных активах, ведь их недостаток тормозит ход производственного и торгового процессов, создает угрозу банкротства, а покрытие этих потребностей за счет только собственных средств практически невозможно. Здесь заемный капитал имеет большое значение, поскольку он создает условия для стабильного финансирования оборотных активов, которые в свою очередь обеспечивают непрерывность процесса хозяйственной деятельности и формируют значительную часть выручки компании.
Политика привлечения заемных средств - это часть финансовой стратегии, состоящая в выборе наиболее эффективных форм и условий привлечения заемного капитала согласно потребностям развития предприятия [5, c.8].
Стратегия формирования заемных финансовых ресурсов должна тщательно контролировать финансовые потребности и потенциальные источники финансирования. С этой целью проводятся следующие мероприятия (рис.1).
Рисунок 1 - Стратегия формирования заемных финансовых ресурсов [8, с.48]
Имущественное состояние организации и его устойчивость во многом зависят от оптимальной структуры источников капитала, то есть соотношения собственных и заемных средств, а также от уравновешенности отдельных видов активов и пассивов.
Теоретический анализ литературы позволил выявить преимущества и недостатки использования заемного капитала, которые представлены на рисунке 2.
Рисунок 2 – Преимущества и недостатки использования заемного капитала [6, c.23]
Несмотря на недостатки, присущие займам, практически все предприятия вынуждены привлекать заемный капитал для поддержания и развития своей деятельности, но в разумных размерах.
Следовательно, под заемным капиталом следует понимать общую сумму всех обязательств фирмы перед юрлицами и физлицами. Он используется для финансирования деятельности компании с целью реализации намеченных целей. Эти средства используются, как правило, для финансирования пополнения оборотных активов фирмы, для обеспечения оборотного капитала, который покрывает краткосрочные операционные потребности компании.
Эти потребности могут включать такие расходы, как заработная плата, аренда и погашение задолженности. Таким образом, заемный капитал – это долговые займы, которые используются компанией для финансирования своей повседневной деятельности.
Цель заемного капитала: обслуживание краткосрочных финансовых потребностей бизнеса.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 18.07.2019) "О бухгалтерском учете".
2. Абрютина, М.С. Современные подходы к оценке финансовой устойчивости и платежеспособности компании. /М.С. Абрютина// Финансовый менеджмент. – 2016. - №7. - С. 14-17.
3. Арабян К. К. Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности внешними пользователями; КноРус - М., 2017. - 304 c.
4. Буянов, В.А. Анализ рисков в деятельности предприятия / В.А. Буянов // Вопросы экономики. – 2017. – No8. – С. 128-135.
5. Герасимова, Е.Б. Финансовый анализ. Управление финансовыми операциями: Учебное пособие / Е.Б. Герасимова, Д.В. Редин. - М.: Форум, 2018. - 432 c.
6. Грачев, А.В. Рост собственного капитала, финансовый рычаг и платежеспособность предприятия / А.В.Грачев// Финансовый менеджмент. – 2016. - №2. – С.46-57.
7. Ендовицкий, Д.А. Финансовый анализ: Учебник / Д.А. Ендовицкий, Н.П. Любушин, Н.Э. Бабичева. - М.: КноРус, 2019. - 16 c.
8. Ерзунова, А. Анализируем ликвидность баланса / А. Ерзунова // Российский бухгалтер. – 2016. – №9. – С. 35–38
9. Жилкина, А.Н. Управление финансами. Финансовый анализ предпр.: Уч. / А.Н. Жилкина. - М.: Инфра-М, 2019. - 384 c.
10. Игонина, Л.Л. Финансовый анализ: учебник для бакалавриата и магистратуры / Л.Л. Игонина, У.Ю. Рощектаева, В.В. Вихарев. - М.: Русайнс, 2019. - 160 c.
11. Кирьянова З.А., Седова Е.А. Анализ финансовой отчетности. Учебник.Издательство: Юрайт; 2019 г.- 428 с.
12. Камышанов, П.И. Финансовый и управленческий учет и анализ: Учебник / П.И. Камышанов, А.П. Камышанов. - М.: Инфра-М, 2018. - 352 c.
13. Киреева, Н.В. Экономический и финансовый анализ: Учебное пособие / Н.В. Киреева. - М.: Инфра-М, 2019. - 368 c.
14. Кован, С.Е. Финансовая устойчивость предприятия и ее оценка для предупреждения его банкротства / С.Е. Кован, Е.П. Кочетков // Экономический анализ: теория и практика. – 2019. – №15. – С. 42–59.
15. Любушин Н. П. Экономический анализ: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» и «Финансы и кредит» / Н. П. Любушин. — 3-е изд. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 575 c.
16. Маркарьян, Э.А. Финансовый анализ (для бакалавров) / Э.А. Маркарьян, Г.П. Герасименко, С.Э. Маркарьян. - М.: КноРус, 2019. - 128 c.
17. Мухарамова Л.Ф. Анализ ликвидности и платежеспособности предприятия / Л.Ф. Мухарамова, К.А. Осипова // Форум молодых ученых. – 2019. – No 6-2 (22). – С. 840-845.
18. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник / Г.В. Савицкая. — 6-е изд., испр. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2019. — 378 с.
19. Самосудова О. В. Бухгалтерская отчетность в анализе финансового состояния предприятия // Современные научные исследования и разработки. – 2017. – No. 8. – С. 496-500.
20. Фаттахова Г.Я. Рентабельность и факторы, на нее влияющие / Г.Я. Фаттахова // Экономические науки. – 2019. – Т. 66. – No. 5. – С. 19-22.
21. Чернопятов А. М. Функционирование финансового механизма и управленческая отчетность предприятия. – Изд.: Директ-Медиа, 2017 г., 201 с.
22. Шеремет А.Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности: Учебное пособие. –М.: РИОР, 2019.- 559 с.
Электронные ресурсы:
23. Ананьина В. Рентабельность продукции [Электронный ресурс] / В. Ананьина // Финансовый анализ. – https://finzz.ru/rentabelnost-realizovannoj-produkcii.html (дата обращения: 18.09.2020).
24. Ганюта О.Н., Наумов С.Н. Методики оценки финансовых ресурсов предприятия // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2019. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2019/04/16628 (дата обращения: 18.09.2020)
25. Ерденова А.Д. Анализ финансового состояния // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: сб. ст. по мат. LXXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7(79). [Электронный ресурс] URL: https://sibac.info/archive/economy/7(79).pdf (дата обращения: 18.09.2020)
26. Трясина Л.В. Анализ основных показателей финансового состояния бизнеса // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: сб. ст. по мат. LXXXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9(81). [Электронный ресурс] URL: https://sibac.info/archive/economy/9(81).pdf(дата обращения: 16.09.2020)
27. Эзиашвили В.В. Теоретико-методические основы анализа финансового состояния предприятия в системе экономической безопасности // Студенческий: электрон. научн. журн. 2019. № 22(66). [Электронный ресурс] URL: https://sibac.info/journal/student/66/145702 (дата обращения: 16.09.2020).