Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Современная государственная политика регулирования земельных отношений в России - является ключевым фактором обеспечения результативности проведения общественно-политической и экономической деятельности в России, что поддерживает жизнедеятельность и выступает в качестве детерминанты человеческой культуры и общественного устройства в государстве, производства и рационального освоения его природа- ресурсного потенциала. К сожалению, в России, пока, отсутствует системный подход к реформированию земельных отношений, законотворческий процесс в этой сфере отличается фрагментарностью и несбалансированностью. Законодательная база в сфере правового регулирования земельных отношений – это несогласованный массив нормативно-правовых актов, прежде всего подзаконного характера, не связанных между собой и которые создают предпосылки для возникновения многочисленных коллизий. Поскольку, современная государственная политика регулирования земельных отношений должна быть направлена на достижение рационального использования и охраны земли, обеспечения продовольственной безопасности страны и создание экологически безопасных условий для хозяйственной деятельности и проживания граждан, то для решения этой научно-прикладной задачи следует подтвердить, что его решение можно обеспечить только по результатам: а) развития теоретико-концептуальных подходов относительно формирования и реализации государственной земельной политики в ресурсных ограничениях; б) осуществления объективного анализа результативности реализации соответствующего типа стратегического инструментария; в) разработки адекватной реальным процессам государственной политики регулирования земельных отношений в России.
Несовершенство государственного регулирования земельных отношений и отсутствие целенаправленности их реформирования обострили природно-ресурсные проблемы обеспечения устойчивого развития государства и его регионов, в частности, это связано с ухудшение состояния почв. Решение этих вопросов, во многих случаях, сдерживается ненадлежащей методологической основой совершенствования государственной политики регулирования земельных отношений. Теоретическим и прикладным проблемам по определению сущности государственной политики и государственного регулирования в различных сферах деятельности посвящен ряд исследований ученых: В.Б. Аверьянова, А.Л. Валевского, М.Х. Корецкого, В.В. Микитенко, В.А. Ребкало, Л.В. Сморгунова, В.В. Тертички и др.
Относительно детального описания мероприятий и технологии реализации государственной политики регулирования земельных отношений в научной литературе представлены разработки: В.И. Андрейцева, М.М. Бахуринский, В.А. Боклаг, М.В. Бочкова, М.П. Бутко, А.Н. Гарнага, Б. Данилишина, А.С. Даниленко, Д.С. Добряка, Б.В. Ерофеева, А.И. Крысак, В.В. Лобанова, А. Мартина, А.М. Мирошниченко, Л.Я. Новаковского, В.В. Носика, А.А. Погребного, А.Л. Помаз-Пономаренко, А.М. Третьяка, М.М. Федорова, О.В. Ходакивской, И. Шарого, М.В. Левши и др.
Значительный вклад в плоскости совершенствования структуры и содержании механизма государственного управления в целом, и рационализации использования земельных ресурсов страны в частности, сделали такие ученые-экономисты: В.А. Голян, А.Е. Евграфов, Ш.И. Ибатуллин, А.В. Сакаль, А.В. Степенко, А.М. Третьяк, Р.В. Триполиць, В.Н. Хлистун, Е.В. Хлобыстов и др. Однако, пока существует острая потребность в проведении системного исследования научно-прикладных основ формирования и реализации эффективной государственной политики регулирования земельных отношений в России.
Целью работы является анализ реализации государственной политики в сфере земельных отношений.
В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи исследования:
изучить историю возникновения и развития земельных отношений;
рассмотреть зарубежный опыт реализации государственной политики в сфере земельных отношений;
изучить нормативно-правовую основу государственного регулирования земельных отношений в РФ;
Рассмотреть проблемы развития земельных отношений в рф на современном этапе.
Объектом исследования являются процессы государственного управления земельными отношениями в России на современном этапе ее развития.
Предмет исследования – теоретические, методические и прикладные основы формирования и реализации государственной политики регулирования земельных отношений в России системно-универсального типа и практические рекомендации по их внедрению в практику управления.
Теоретической и методологической основой работы являются фундаментальные положения экономической теории и теории государственного управления, научные достижения отечественных и зарубежных ученых в сфере государственного управления, экономического развития национальной природоохранной системы и государственного регулирования развития земельных отношений.
Методы исследования. В работе использована совокупность методов: общенаучные методы анализа и синтеза, сравнительный анализ, формализации, системно-аналитический.
