Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Опыт европейских стран, в частности Великобритании и Германии, доказывает, что лоббистская деятельность стала действенным инструментом влияния общества на публичную власть. С одной стороны, лоббирование обеспечивает репрезентацию интересов большинства групп интересов, предоставляя возможность даже небольшим общественным объединением, не имеющих значительных ресурсов и других возможностей влиять на власть, приобщиться к процессу принятия государственно-управленческих решений и формирования государственной политики. С другой стороны, лоббирование обеспечивает органы публичной власти информации о различных социальных проблемах, предоставляет экспертные оценки государственных разрабатываемых. Таким образом, правительства и парламенты европейских стран заинтересованы в существовании групп интересов и поощряют их представительство к сотрудничеству. Это позволяет чиновникам, с одной стороны, сэкономить ресурсы для сбора информации и проведения экспертизы, а с другой - заручиться поддержкой общественности в процессе реализации основных принципов государственной политики.
Теоретическим основанием исследования проблемы лоббирования в государственном управлении России стали разработки зарубежных и отечественных специалистов, посвященные системе социального представительства, группам интересов, политическим технологиям, взаимодействия государства и гражданского общества, обеспечению эффективности государственного управления.
Анализ институционализации лоббирование в США, Канаде, Великобритании, ФРГ, Франции, Европейском Союзе отражен в трудах
Р. Беккера, Дж. Берри, Г. Витткемпера, Б. Волпа, Дж. Гринвуда, Р. Девидсона, Л.Милбрайта.
В рамках науки государственного управления вопросы лоббирования являются малоисследованным феноменом, рассмотрение которого только начинает привлекать внимание отечественных ученых. Сегодня требует изучения опыт лоббистской деятельности европейских стран и возможность его адаптации в России.
Объект исследования – лоббизм как политическое явление.
Предмет исследования – особенности исторического развития лоббизма в зарубежных странах.
Цель курсовой работы – охарактеризовать историю лоббистской деятельности в зарубежных странах.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность лоббизма как политического явления.
2. Охарактеризовать развитие правового регулирования лоббизма в европейских странах.
3. Проанализировать особенности развития лоббизма на современном этапе.
1. Особенности развития лоббизма за рубежом
1.1 Сущность лоббизма как политического явления
Термин лоббизм произошел от английского «lobby», что означает закрытое помещение для прогулок, коридор, вестибюль, кулуары (так как деловые контакты и давление часто осуществляется в «коридорах» власти)
Традиция лоббизма в США восходит ко времени президентства Улисса Симпсона Гранта (1869-1877 гг., 18-й президент США).
Определенные наработки в этой сфере деятельности имел к этому времени и английский парламент. Начало истории развития лоббизма было наполнено фактами недозволенных методов давления на законодателей и чиновников.
Сущность института лоббизма заключается в осуществлении влияния группами интересов на субъектов властных полномочий в независимости от их государственной или партийной принадлежности, а также на определенные субъекты международного публичного права.
Отличительной чертой лоббизма, от других политико-правовых институтов является то, что воздействие направляется именно на субъектов властных полномочий с целью корректировки или содействие принятию ими властных решений. Кроме того, лоббизм осуществляется именно в интересах определенных групп или отдельных лиц. Таким образом, лоббизм – это политико-правовой институт, представляющий собой механизмы влияния групп интересов на субъектов властных полномочий независимо от их государственной или партийной принадлежности, а также на субъекты международного публичного права 3, с. 21.
Следует определить, что подразумевается под субъектами властных полномочий. Согласно теории международного публичного права к субъектам международного публичного права принадлежат государства и международные организации. Следовательно, субъекты властных полномочий и субъекты международного публичного права являются непосредственными объектами лоббизма. Объектом лоббизма являются те институты, от которых зависит принятие необходимого решения. Объекты лоббизма можно классифицировать по следующим признакам:
- по территориальному признаку – на государственные и международные;
- по цели воздействия – на экономические, политические, социальные и т.д.
Субъектами лоббизма являются группы интересов, которые оказывают влияние на объекты лоббизма с целью достижения собственных целей. Группа интересов - общее понятие. К группам интересов относятся: политические партии, профсоюзы, частные предприятия, трансконтинентальные корпорации, общественные организации, религиозные организации, государственные деятели, отдельные физические лица, государства. Группы интересов являются одним из основных каналов политической активности граждан 7, с. 52.
Субъекты лоббизма делятся на политические, экономические, социальные, иностранные и т.п. Так, к политическим субъектам лоббизма относят финансово-экономические группы, которые посредством участия в предвыборных кампаниях и активной политической жизни осуществляют необходимое воздействие. К социальным субъектам лоббизма относят профсоюзные и общественные организации. Экономическими субъектами лоббизма являются финансово-промышленные группы, частные предприятия, трансконтинентальные корпорации и тому подобное. К иностранным субъектам лоббизма относят влиятельные группы интересов, представленные крупными транснациональными корпорациями и международными организациями. Субъекты лоббизма используют в своей практике принципы двух основных моделей лоббизма. Обе модели - плюралистическая и корпоративистская – существуют в рамках системы функционального представительства интересов. Понятием «функциональное представительство» определяется совокупность форм и методов представительства по линии интересов, система взаимоотношений между группами интересов и властными структурами. Это один из основных каналов взаимодействия гражданского общества и государства (наряду с территориальным). Наиболее эффективно лоббизм действует через плюралистическую модель, которая приспособлена для открытого влияния извне. Плюрализм предполагает, что государство суверенно и контролирует распределение ресурсов, статусов, экономических и социальных льгот.
