Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования определяется требованиями государственных документов по модернизации национальной системы дошкольного образования, в частности, речевого развития детей, воспитание речевой личности. Полноценное овладение родным языком в дошкольном возрасте составляет основу дальнейшего развития личности, усвоения ею национальных и общечеловеческих ценностей.
Одним из приоритетных направлений учебно-речевой деятельности дошкольных учреждений является развитие у детей связной речи, умение самостоятельно составлять разного типа рассказы из собственного опыта и по результатам своей деятельности.
Состояние развития речи играет важную роль в формировании психической, учебной деятельности ребенка, его социальной адаптации. Развитие речи занимает одно из центральных мест в системе дошкольного образования, особенно в связи с подготовкой детей к школьному обучению.
В последнее время увеличилось количество детей с нарушениями речи.
Своевременная диагностика и коррекция речевых нарушений у детей являются насущной потребностью настоящего. Особенно важное значение приобретает развитие связной речи ребенка дошкольника, ведь связная речь – это высшая форма речевой деятельности, которая вызывает уровень речевого и разумного развития ребенка.
На протяжении многих лет изучалась, основательно разрабатывалась и освещалась в медицинской, дефектологической, педагогической, психолингвистической литературе проблема общего недоразвития речи. Анализ литературы по данному вопросу показал, что проблема развития связной речи у детей дошкольного возраста является актуальным. Особенности развития связной речи изучались Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном, А.М. Леушиной, Ф.А. Сохиным и другими специалистами в области психологии и методики развития речи.
В тоже время ученые указывают на противоречие между потребностями массовой практики в методике выявления уровня развития связной речи детей старшего дошкольного возраста и ее недостаточной разработанностью.
Цель исследования – определить и апробировать методику выявления уровня развития связной речи детей 5-6 лет.
Объектом исследования является процесс развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования диагностика уровня развития связной речи у детей 5-6 лет.
В ходе исследования была сформулирована гипотеза: развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, если:
своевременно выявить нарушения связной речи у детей старшего дошкольного возраста и начать коррекционную работу, направленную на ее формирование;
на занятиях по формированию связной речи использовать различные методы развития.
В соответствии с целью и гипотезой определены задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования связной речи у дошкольников.
2. Конкретизировать содержание понятия «связная речь детей старшего дошкольного возраста».
3. Установить критерии, показатели и уровни развития связной речи старших дошкольников и экспериментальным путём выявить особенности развития связной речи старших дошкольников.
4. Разработать рекомендации по развитию связной речи старших дошкольников.
Методологической и теоретической основой исследования являются психолого-педагогические концепции развития речи детей (Л.А. Венгер, Я.С. Выготский, В.И. Яшина, О.С. Ушакова и др.), теории об особенностях психического развития старших дошкольников (Д.Б. Эльконин, А.М. Леушина, Л.С. Выготский, О.М. Дъяченко, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, В.С. Мухина, Н.Н. Поддъяков).
Для решения поставленных задач нами были использованы методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы в аспекте изучаемой проблемы; наблюдение, педагогический эксперимент; метод анализа продуктов деятельности детей; статистические методы обработки данных.
База проведения исследования. В исследовании приняли участие 20 детей 5-6 лет.
Практическая значимость данной работы заключается в разработке рекомендаций по развитию связной речи у детей дошкольного возраста, которые могут быть использованы в работе воспитателей и специалистов дошкольных образовательных учреждений.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Глава 1. Теоретические аспекты развития связной у детей 5-6 лет связной речи
1.1 Психолого-педагогические аспекты развития связной речи у детей 5-6 лет
Выясним прежде всего сущность феномена «связную речь». В числе учёных, которые изучали особенности связной речи наибольший вклад внесли советские психологи Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, доктор педагогических наук О.С. Ушакова, российский психолог и лингвист Ф.А. Сохин.
Психологическая природа связной речи, его механизмы и процесс становления исследовались такими учеными, как Л. Выготский, И. Истомина, А. Леонтьев, Г. Леушина, С. Рубинштейн и др. Ученые исследуют, прежде всего, процесс порождения устной речи, в частности его связность (диалогическая, разговорная, монологическая), что охватывает такие его звенья, как ориентирование, мотивация (как импульс всего речеобразования), планирования (программирования), речевая реализация, оценка и контроль.