Для написания работы была использована научно-практическая и специализированная литература, освещающая данный вопрос, периодические издания и специализированные печатные издания, монографии и материалы Интернета.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
1.1. Становление и развития земельных отношений
Следует подчеркнуть, что в отличие от скоропалительных современных новаций крестьянская реформа 1861 г. готовилась годами. Губернские коми¬теты готовили проекты реформы, они поступали в Главный комитет, в кото¬ром 17 февраля 1859 г. были созданы редакционные комиссии (до провоз¬глашения царского манифеста об освобождении крестьян оставалось еще 3 года). Были выработаны особые положения для великороссийских губерний, малороссийских (юго-западных) и западных губерний. Следует отметить особую тщательность проработки всех положений реформы 1861 г. В последние годы многие авторы проводят аналогии между современными земельными преобразованиями и столыпинской аграрной реформой. Обе эти реформы решали проблему перехода к частной собственности на землю: столыпинская реформа - от общинного землевладения, современная - от государственной собственности и коллективного землепользования. Социально-экономические преобразования 1990-х гг. были основаны на идее приватизации основных средств производства, в том числе и земли. Можно утверждать, что изначально не была учтена специфика земли как особого объекта собственности, приватизация которого требует длительного времени на межевание, установление границ, а не просто решения технических и юридических вопросов [30, c.1-5]. Пожалуй, в этой связи уместно напомнить суждения главы Временного правительства А.Ф. Керенского, который, оценивая аграрные преобразования своего периода, подчеркивал: «Грандиозная земельная реформа, небывалая еще в истории человечества и подлежащая осуществлению на всем гигантском просторе Российского государства, не могла быть осуществлена не только в шесть месяцев, но и в шесть лет. Всякая поспешность, всякое нервничанье под давлением разожженных демагогией аппетитов привели бы лишь к такому земельному хаосу, в котором потом десятки лет нельзя было бы разобраться». С тех пор прошли десятилетия, а наши реформаторы все еще торопятся обогнать время.
Историки отмечают, что работы по землеустройству при проведении столыпинской реформы оплачивало государство. На землеустройство было израсходовано 134,5 млн руб., на переселение - 162 млн руб., на агро¬номическую помощь земства отдали более 66 млн руб., правительственные ссуды крестьянам составили почти 33 млн руб. В современной России лишь спустя почти два десятилетия с начала реформирования земельных отношений чиновники задумались о компенсации государством части затрат на выполнение землеустроительных работ. Причем, если при про¬ведении столыпинской реформы эти работы выполнялись в полном объеме за счет бюджетных средств, то сегодня речь идет о возмещении лишь поло¬вины затрат [30, c.1-5].
Следует отметить, что особую роль земельных банков в реализации основных положений реформ – крестьянской 1861 г. и столыпинской. Дворянский земельный банк, созданный в 1885 г., принимал землю в залог и покупал ее у дворян, а через Крестьянский поземельный банк эта земля распродавалась крестьянам. В больших объемах осуществлялось ипотечное кредитование. Банки занимались землеустройством продаваемых земель в виде хуторов и отрубов, сдавали землю в аренду, предоставляли ссуды на покупку земли сельским обществам, товариществам, отдельным домохо¬зяевам, позже - крестьянам. Можно сделать вывод, что ипотечные банки в истории России сыграли важную роль, активизируя оборот земли, формируя новые земельные отношения. Они являлись важнейшим институтом в сложной системе трансформации землевладения и землепользования. В современной системе земельных отношений банки за весь период реформирования не смогли оказать заметного влияния на формирование земельного рынка, исторический опыт отечественной ипотечной деятельнос¬ти остался невостребованным. Отметим, что столыпинскую и современную аграрные реформы внешне роднит единство поставленной цели: Столыпин
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным референдумом 12 декабря 1993 г. (с изм. и доп. от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ) // Рос. газ. 1993. 25 дек. № 237; СЗ РФ. 03.03.2014. N 9. Ст. 851.
2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 29.10.2001, № 44, ст. 4147.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 31.01.2016) // Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, № 32, ст. 3301.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 1 (Ч. 1). Ст. 1; 2014. № 30 (Ч. I). Ст. 4211.
5. Анисимов А.П. Земельное право: [Текст] / Учебник / А.П. Анисимов [и др.]. – М.: Юрайт, 2016. – 240 c.
6. Анисимов А.П. Земельное право России: [Текст] / Учебник / А.П. Анисимов [и др.]. – 5-е изд. – М.: Издательство Юрайт, 2017. — 333 с.
7. Амосов А.Ю., Пасемко Г.П. Содержание и субъекты государственного регулирования аграрных отношений [Текст]: А. Ю. Амосов, Г.П. Пасемко // Актуальные проблемы государственного управления: сб. наук. пр. – 2012. – № 1. – С. 10-17
8. Афендикова Н.А. Противодействие рейдерству на рынке земли в контексте обеспечения экономической безопасности национальной экономики [Текст] : Н. А. Афендикова // Агромир. – 2015. – № 13. – С. 28-32.
9. Богатырчук-Кривко С. Эколого-экономический механизм управления земельными ресурсами в сельском хозяйстве [Текст] : С. Богатырчук-Кривко // Землеустроительный вестник. – 2014. – № 12. – С. 39-42.
