Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Налоги – один из главнейших инструментов осуществления экономической политики государства. Яркий пример – это период перехода от командно-административных методов управления к рыночным отношениям, когда уменьшились возможности государства оказывать воздействие на экономические процессы, налоги стали реальным рычагом государственного регулирования экономики. Только в том случае государство может использовать налоги, когда в общество уважает налог, понимает какова его экономическая необходимость существования налоговой системы. Поэтому знание налогового законодательства, его функционирования является главным условие восприятия налоговой культуры как обществом в целом, так и каждым его членом. До перехода к рыночным отношениям налоговая система в нашей стране практически отсутствовала.
Большая часть населения страны стала платить те или иные налоги, т.е. люди стали налогоплательщиками. Знание налогового законодательства, налоговая грамотность являются необходимым условием обеспечения успешного продвижения экономических реформ. В 1992 году в результате копирования западных, прежде всего германской моделей, налоговая система России на первых порах представляла собой многоступенчатую, сложную, иногда даже недостаточно ясную систему налогообложения. Принятые и действовавшие на протяжении почти десятилетия налоговые законы не были актами прямого действия.
Их применение сопровождалось функционированием нормативных документов, издаваемых органами исполнительной власти на федеральном, на региональном, и на муниципальном уровнях. Они продолжали действовать до вступления в силу в полном объеме Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ). Налоговая реформа, которая началась в 1998 году с принятия части первой НК РФ, к настоящему времени практически завершена.
Объектом нашего исследования являются налоговые льготы.
Предметом исследования выступают налоговые льготы на формирование доходов бюджета региона.
Цель данной работы – исследовать доходов бюджетов.
Для достижения цели необходимо выполнить ряд задач:
рассмотреть понятие и классификацию доходов бюджетов;
изучить экономическую сущность и понятие налоговых льгот, их классификацию;
опредедлить методы планирования и прогнозирования налоговых поступлений доходную часть бюджетной системы Российской Федерации;
вывить оценку величины выпадающих доходов консолидированного бюджета Российской Федерации в связи с предоставлением налоговых льгот;
дать анализ выпадающих доходов консолидированного бюджета Оренбургской области в связи с предоставлением налоговых льгот;
рассмотреть направления совершенствования методов планирования и прогнозирования величины выпадающих доходов бюджета в связи с предоставлением налоговых льгот .
Степень научной разработанности темы исследования. Вопросы о распределении налогов и налогообложения обладают тесной взаимосвязью с экономической теорией. Данной проблематике посвящали работы многие исследователи, к числу которых следует отнести работы: М.Л. Альпидовская, Л.Е. Басовский, О.Ю. Васильева, Т.Н. Дубровская, О.М. Жидовленко, К.А. Зюзюкин и других исследователей.
Структура работы включает в себя: введение, две главы, заключение, список и приложения.
1 Теоретические основы доходов бюджетов
1.1 Понятие и классификация доходов бюджетов
Благодаря формированию и становлению различных центральных фондов, и самого основного из них общегосударственного фонда денежных средств – государственного бюджета, происходит целенаправленное социально-экономическое развитие государства. Государственный бюджет - ведущее звено финансовой системы страны. Согласно бюджетному кодексу Российской Федерации «бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».
Доходы бюджета – это поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета. Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством РФ и поступают в распоряжение органов государственной власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления. Виды доходов определяются социально-экономическими условиями и институциональной средой, в которой происходит их формирование и развитие. поступающие от других единиц.
Также доходы бюджетов можно разделить на внутренние, то есть поступающие от внутренних источников (резидентов), и внешние, поступающие из внешних источников (нерезидентов). По социально-экономическому признаку доходы бюджетов подразделяются на три основные группы: доходы от государственного хозяйства, от физических лиц и от негосударственных юридических лиц. В зависимости от права собственности доходы бюджетов классифицируются на собственные источники доходов, то есть закрепленные бюджетным законодательством за каждым бюджетом бюджетной системы, и заемные источники доходов, то есть используемые для привлечения дополнительных средств при недостаточности собственных источников.
Бюджет напрямую влияет на показатели экономики страны, а для определения его состояния учитываются доходы и расходы. Перечень доходов: налоговая прибыль; неналоговые платежи; безвозмездное поступление денег в бюджет. В РФ ведется учет прибыли, и в конце года подсчитывается ее сумма, что позволяет составлять более эффективные экономические планы и выявлять ошибки в предыдущем планировании.
Налоговые доходы – это прибыль, полученная в результате перечисления государственных взносов физическими или юридическими лицами. Они делятся на подгруппы, а размер налогов для каждого плательщика определяется НК РФ :
Налоги на прибыль. НК РФ устанавливается 13% для простых граждан. Индивидуальные предприниматели платят налог в зависимости от выбранной системы налогообложения (упрощенная, ЕНВД и пр.).