Наиболее полную психологическую характеристику смыслового аспекта связной речи дал С.Л. Рубинштейн. По мнению С.Л. Рубинштейна, всякая подлинная речь, передающая мысль, желание говорящего, является связной речью (в отличие от отдельного зависимого слова, извлеченного из контекста речи), хотя формы связности в ходе развития меняются. Связной в специфическом, терминологическом смысле слова, С.Л. Рубинштейном, является такое общение, которое отражает в речевом плане все существенные связи своего предметного содержания [16].
По его словам, речь может быть бессвязной по двух причинам: или потому, что эти связи не осознаны и отсутствуют в мысли говорящего, либо потому, что эти связи не выявлены надлежащим образом в его речи, хотя и представлены в его мыслях [16].
Связность речи, по словам К.В. Полищук, это, прежде всего, логика мыслей говорящего, их последовательность, взаимозависимость, доказанности. Связность речи во многом зависит от связности мышления [15, с. 183]. Связность речи, продолжает автор, - это связь между предложением и группами предложений [15, с. 184]. Связность бывает на уровне предложения (связность между словами), на уровне нескольких предложений (связность между его частями). Связную речь неотделима от мира мыслей: связность речи - это связность мыслей. В связной речи отражается логика мыслей ребенка, умение осознать воспринятое и правильно выразить его. По тому, как ребенок строит свои высказывания, можно судить об уровне его речевого развития.
Как отмечает А.Н. Князева, связная речь – это речь, форма которого закономерно связана и определяется ее содержанием, а содержание является выражением соответствующего желания или мысли говорящего [10, с. 351].
Итак, с психологической стороны, связная речь – это контекстная речь, которая отражает в речевом плане все существенные связи своего предметного содержания; это адекватное оформление мысли говорящим, понятные для слушателя; это логичная, последовательная речь на уровне предложения, текста, дискурса.
Связная речь детей дошкольного возраста рассматривается как организованное по законам логики, грамматики и композиции единое целое, имеет тему, выполняет определенную функцию (чаще всего – коммуникативную), имеет относительную самостоятельность и завершенность. Расчленяется на более или менее значимые структурные компоненты.
И.И. Акимова называет связной такую речь, которая организовано по законам логики, грамматики и композиции, является одним целым, имеет тему, выполняет определенную функцию (в основном коммуникативную), относительно самостоятельное и завершенное, расчленяется на более или менее значительные структурные компоненты» [2, с.12].
Под связной речью понимаем смысловое развернутое высказывание с наличием распространенных грамматических конструкций, объединенных цепочкой предложений, логически согласуются, которое обеспечивает обмен мнениями, взаимопонимание и общение говорящих между собой.
Среди качеств связной речи детей дошкольного возраста ученые называют такие: точная, логическая, образная, сжатая, выразительная, богатая, чистая, эмоциональная речь.
С психологической точки зрения, связную речь детей дошкольного возраста изучали Л. Выготский, С. Истомина, Г. Леушина, С. Рубинштейн. По мнению С.Л. Рубинштейна, связную речь наблюдается уже у детей раннего возраста, которое носит ситуативный характер и выполняет в основном эмоционально - экспрессивную функцию [16, с. 12].
Ученый характеризует сущность ситуативной речи. Если смысловое содержание речи ребенка становится понятным только в связи с соответствующей конкретной ситуацией, то, по мнению С.Л. Рубинштейна, это ситуативная речь. Ситуативная речь порождается ситуациями, непосредственно воспринимаемыми детьми и "ближайшей чувственной действительностью". Ученый называет такую речь экспрессивно-эмоциональной, поскольку она больше выражает, показывает, чем рассказывает [16, с. 12].
Речь ребенка раннего возраста не образует еще связного смыслового целого-такого контекста, чтобы только на его основании можно было понять его содержание; для его понимания нужно учитывать ту конкретную наглядную ситуацию, в которой находится ребенок и к которой относится его речь. Смысловое содержание его речи становится понятным только в связи с соответствующей конкретной ситуацией: это и будет ситуативная речь. Через связную речь можно понять логику мышления ребенка, его умение осознать воспринятое и выразить его в правильном, четком и логическом речи.
