Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Развитие демократического государства в современных условиях невозможно представить без оптимально выстроенной структуры власти и эффективного взаимодействия всех органов государственного управления. Атрибутом демократического государства и политической системы является способность эффективно защищать своих граждан, независимо от того, какую этническую группу они представляют.
В условиях многонационального государства, когда зачастую нации проживают компактно на определенной территории, важную роль играет унитарное или федеративное устройство страны. Принципы федерализма в наилучшей степени отражают интересы наций, представленных в государстве.
Однако если национальная политика государства касается коренных малочисленных народностей, то, помимо демократии и федерализма, требуется еще и комплекс специальных мер, направленных на то, чтобы сохранить эти народности, не допустить их ассимиляции и исчезновения.
Изучение особенностей политического курса в отношении коренных малочисленных народностей, его формирование, возможные проблемы и пути их решений в условиях глобализационных процессов, охватывающих всю планету, представляется актуальной задачей.
Цель работы заключается в рассмотрении национальной политики в отношении коренных малочисленных народов (на примере Российской Федерации).
Задачи исследования состоят в следующем:
- рассмотреть мировой опыт национальной политики в отношении коренных малочисленных народов;
- охарактеризовать исторические аспекты становления и развития национальной политики России в отношении коренных малочисленных народов;
- определить сущностные характеристики нормативно-правовой модели политики РФ в отношении коренных малочисленных народов;
- выявить проблемы и основные направления развития политики Российской Федерации в отношении коренных малочисленных народов.
Объектом исследования является национальная политика России.
Предметом исследования особенности, характеристики и механизмы национальной политики России в отношении коренных малочисленных народов.
Методология и методы исследования. При решении поставленных в работе задач использовались принципы научности и историзма. К числу методов исследования, применимых в работе, относятся такие общенаучные методы, как сравнение, обобщение, анализ, синтез, индукция, дедукция.
В ряду специальных использованных методов исследования можно назвать историко-генетический метод, с помощью которого удалось посредством последовательного хронологического анализа событий выявить особенности развития национальной политики России в отношении коренных малочисленных народов современной России.
Практическая значимость исследования. Материалы и выводы исследования могут быть использованы в учебном процессе, на лекционных и семинарских занятиях в соответствующих дисциплинах, в выступлениях на студенческих или иных научно-практических конференциях, при подготовке научных публикаций. Также, материалы работы могут быть использованы при дальнейшей работе над данной темой.
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПОДХОДОВ К ПОЛИТИКЕ В ОТНОШЕНИИ КОРЕННЫХ НАРОДОВ И ОПЫТ РОССИИ
1.1. Мировой опыт национальной политики в отношении коренных малочисленных народов
Права коренных народов стали важным и неотъемлемым компонентом современного международного права и международных процессов .
Однако как проблема защита коренных народностей встала относительно недавно, при том, что вопросы выживания коренного населения, прежде всего, небольших этнических групп, встали столетия назад, в период начал колониальных завоеваний европейскими странами. Эти завоевания охватили Северную и Южную Америку, где привели к истреблению большей части коренного населения – индейцев, Африку, ставшую основным поставщиком рабов на мировой рынок работорговли, Австралию, в которой аборигены практически сразу же оказались на грани выживания, и Азию, где в колонии были превращены большая часть Ближнего и Среднего востока, Южная и Юго-Восточная Азия, часть Восточной Азии, а ряд сохранивших номинальную независимость государств стали фактически полуколониями, занимая подчиненное положение и принимая унизительные и неравноправные договора.
Для России вопросы, связанные с коренными народностями, вставали по мере расширения государства на юг и восток. Завоевание степных районов, Кавказа и Средней Азии, а также продвижение в Сибири и на Дальнем Востоке, завершившееся выходом к Тихому океану, привело к тому, что в составе России стали проживать достаточно большое количество народностей, в отношении которых проводилась политика их подчинения и ассимиляции.
Процессы освобождения от колониальной зависимости, набравшие силу в XX веке, поставили на повестку дня вопрос защиты прав и интересов коренного населения.
В результате, после Второй мировой войны, набрало силу движение, поддерживаемое коренными народами, гражданским обществом, и государствами на национальном, региональном и международном уровнях, которое привело к появлению международных механизмов по защите прав коренных народов.
Система прав человека Организации Объединенных Наций стала основой международно-правовых обязательств мирового сообщества по защите прав коренного малочисленного населения.
Учитывая уязвимое состояние коренных народностей, их общую отсталость и угрозу уничтожения, в рамках ООН была создана Рабочая группа Организации Объединенных Наций по коренным народам, которая сыграла новаторскую роль в рамках этой международной организации став прообразом Совета по правам человека и его механизмов.
Помимо этого, был создан Постоянный Форум по вопросам коренных народов, который занимался разработкой конкретных мер по защите прав коренных народов мира .
В течение 1960-х годов коренные народы начали привлекать повышенное внимание к требованиям их дальнейшего выживания в качестве отдельных сообществ с исторически сложившейся культурой, политическими институтами и правами на землю. Коренные народы имели свое видение, отличное от того, которое ранее выдвигалось и через которое действовали крупные нации.
В 1970-х годах коренные народы расширили свои усилия, проводя серию международных конференций и обращаясь напрямую к международным межправительственным учреждениям. Эти усилия объединились в кампанию при поддержке заинтересованных международных неправительственных организаций и увеличения числа поддерживающих научных и популярных публикаций. Распространение научной литературы помогло установить потребности коренных народов в влиятельных интеллектуальных и элитных кругах. Одним из основных событий в этом движении стала Конференция Международной неправительственной организации по дискриминации в отношении коренных народов Северной и Южной Америки, которая была организована как проект Подкомитета ООН по расизму, расовой дискриминации, апартеиду и колониализму. Конференция 1977 г. способствовала формированию транснациональной самобытности коренных народов, которая впоследствии распространилась на коренные народы из других частей мира. Конференция также помогла установить образец координации между коренными народами со всего мира в формулировании и передаче их требований .
После Конференции 1977 года представители коренных народов стали все чаще и чаще выступать в органах ООН по правам человека, обосновывая свои требования общеприменимыми принципами прав человека. Коренные народы расширили свой доступ к этим органам, поскольку несколько организаций, представляющих группы коренных народов, получили официальный консультативный статус при ООН.