Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современном обществе каждый человек, должен быть экологически образован, так как только в этом случае становиться возможным оценивать последствия практической деятельности в ходе взаимодействия с природой. Сегодня экологическая ответственность тесно связана с экологическим воспитанием, а также с такими качествами личности, как постоянное развитие самоконтроля, умения предвидеть ближайшие и отдаленные последствия собственных действий, критическое отношение к себе и другим. Соблюдение требований, которые тесным образом связаны с отношением к природе, которое предполагает развитую убежденность, а не страх за возможное наказание и осуждение со стороны окружающих. В современных дошкольных учреждениях, значительное внимание стало, уделяется уже не только наблюдению за сезонными изменениями, но гораздо стали шире стали использоваться эмпирические и теоретические методы познания мира.
Актуальность данной работы обусловлена общей необходимостью многостороннего рассмотрения и изучения свойств предметов и явлений окружающего мира додошкольниками, с целью выявления их взаимосвязей и взаимозависимостей в процессе формирования экологической культуры восприятия окружающего мира.
Объектом исследования является современное состояние воспитательно-образовательный процесс в дошкольном учреждении.
Предметом исследования является экологическое образование дошкольников с соблюдением разумного баланса эмпирического и теоретического способов познания.
Целью данной работы состоит в изучении теоретически обосновать и разработать проект работы по формированию экологического образования детей младшего дошкольного возраста. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие познавательного развития детей дошкольного возраста.
2. Выявить особенности игры как средства познавательного развития детей дошкольного возраста.
3. Дать характеристику экологических игр.
4. Определить особенности использования экологических игр в работе с детьми дошкольного возраста.
5. Провести изучение уровня познавательного развития у детей старшего дошкольного возраста.
6. Провести опытную работу с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному развитию посредством экологических игр и её результаты.
Методы исследования: анализ теоретической литературы по теме исследования, исследование познавательного развития дошкольников при помощи игры.
По своей композиционной структуре данная работа состоит из введения, трех глав и заключения. Во введении определяются актуальность данной работы, объект, предмет, цель и задачи исследования. В первой главе рассматриваются теоретические основы познавательного развития дошкольников. Определяется степень интеграции естественного и гуманитарного знания и способов познания, которые преследуют не только цель формирования целостной картины мира, а также выступают средством для того, чтобы обучающиеся познавали окружающий мир. Во второй главе проводиться исследование процесса познавательного развития посредством экологических игр. Рассматривается практический аспект осознания учениками ответственности за результаты этого познания и формированию стремления к дальнейшему самосовершенствованию гармонии природы и человека. В заключении подведены краткие итоги исследования. В списке литературы представлена теоретическая база исследования. В приложении представлены практические результаты исследования по организации занятий по экологическому образованию в дошкольном учреждении.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Понятие познавательного интереса развития детей дошкольного возраста
Ребенок– природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у детей.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.
Фундаментом всей жизнедеятельности человека, источником всех ресурсов его хозяйственной деятельности является природа. Методика преподавания естествознания опирается на основные дидактические принципы, с учетом своеобразия изучения природоведческого материала. Естествознание — представляет собой систему наук о природе, в совокупности естественных наук, взятых как единое целое. Понятие «природа» в широком смысле определяется с философской точки зрения как все сущее, то есть весь окружающий человека мир в многообразии его форм, во всем бесконечном многообразии проявлений. Таким образом, это объективная реальность, которая существует вне человеческого сознания. Природа, с этих позиций, не имеет ни начала, ни конца, то есть она бесконечна в пространстве и времени, при этом она находится в непрерывном изменении и движении [10, c.8].
Естествознание в качестве учебного предмета очень тесно связано с различными науками о природе, однако между школьным предметом и естественными науками есть серьёзные различия по цели, как объему, так и структуре, а также методам и форме изложения. Целью естественных наук является, получение исследовательским новых данных о природе. В отличие от исследовательского подхода методика изучает закономерности педагогического процесса обучения дошкольников основам наук о природе, а не сами закономерности развития природы. Таким образом, цель предмета естествознания в школьном изучении состоит в том, чтобы непосредственно сообщать учащимся различные элементарные сведения о фактах и закономерностях, которые уже добыты наукой, и на основе их изучения вырабатывать у дошкольников простейшие навыки исследовательской работы в рамках курса. Необходимо отметить, что при этом информация очень тщательно отбирается с учетом различных возрастных особенностей дошкольников. Структура знаний, а также форма их изложения в учебном предмете непосредственно определяются общепедагогическими и различными специфическими принципами, которые свойственны методике естествознания [10, c. 21].
Так как непременными условиями для саморазвития являются ответственность, инициативность, самостоятельность и творчество, а также выработка собственного стиля индивидуальной учебной деятельности, то обучаемый всегда должен сначала учатся оценивать значимость и трудность заданий, а также временных затрат, и учатся рассчитывать свои силы, учатся прогнозировать различные возможные последствия, а также планировать результаты учебной деятельности [4, c. 15].