Ситуативная форма речи, ситуативный характер общения в раннем детстве характерны преимущественно для беседы, диалога как наиболее
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Абдусалямова, Э.Ф. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста [Текст] / Э.Ф. Абдусалямова // Вопросы дошкольной педагогики. – 2018. – № 5 (15). – С. 27-29.
2. Акимова, И.И. Развитие связной повествовательной речи детей старшего дошкольного возраста [Текст] / И.И. Акимова // в сборнике: Роль и значение науки и техники для развития современного общества. – 2018. – С. 12-14.
3. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учебное пособие [Текст] / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. – М.: Академия, 2011. – 400 с.
4. Андреева, И.Н. Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр [Текст] / И.Н. Андреева, О.В. Глушкова // в книге: Россия и мир: национальная безопасность, вызовы и ответы. – 2018. – С. 260-263.
5. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: АСТ, 2013. – 640 с.
6. Дудникова, Е.А. Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Е.А. Дудникова, А.В. Винник, А.А. Шаповалова // в сборнике: Педагогическое мастерство и современные педагогические технологии. – 2018. – С. 199-202.
7. Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст] / И.А. Зимняя. – М.: Логос, 2016. – 384 с.
8. Казакова, Е.А. Педагогические условия развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Е.А. Казакова, М.Н. Карпенко // В сборнике: Актуальные проблемы начального, дошкольного и специального образования в условиях модернизации. – 2018. – С. 99-102.
9. Калугина, Л.А. Современные технологии развития связной речи детей дошкольного возраста [Текст] / Л.А. Калугина // в сборнике: Психолого-педагогический, социальный и управленческий аспекты реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. – 2018. – С. 77-78.
10. Князева, А.Н. Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста посредством обучения пересказыванию бытовых сказок [Текст] / А.Н. Князева // Наука и образование: новое время. – 2018. – № 1 (24). – С. 351-355.
11. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность [Текст] / А.А. Леонтьев. – М.: Краснд, 2010. – 216 с.
12. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка. [Текст] /Под ред. А.Г. Рузской. – СПб.: Питер, 2010. – 410 с.
13. Олисова, Э.Р. Использование мнемотехники в работе по развитию связной речи детей дошкольного возраста [Текст] / Э.Р. Олисова // В сборнике: Дошкольное и начальное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. – 2018. – С. 270-271.
14. Позднякова, Н.А. Проблема развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н.А. Позднякова // в сборнике: Формирование личности будущего на основе психолого-педагогического анализа. – 2018. – С. 149-151.
15. Полищук, К.В. Особенности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста [Текст] / К.В. Полищук // в сборнике: Результаты современных научных исследований и разработок. – 2018. – С. 183-185.
16. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2017. – 720 с.
17. Седанова, М.С. Театрализованная деятельность как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста [Текст] / М.С. Седанова // Студенческая наука и XXI век. – 2018. – № 16-2. – С. 296-298.
18. Смоленцева, С.В. Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы [Текст] / С.В. Смоленцева // В книге: Россия и мир: национальная безопасность, вызовы и ответы. – 2018. – С. 331-334.
19. Смоленцева, С.В. Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы [Текст] / С.В. Смоленцева, М.Р. Шамтиева // в сборнике: Развитие современного образования: от теории к практике. – 2018. – С. 137-139.
20. Сохин, Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада [Текст] / Под ред. Ф. А. Сохина. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.
21. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей. [Текст] / Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 2008. – 159
22. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: Просвещение, 2014. – 32 с.
23. Филичева, Т.Б. Комплексный подход к обследованию детей [Текст] / Т.Б. Филичева // Специальное образование. – 2012. - №1– С. 139-150.
24. Чумаков, Н.А. Взаимосвязь дидактических игр и уровня развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н.А. Чумаков, Н.Н. Югова // в сборнике: Наука в современном информационном обществе. – 2018. – С. 58-61.
25. Шаповалова, Е.В. Роль сказки в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Е.В. Шаповалова, Е.С. Федосеева // В сборнике: Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации. – 2018. – С. 248-250.
26. Шашкина, Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками: учеб. пособие [Текст] /Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зимина. – М.: Академия, 2014. – 256 с.
27. Эльконин, Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений [Текст] / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2011. – 226 с.
28. Яшина, В. И. Теория и методика развития речи детей [Текст] / В.И. Яшина, М.М. Алексеева. – М.: Академия, 2013. – 448 с.