Налоги на товары и услуги. В стоимость товаров и услуг заранее включается НДС.
Регистрационные и лицензионные сборы: госпошлина за регистрацию права собственности, получение лицензии для ведения деятельности, и т.д.
Налоги на совокупный доход, пользование природными ресурсами, внешнюю торговлю.
Налоги на имущество: земельные участки, автомобили, недвижимость.
Налоговые ставки на имущество устанавливаются в регионах индивидуально.
Неналоговые доходы, где в классификатор доходов РФ входят и неналоговые поступления, делящиеся на несколько групп:
Доходы от государственного или муниципального имущества: сдача в аренду, реализация на торгах, и пр.
Прибыль, получаемая в результате деятельности муниципальных или государственных органов.
Доходы от продажи земельных участков и нематериальных активов.
Поступления в бюджет из негосударственных организаций капитальных трансфертов.
Штрафы и иные платежи, предусмотренные различными кодексами: КоАП РФ, УК РФ и пр.
Прибыль, полученная в качестве возмещения ущерба или от внешнеэкономической деятельности.
К безвозмездным доходам относят пожертвования от иностранных государств, предпринимателей или международных организаций.
Классификация бюджетов РФ требуется для грамотного контроля доходов, расходов и источников финансирования. Это позволяет государству заранее запланировать все траты и определить, из какого сектора можно взять деньги, если не хватает средств для выполнения наиболее важных задач, требующих финансовых ресурсов.
В результате анализа существующих в настоящее время видов доходов бюджетов и критериев их группировки, можно наиболее полно представить структуру доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации следующим образом (Приложение 1). В качестве итога сказанному необходимо отметить, что бюджетная классификация несет в себе важнейшую социально-экономическую нагрузку, так как она призвана отвечать на вопросы: из каких источников формируются финансовые ресурсы бюджета, на какие цели и в чьих интересах они используются. Поэтому важнейшие требования, предъявляемые к бюджетной классификации – это четкость и ясность группировок. В ее основе должна лежать группировка показателей, отображающая территориальный, ведомственный и социальноэкономический аспект формирования доходов и определяющая направления их расходования, структуру и состав.
1.2 Экономическая сущность и понятие налоговых льгот, их классификация
В настоящее время такой элемент налогообложения, как налоговые льготы, используется достаточно часто не только налогоплательщиками, но и государством в рамках налогового регулирования экономики. Однако вся проблема его использования заключается в том, что в науке до сих пор не сложилось единое
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СЗ РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 31.07.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации – 05.12.1994. – № 32. – Ст. 3301.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 20.07.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2020). // Российская газета. - № 148-149. – 06.08.1998.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 31.07.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2020) // Парламентская газета. - № 151-152. - 10.08.2000.
5. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 01.10.2020) // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, N 31, ст. 3823.
6. Постановление Правительства Оренбургской области № 95-п «О стратегии инвестиционного развития Оренбургской области до 2020 года» от 14.02.2014 – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://orbinvest.ru/ support_for_investors/legislation.php. – 11.04.2020.
7. Письмо Администрации Приморского края от 11 октября 2019 г. № 11/9955.
8. Письмо Администрации Владимирской области от 15 октября 2019 г. № 3150-01/02-44.
9. Письмо Губернатора Ульяновской области от 11 октября 2019 г. № 73-Г-01/26688 исх.
10. Письмо департамента финансов Тюменской области от 18 октября 2019 г. № 3691.
11. Письмо Минфина Республики Ингушетия от 10 октября 2019 г. № 2355/04.
12. Письмо Минфина Ставропольского края от 10 октября 2019 г. № 36-09-07/5457.
13. Письмо Минфина Удмуртской Республики от 15 октября 2019 г. № 5056/02-32.
14. Письмо Минфина Калужской области от 14 октября 2019 г. № 02-01-30/230-19.
15. Письмо Минфина Нижегородской области от 14 октября 2019 г. № Исх - 306-294861/19.
16. Письмо Минфина Красноярского края от 15 октября 2019 г. № 15-11/10513.
17. Письмо Минфина Камчатского края от 15 октября 2019 г. № 33.02-07/2508.
18. Письмо Минфина Рязанской области от 14 октября 2019 г. № лл/14-3517.
19. Письмо Первого заместителя Председателя Правительства Хабаровского края от 15 октября 2019 г.
20. Письмо Правительства Республики Хакасия от 15 октября 2019 г. № 7/3047-1-8.
21. Письмо Правительства Тверской области от 16 октября 2019 г. № 26/7368-06-ТЖ.
22. Письмо Совета министров Республики Крым от 15 октября 2019 г. № 1/10913/01-24/21.
23. Актуальные проблемы финансового и налогового права. Учебное пособие / отв. ред. Карасева М.В. – Москва :Проспект, 2020. – 272 с.