Методика преподавания естествознания — это, прежде всего, наука об организации системы процесса обучения и развития младших дошкольников. Исходя из этой цели, методика преподавания естествознания призвана решать очень важные задачи, а именно:
- Правильно выделять цели начального естественно-научного образования;
- Определять принципы отбора материала и содержание учебного предмета;
- Разрабатывать эффективные методы, формы и средства его преподавания;
- Выявлять оптимальные условия развития младших дошкольников в процессе изучения начального курса естествознания [4, c. 17].
Решение данных задач требует особой интеграции знаний из различных наук, с которыми непосредственно связана методика преподавания естествознания. Главные требования, которые стоят перед любым методом познания, базируются, прежде всего, на объективности, то есть способности давать достоверный и надежный материал, который должен быть свободным от искажений, а также субъективного толкования и преждевременных выводов. Второе ключевое требование это надежности, то есть однозначности результатов, которые были получены при проведении повторных исследований, а также сходство одинаковости результатов разных исследователей. Третье важное требование, это требование обоснованности, то есть способности выбранного метода изучать особенности процесса обучения, которые важны для исследователя. Четвертое требование состоит в точности передачи информации, которое определяется точной дифференцировкой, а также индивидуальным подходом [4, c. 19].
Данные методы помогают определить ключевую проблему исследования, затем поставить цели и задачи, и выдвинуть гипотезу. Эмпирические методы исследования основаны на чувственном восприятии объектов и поэтому служат для накопления фактического материала. К этим методам относятся педагогическое наблюдение учебного процесса, личное преподавание, проведение эксперимента. Социологические методы сегодня применяются с целью изучения личностных характеристик как детей так и педагогов, которые принимают участие в исследованиях. К ним относятся анкетирование и интервьюирование учителей и дошкольников, различные опросы, тестирования, анализ уровня сформированности знаний и умений дошкольников.
В основу естественно-научных программ для ДОО положен принцип интеграции, т.е. объединения знаний различных дисциплин. Идеи интеграции знаний выдвигались еще А. Дистервегом, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинским.
Здесь нужно изучать единую науку о неорганическом и органическом мире. Многолетняя практика изучения интегрированного курса «природоведение» подтвердила правильность такого подхода. Возможность эффективной интеграции сведений из естественных и общественных наук очень спорна. Дело в том, что естествознание и обществознание имеют
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеев С.В., Симонова Л. В. Идея целостности в системе экологического образования младших дошкольников. //Начальная школа, 2009, №1.
2. Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг.-М., 2013. – 280 с.
3. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. Сто кроссвордов о растениях и животных. Ярославль: Академия развития, 2008. – 180 с.
4. Григорьева Е.В. Методика преподавания естествознания Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Педагогика и методика начального образования». — М., 2008. – 280 с.
5. Гужин Г.С., Тюрин В.Н., Нагалевский Ю.Я и другие. Экология Краснодар, 2011. – 280 с.
6. Запорожец А.В. и современная наука о детях: Тезисы конференции, посвященной 90-летию А.В.Запорожца.-М., 2008 - 380 с.
7. Исаева Н.Н. Научить понимать и любить природу. //Начальная школа плюс и минус, 2010, №8.
8. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика.-М.,2010. – 320 с.
9. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. Сред. Проф. Учеб.заведений. М.: Издательский центр "Академия", 2007. – 280 с.
10. Методика преподавания естествознания. Учеб. Пособие для студ. учреждений среднего проф. образования. – / Аквилева Г.Н., Клепнина З.А. - М., 2011 – 240с.
11. Методика преподавания естествознания// Козина Е.Ф., Степанян Е.Н. . - М., 2014. – 280 с.
12. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов, под ред. В.А. Сластенина. – М.: Изд. центр «Академия». – 2012. – с. 576
13. Плешаков А.А, Мир вокруг нас. Учебник. 1 класс, М.: Просвещение, 2011. – 280 с.
14. Родионов В.П., Ступицкая М.А., Кардашина О.В. Я и другие. Тренинг социальных навыков. Ярославль, Академия развития, 2011. – 280 с.
15. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учебное пособие для студ. выс., пед., учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 576 с.
16. Симонова Л.П. Задания по экологии для младших дошкольников. //Начальная школа, 2008, №2.
17. Симонова Л.П. О перспективах развития экологического образования в дошкольной среде. //Начальная школа, 2008, №6.
18. Сорокоумова Е.А. Работа с учебным текстом экологического содержания//Начальная школа, 2008, №6.
19. Суравегина И.Т. Школьная экология: задачи и функции. //Биология в школе, 2009, №3.
20. Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Как обучать экологии. М.: Просвещение, 2009. – 180 с.
21. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 2008. – 320 с.
22. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов: [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://fcior.edu.ru/
23. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. 2-е издание, перераб. и доп. – М.: Высш. школа. – 2010. – с. 576
24. Цветкова И.В. Экология для начальной школы: игры и проекты. М., 2007. – 280 с.
25. Шевчук Н.А. Мир вокруг нас. //Начальная школа плюс и минус, 2010, №8.
26. Эльконин Д.Б. Психология игры.-М.,2008. – 280 с.