Фрагмент для ознакомления
2
Управленческая деятельность реализуется циклично. Завершение одного этапа управления влечет за собой переход к следующему этапу, приближающему к достижению поставленной цели. Незнание или нарушение последовательности этапов управленческого цикла препятствует получению необходимых результатов и снижает эффективность практики управления.
Актуальность изучения управленческого цикла и его этапов определяется необходимостью формировать прочную теоретическую базу для развития профессионализма управленца. Понимание последовательности и цикличности управленческого процесса позволяет планировать деятельность руководителя, разрабатывать и принимать обоснованные управленческие решения, оптимально и эффективно использовать организационные ресурсы.
Особую актуальность приобретает анализ управленческого цикла в публичном управлении. Под публичным управлением понимается система политического управления, объединяющая органы власти всех уровней, коммерческие и некоммерческие организации, действующие в интересах всего общества. Отличительной чертой публичного управления является направленность на социальные интересы многочисленных групп людей, а не на узкие интересы собственников бизнеса или администрирование политических процессов. Реализуя управленческий цикл в публичном управлении необходимо оценивать значение и роль каждого этапа с точки зрения социальной значимости, развития общества и управляемой территории.
Цель работы – проанализировать управленческий цикл и его этапы в системе публичного управления.
В рамках поставленной цели определены задачи исследования:
– рассмотреть теоретические подходы к определению понятия «управленческий цикл»;
– дать характеристику каждого этапа управленческого цикла;
– проанализировать реализацию управленческого цикла в публичном управлении;
– выявить проблемы и ограничения, возникающие на этапах цикла публичного управления;
– определить направления совершенствования цикла публичного управления.
Объектом исследования выступает управленческий цикл и его этапы. Предметом исследования являются характеристики и особенности этапов управленческого цикла, реализуемого в публичном управлении.
В работе использованы методы анализа литературных источников, описания, систематизации, общения, графического представления информации, обоснования предложений.
Практическая значимость проведенного исследования определяется результатами проведенного анализа цикла управления, реализуемого в системе публичной власти. Научная значимость заключается в рассмотрении подходов к изучению управленческого цикла в дополнении к подходу классического менеджмента.
Информационную базу исследования составили научные труды отечественных авторов, таких, как В.В. Зотов, Л.А. Василенко, Г.Г. Кузнекова, К.Р. Носенко, СА. Королева, И.В. Понкин, Н.А. Пушкарева, Д.Н. Смолянская, Л.В. Сморгунов и другие.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Определено назначение каждого этапа управленческого цикла.
2. Выявлены отличия реализации управленческого цикла в публичном управлении.
3. Обозначены проблемы управленческого цикла публичного управления и предложены пути их решения.
Структура работы включает введение, две главы: теоретическую и аналитическую, заключение, список использованной литературы и источников.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ЦИКЛА
1.1 Походы к определению понятия «управленческий цикл»
Управленческий цикл – это постоянный процесс смены определенных этапов, на которых реализуются функции управления. В классической теории менеджмента (А.Файоль, М. Мескон и другие) управление рассматривалось как процесс реализации управленческих функций, таких, как: планирование, организация, мотивация и контроль. Но для того, чтобы осуществить эти функции, необходимы дополнительные этапы, такие, как анализ ситуации и постановка цели [15]. Так был сформирован универсальный управленческий цикл, представленный на рисунке 1.
Рисунок 1 – Классический цикл управления [12]
Представленный на рисунке 1 цикл управления применим к любым объектам управления: коммерческим организациям, организациям бюджетной сферы, органам государственной власти, социально-территориальным общностям, а также процессам государственного и муниципального управления. В любой системе, где есть люди, которых необходимо мотивировать, многообразие факторов, влияющих на деятельность системы, и управляющий субъект, ответственный за принятие решений, реализуется данный цикл управления.
Для частных ситуаций, например, в проектном управлении, при разработке нового или усовершенствовании существующего продукта, применяется управленческий цикл Деминга-Шухарта. Этот цикл включает четыре этапа: планирование, действие, проверка и внедрение и имеет известную в управленческой среде аббревиатуру PDCA [11]. Управленческий цикл Деминга - Шухарта представлен на рисунке 2.
Рисунок 2 – Управленческий цикл Деминга – Шухарта [11]
В управленческом цикле Деминга-Шухарта есть особенности в последовательности этапов. Дело в том, что этап «Действие» и «Проверка» могут повторяться несколько раз, пока не перейдут в этап «Внедрение». В некоторых изданиях второй этап переводится как «Тестирование», что характеризует действия, которые еще не перешли в устойчивую управленческую практику, а только апробируются.