24. Александров, И. М. Налоги и налогообложение / И. М. Александров. – Москва :Дашков и К, 2017. – 317 c.
25. Альпидовская, М.Л. Макроэкономика: Учебник / М.Л. Альпидовская. - Рн/Д: Феникс, 2018. - 192 c.
26. Ал, Каисси Р. Налоговый контроль: формы осуществления и результативность / Р. Ал Каисси // Молодой ученый. – 2019. – №15. – С. 184-185. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/253/57822/ – 11.04.2020.
27. Васильева, О. Ю. Проблемы на пути реализации основных направлений налоговой политики в 2018–2020 годах / О.Ю. Васильева // Инновации в науке и практике. – 2018. – С.83–89.
28. Власов, Д. А. Налоговое право Российской Федерации. Общая часть: учебное пособие / Д. А. Власов; Министерство образования и науки Российской Федерации, Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (Томск), Факультет дистанционного обучения. – Томск : Эль Контент, 2020. – 169 с.
29. Гончаренко, Л.И. Налоговое администрирование и контроль : учебник / под ред. д-ра экон. наук, проф. Л. И. Гончаренко. – Москва : Магистр : ИНФРА/М, 2020. – 448 с.
30. Дубровская, Т. Н., Леденева А. Р. Налоговая система России и перспективы ее развития // Молодой ученый. – 2019. – №46. – С. 332-335. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/284/64068/ – 11.04.2020.
31. Жидовленко, О. М. Совершенствование налогообложения в российских коммерческих организациях / О.М. Жидовленко // Молодой ученый. – 2019. – №3. – С. 170-172. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/241/55791/ – 11.04.2020.
32. Зверева, Т.В. Вопросы эффективности предоставления налоговых льгот по местным налогам / Т.В. Зверева // Инновационное развитие экономики. – 2016. - №4(34). – С. 198 – 201.
33. Ильяшенко, В.В. Макроэкономика (для бакалавров) / В.В. Ильяшенко. - Москва : КноРус, 2019. - 416 c.
34. Капканщиков, С.Г. Макроэкономика: Учебник / С.Г. Капканщиков. - Москва : КноРус, 2018. - 370 c.
35. Ковалева, Е.С. Анализ налоговых поступлений в бюджет РФ. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-nalogovyh-postupleniy-vbyudzhet-rossiyskoy-federatsii/viewer– 11.04.2020.
36. Кривошапко, Ю. Правила приумножения: налоговая служба наращивает поступления в бюджет при сокращении проверок. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rg.ru/2019/06/16/reg-szfo/postuplenie-nalogov-v-rossijskij-biudzhet-uvelichilos-na-15- procentov.html– 11.04.2020.
37. Мухина, Е.Р. Теоретические аспекты налогообложения: история, понятия, функции, принципы / Е.Р. Мухина //Apriori. Гуманитарные науки. – 2020. – № 5.
38. Налоговая система [Электронный ресурс] : учебник / А. У. Альбеков [и др.] ; под ред. проф. Н. Г. Кузнецова. ‒ Москва : РИОР : ИНФРА-М, 2017. ‒ 583 с. – Режим доступа: http://www.znanium.com. www.dx.doi.org/ 10.12737/20849– 11.04.2020.
39. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» (утв. Минфином России) / Официальный сайт справочно-правовой системы консультант плюс – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_30839 – 11.04.2020.
40. Полунин, С. К. Налоговая система Российской Федерации // Молодой ученый. – 2017. – №46. – С. 239-241. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/180/46515/– 11.04.2020.
41. Понкратова, Р. А. История развития налоговой системы России // Молодой ученый. – 2019. – №49. – С. 387-389. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/287/64986/ – 11.04.2020.
42. Плишкин, А.А. Систематизация и классификация налоговых льгот / А.А. Плишкин, Д.В. Емельянов, Д.О. Сиражетдинов, Е.К. Зубарева, И.В. Пенькова // Вопросы экономики и управления. – 2016. - №1(3). – С. 26 – 30.
43. Савина, О.Н. Анализ действующих методик оценки эффективности налоговых льгот и преференций и проблемы их реализации / О.Н. Савина // Научные известия – 2016. - №3. – С. 29 -38.
44. Савина, О.Н. Подходы к оценке эффективности налоговых льгот: действующая практика и проблемы реализации / О.Н. Савина // Научные известия. – 2016. - №4. – С. 38 – 47.
45. Ценообразование и налогообложение / ред. И. К. Салимжанов. – Москва : Велби, 2017. – 424 c. Шарова, С. В. Таможня. Все пошлины, налоги, сборы и платежи / С. В. Шарова. – М.: Экономика и Финансы, 2017. – 528 c.
46. Налоговое право. Учебник / под ред. Цинделиани И. А. – Москва : Проспект, 2020. – 704 с.