Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В условиях нестабильной внешнеэкономической ситуации, геополитической перестройки мира, а также продолжающегося финансового кризиса, государство обязано обеспечить единое экономическое пространство, особенно в условиях федеративного устройства.
Глобализация мирового экономического пространства ставит также на повестку дня вопрос эффективного управления государственными и муниципальными финансами, обеспечивающего устойчивость национальных финансовых и бюджетных систем, финансово-экономическую безопасность и устойчивый экономический рост. Переход России к рыночным методам хозяйствования потребовал коренного реформирования всей финансовой сферы страны, построения новой финансовой системы на принципах построения финансовых систем развитых федеративных государств. Финансы и денежное обращение по праву считают зеркалом государства, барометром его социального и экономического состояния и политического положения.
Государство формирует правовые рамки функционирования финансовой системы, поддерживает доступ к финансовым ресурсам всем экономическим агентам. Устойчивость бюджетно-налоговой и денежно-кредитной систем напрямую зависит от состояния экономки и продуманности действий правительства. Анализ накопленного опыта в области исследования финансовой системы в Российской Федерации, специфики ее организации и функционирования свидетельствует о том, что отдельные важнейшие аспекты функционирования бюджетной системы остаются без должного внимания. Изложенное обуславливает необходимость обращения к зарубежному опыту в данной сфере. Исследование черт бюджетного устройства федеративных государств показывает, что различия заключаются в характере и пределах влияния государственного бюджетно-правового регулирования на функционирование бюджетов публично-правовых образований, выраженном в установлении, разграничении их бюджетной компетенции, степени самостоятельности территориальных бюджетов.
Актуальность темы обусловлена тем, что в условиях нестабильной внешнеэкономической ситуации, геополитической перестройки мира, а также продолжающегося финансового кризиса, государство обязано обеспечить единое экономическое пространство, особенно в условиях федеративного устройства.
Объектом исследования является финансовая система.
Предметом исследования является структура финансовой системы России и Германии.
Целью курсовой работы является исследование финансовых систем России и Германии на современном этапе.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. Исследовать сущность финансовой системы в России.
2. Проанализировать сферы и звенья современной финансовой системы Германии.
3. Определить возможности внедрения элементов финансовой системы Германии в российскую экономику.
Теоретическую основу исследования составили учебная и научная литература по экономической теории, основам функционирования финансов, финансовому менеджменту, финансовому праву, статистические данные, а также действующие нормативно-правовые акты по тематике работы.
Работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка источников.
1 Сущность финансовой системы и структура финансовой системы России
1.1 Структура финансовой системы
Финансовая система государства может быть организована по одному из трех принципиальных типов:
– банковский, при котором ключевую роль в процессе перераспределения национального дохода играют коммерческие банки и другие ссудосберегающие институты (Германия, Франция, Япония и др.);
– рыночный, где преобладает большое количество эмитентов ценных бумаг (развитый фондовый рынок), в которые вкладываются значительные суммы временно свободных средств физических и юридических лиц (Канада, США, Великобритания и др.);
– бюджетный, при котором наибольшая часть финансовых ресурсов общества в централизованном порядке перераспределяется государством через систему бюджетов и внебюджетных фондов (Россия, Швеция и др.).
В состав финансовой системы включают три крупных взаимосвязанных сферы: финансы хозяйствующих субъектов, страхование и государственные финансы. По нашему мнению, в состав этой системы, кроме перечисленных выше элементов, входят, во-первых, финансы домашних хозяйств и финансы некоммерческих организаций, а во-вторых, банки, которые связаны с системой государственного кредита через Центральный банк России. Кроме этого, коммерческие банки являются и основной институциональной единицей финансового рынка (рис. 1).
Каждый элемент финансовой системы, в свою очередь, подразделяется на звенья в зависимости от отраслевой принадлежности субъектов, форм собственности, характера деятельности и т. п. со своей организационной структурой, функциями, целями и задачами.
Рисунок 1 – Структура финансовой системы [5]
Объектом изучения науки о финансах, как известно, выступают общегосударственные финансы и финансы предприятия. Первые изучают формирование, распределение и использование доходов и расходов государства. Финансы предприятия, в свою очередь, изучают формирование, распределение и использование денежных фондов предприятия.
Материальные носители финансовых отношений – это финансовые ресурсы, или совокупность всех денежных средств, которыми располагает государство и его предприятия как хозяйствующие субъекты для покрытия своих затрат [5, c.61].
Различают централизованные и децентрализованные финансовые ресурсы. К первым относят средства государственного бюджета и внебюджетных фондов, ко вторым - денежные средства предприятий.
Финансовые отношения - это денежные отношения между:
– государством и предприятиями (речь идет об отношениях по уплате налогов в государственный бюджет, получении субсидий из государственного бюджета предприятиями);
– государством и гражданами. В эту группу попадают выплаты обязательных налогов или добровольных платежей в государственный бюджет и внебюджетные фонды, выплата из внебюджетных фондов населению - т.н. трансферты. Трансфертные платежи - выплаты, которые осуществляет государство населению, которые не представляют собой какого-либо рода компенсации за оказанные государству текущие трудовые услуги (пенсии, пособия по безработице, выплаты малообеспеченным семьям);
– предприятиями и внебюджетными фондами (обязательные страховые платежи и добровольные выплаты предприятиями во внебюджетные фонды, социальные компенсации работникам);
– предприятиями и банками, кредитными организациями (получение кредитов предприятиями у банков, выплата процентов, погашение кредита, депозит);
– предприятиями и работниками (выплата заработной сотрудникам работодателями);
– предприятиями (отношения в процессе их производственно-хозяйственной деятельности, оплата товарно-материальных ценностей, услуг и т.д.).
Совокупность всех отношений, которые возникают между государством, предприятиями, образуют финансовые отношения.
В основу построения финансовой системы государства, на наш взгляд, должны быть положены следующие основополагающие компоненты: функциональное назначение каждого элемента; территориальная структура и единство финансовой политики; при этом основным финансообразующим звеном системы выступают финансы коммерческих организаций. Основная цель построения и функционирования финансовой системы государства состоит в