Если говорить о возможности применения цикла Деминга- Шухарта в практике публичного управления, то для этого хорошо подойдет разработка и реализация целевых проектов, направленных на решение определенных социально-значимых задач. Целевое проектное управление является сейчас основным видом государственного управления, поэтому рассмотренная модель может быть полезна для совершенствования управленческой практики.
Еще один подход к рассмотрению управленческого цикла представлен в работе И.В. Понкина. Автор данного подхода рассматривает управленческий цикл публичного управления. Суть подхода сводится к тому, чтобы учитывать в качестве объекта управления процессы, например, процесс обеспечения национальной безопасности или процесс функционирования системы жилищно-коммунального хозяйства [8]. Схематично управленческий цикл в соответствии с подходом И.В. Понкина представлен на рисунке 3.
Рисунок 3 – Управленческий цикл публичного управления [8]
По мнению И.В. Понкина, проектное управление, применяемое в публичном управлении, эффективно только в краткосрочном периоде. Для обеспечения стабильного развития общества и территории необходимо процессное управление. Если рассматривать в качестве объекта управления процесс, то управленческий цикл раскладывается на следующие этапы:
– оценка текущего состояния процесса, определение наиболее острых проблем, требующих приоритетного воздействия;
– постановка целей, задач, решение которых устранит выявленные на предыдущем этапе проблемы;
– планирование мероприятий, обеспечивающих достижение целей и решение поставленных задач;
– реализация запланированных мероприятий;
– контроль процесса и результата реализации мероприятий.
В целом данный подход соответствует классическому, универсальному циклу управления за небольшим исключением – здесь нет мотивации. Предполагается, что в процессах публичного управления участвуют заинтересованные лица и представители власти, поэтому потребности в дополнительной мотивации участников процесса нет.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Астамирова Х.Х., Исраилова А.И. Понятие процесса управления. Его функции и уровни // Вопросы устойчивого развития общества. – 2020. –№ 7.– С. 193-197.
2. Восканов М.Э., Байрамукова Ф.А. Особенности публичного управления в России // Kant. – 2022.– № 1 (42).– С. 17-21.
3. Зотов В.В., Василенко Л.А. Влияние цифровизации на трансформацию методологии публичного управления // Управленческое консультирование. 2021. № 5 (149). С. 98-109.
4. Киржнер С.Е. Публичное управление: сущность, оценка эффективности // Вестник научной мысли. – 2021.– № 1.– С. 49-53.
5. Кузнецова Г.Г. Принципы, этапы и содержание трансформации местного самоуправления как элемента публичного управления // Путеводитель предпринимателя.– 2011.– № 12.– С.147-153.
6. Носенко К.Р., Королева С.А., Газгиреев Н.Ш. Развитие публичного управления в России на современном этапе //Плехановский барометр. – 2020. – № 1.– С. 20-23.
7. Погодина И.В., Авдеев Д.А. Инструменты электронного участия граждан в публичном управлении: понятие и классификация // Информационное общество. - 2021.- № 1.- С. 15-20.
8. Понкин И.В. Процессно-ориентированное публичное управление // Государственная служба. – 2017. – [Электронный ресурс]- Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/protsessno-orientirovannoe-publichnoe-upravlenie, (дата обращения 10.05.2022)
9. Пушкарёва Н.А. Государственное и публичное управление: ароморфоз понятий // Сборник научных работ серии «Государственное управление».– 2020.– № 17.– С. 59-70.
10. Пушкарева Н.А. Понятийно-категориальный аппарат исследования вопросов сущности публичного управления: современные тренды // Менеджер.– 2020.– № 1 (91).– С. 216-225.
11. Селиверстов А.С., Полякова Т.В., Постнов В.В. Цикл Деминга (PDCA) // Молодой ученый. – 2019. – № 8 (246). – С. 98-99. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/246/56781/ (дата обращения: 15.05.2022).
12. Системы управления. Цикл управления. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://km61.intalev.ru/index.html?cm_intro_managementsystem.htm, (дата обращения 14.05.2022)
13. Смелянская Д.Н. Новая парадигма публичного управления: понятие, методология, особенности //Менеджер. – 2021.– № 4 (98).– С. 11-20.
14. Сморгунов Л.В. Совместное управление и сотрудничество в системе публичной власти // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: История. Политология. Социология. – 2022.– № 1.– С. 14-20.
15. Фёдорова Л.А., Красников Д.А. Теоретические аспекты процессного управления: содержание, характеристики, специфические особенности // Экономика и управление: проблемы, решения.–2021.–Т. 1. –№ 6 (114).–С.5-10.