Данный аспект рассматривается как результат демократического воздействия со стороны многочисленных конкурирующих групп интересов. Государство представляется как своего рода арена для реализации групповых конфликтов или арбитр, который обеспечивает примирения, взаимное приспособление и, в конечном счете, гармонизации интересов всех конкурирующих групп 1, с. 89.
Предмет лоббизма – определенная цель, которой пытаются достичь субъекты лоббизма, оказывая влияние на его объекты. Встречаются различные классификации предмета лоббизма. Согласно одной из них, существует три основных элемента, которые лоббируются в органах власти: ресурс (когда осуществляются действия для того, чтобы получить в свою пользу определенный ресурс), проблема (осуществляются действия по решению проблемной ситуации), позиция (совершаются определенные действия для того, чтобы получить статус, занять монопольную позицию и т.п.) 10.
Политические институты характеризуются функциями, которые они выполняют в обществе. Функция лоббизма как особого политического явления базируется на фундаментальном праве каждого гражданина демократического общества направлять индивидуальные и коллективные обращения (петиции) в органы государственной власти и должностных лиц. Это право зафиксировано в конституциях всех демократических стран мира.
Политическое назначение лоббизма – осуществлять функцию социального посредничества между гражданским обществом и государством, а также способствовать обмену информацией процессе законотворчества. Так, французский политолог М. Дюверже, отмечая, что законодатели пытаются легализовать лоббизм и перевести его «по уголовному пути к информационному», имел в виду преодоление прямого подкупа и покупки голосов за счет «косвенного» информационного воздействия объективной информации, подтверждающей обоснованность интересов и требований относительно ожидаемых решений власти. При разработке и принятии законов, при интерпретации законодательного или любого нормативного акта правительства важную роль играют не только их знания и профессионализм, но и объем и характер информации, которую он имеет.
К наиболее распространенным функциям института лоббизма относят коммуникативную, посредническую, информационную, прогностическую, контрольную, функцию организационного обеспечения плюрализма общественных интересов и экспертную функцию.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Арбузов А.В. Правовой нигилизм: теоретико-правовое исследование: дис….канд. юрид. наук / Арбузов А.В. – СПБ., 2006. – 178 с.
2. Арутюнян А. С. Современный лоббизм: формы, методы, проявления /А.С. Арутюнян // Социологические исследования. – 2014. – № 6. – С. 60-68.
3. Ачкасова В.А. GR и лоббизм: теория и технологии. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / В.А. Ачкасова. - М.: Юрайт, 2016. – 33 c.
4. Баранов С. Д. Популизм и лоббизм: две стороны парламентской деятельности в России / С. Д. Баранов // Вестник МГУ. Серия 18. Социология и политология. – 2009. – № 1. – С. 58–61.
5. Васильев Т.В. Лоббизм как форма политической деятельности: природа, функции, современные виды / Т.В. Васильев // Вестник Московского университета. – Серия 12. Политические науки. – 2004. – № 4. – С. 26-34.
6. Кузнецов Г.С. Политический лоббизм: мировой опыт и возможности регулирования / Кузнецов Г.С. – М.: Академия, 2009. – С. 112.
7. Кучеров А.Л. Правовое регулирование лоббистской деятельности в РФ / А.Л. Кучеров // Государственная власть и местное самоуправление в РФ: система, опыт, перспективы. – М., 2015. – С. 51-54.
8. Любимов А.П. История лоббизма в России / А.П. Любимов. – М.: Фонд «Либеральная миссия», 2005. – 208 с.
9. Малютин М.В. Кто такие лоббисты? Сама власть / М.В. Милютин // Бизнес и политика. – 2015. – № 5. – С. 56.
10. Махортов Е. А. Лобби интересов [Электронный ресурс] / Е. А. Махортов. – Режим доступа: http://www.lobbying.ru/content/sections/ articleid_3601_
linkid_64.html – Дата обращения: 01.04.2019.
11. Социологическая энциклопедия: в 2 т. – .Т. 1 / Национальный общественно-научный фонд / рук. науч. проекта Г. Ю. Семигин; гл. ред. В.Н. Иванов. – М.: Мысль, 2003. – 511 с.
12. Тихомирова Е.Б. Лоббизм как специфическая форма коммуникаций с общественностью / Е.Б. Тихомирова // Вестник Московского Университета. Серия 18. Социология и политология. – 2012. – №3. – С. 119.
13. Толстых П. А. Практика лоббизма в Государственной Думе ФС РФ [Электронный ресурс] / П. А. Толстых. – Режим доступа: http://www.lobbying.ru/content/sections/articleid_1060_linkid_42.html – Дата обращения: 01.04.2019.
14. Хутов К.М. Лоббирование, коррупция, монополизм: исследование криминогенного взаимовлияния [Электронный ресурс] / К.М. Хутов. – Режим доступа: http://parlcom-evolution. ru/main.php?id=Art2. – Дата обращения: 01.04.2019.
15. Чебыкин И. В. Институционализация лоббистской деятельности: конституционно-правовой аспект: дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.02 / Чебыкин И. В. – СПб., 2004. – 222 с.
16. Hall, Richard L., Deardorff, Alan V. Lobbying as Legislative Subsidy//– American Political Science Review . – 2006. – №. 1. – Р. 29-31.