10. Боголюбова С.А. Земельное право [Текст] : Учебник / С.А. Боголюбова. – 6-е изд., перераб и доп. – М.: Юрайт. – 2015. – 235 с.
11. Боголюбов С.А., Бринчук М.М., Ведышева Н.О.. Аграрное право [Текст] : Учебник / [C.А. Боголюбов и др.], [ред. М.И. Палладиной, Н.Г. Жаворонковой]. – М: Проспект, 2011. – 432 с.
12. Болтанова Е.С. Правовое регулирование принудительного отчуждения недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд [Текст] : Е.С. Болтанова // Имущественные отношения в Российской Федерации. – 2015. – № 6. – С. 6-15.
13. Болтанова Е.С. Земельное право [Текст] : Учебник / Е.С. Болтанова. – М.: Дрофа, 2017. – 448 c.
14. Бочков Н.В. История земельных отношений и землеустройства [Текст] : Учебник / В. Бочков. – М.: Сельхозгиз, 1956. – 247 с.
15. Варламов А.А. Земельный кадастр. Том 2. Управление земельными ресурсами [Текст] : в 2-х томах: Учебник / А.А. Варламов. – М.: Колос, 2004. - 528с.
16. Винокуров А.Ю. Экологическое право [Текст] : Учебник / А.Ю. Винокуров, [и др.]. – Москва: Машиностроение, 2016. – 668c.
17. Волков С.Н. Землеустройство. Землеустройство за рубежом. Том 7 [Текст] : в 9-ти томах: Учебник / С.Н. Волков. – М.: Колос, 2005. – 425с.
18. Гериханов С.С. Земельная реформа на современном этапе [Текст] : С.С. Гериханов // Молодой ученый. – 2017. – №4. – С. 587-590.
19. Гнаткович А.Д. Государственное регулирование эффективного землепользования сельскохозяйственных предприятий [Текст] : А.Д. Гнаткович // Агромир. – 2013. – № 2. – С. 2-5.
20. Гончарова И.Ю., Батог О.В. Совершенствование управления земельными ресурсами [Текст] : И.Ю. Гончарова, О.В. Батог // Инновационные научные исследования в гуманитарных, естественных, технических и общественных науках. Методология, теория, практика. – 2014. – №4. – С. 82-85.
21. Государственное и муниципальное управление собственностью [Текст] : Учебник / П.В. Кухтин, А.Б. Моттаева. – М.: Мир науки, 2014. – 143 с.
22. Доклад о состоянии и использовании земель в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре в 2019 году [Текст] : Документ. – Ханты-Мансийск, 2017. – 98с.
23. Дорош И., Дорош А. Методологические подходы формирования рынка аренды земель сельскохозяйственного назначения [Текст] : И. Дорош, А. Дорош // Землеустроительный вестник. – 2015. – № 7. – С. 23-27.
24. Дугина Т.А. Развитие земельных отношений в сельском хозяйстве России [Текст] : Т.А. Дугина // Российское предпринимательство. – 2014. –№2 (248). – С.78-85.
25. Дугина Т.А. Проблемы развития земельных отношений в сельском хозяйстве России [Текст] : Т.А. Дугина // Концепт. – 2015. – №21. – С.1-5.
26. Ерофеев Б.В. Экологическое право [Текст] : Учебник / Б.В. Ерофеев. – М.: Юрайт, 2017. – 430 c.
27. Ерофеев Б. В. Земельное право [Текст] : Учебник / Б.В. Ерофеев, [ред. Г.В. Чубукова. – М.: Новый юрист, 2015. – 554 с
28. Ерофеев Б.В. Экологическое право России [Текст] : Учебник / Б.В. Ерофеев. – М.: ПолиграфОпт, 2017. – 752 c.
29. Землеустройство [Текст] : Учебник / С.Н. Волков. – М.: ГУЗ, 2013. – 992 с.
30. Зинковская А. Мораторий на земли сельхозназначения. Целесообразно его отменять? [Текст] : А. Зинковская // Землеустроительный вестник. – 2014. – № 11. – С. 12-15.
31. Изменение редакции Земельного кодекса с 1 января 2017 года [Текст] : [Электронный ресурс] / Материалы сайта PPT.ru. – Режим доступа:http://ppt.ru/news/137903 (дата обращения: 20.01.2018)
32. Каминский В.Ф. Стратегия оптимизации использования земельных ресурсов в агропромышленном производстве России в контексте мирового устойчивого развития [Текст] : В.Ф. Каминский, В.Ф. Сайко // Вестник аграрной науки. – 2014. – № 3. – С. 5-10.
33. Корытник М. Государственное регулирование арендных отношений земель сельскохозяйственного назначения [Текст] : М. Корытник // Землеустроительный вестник. – 2019. – № 4. – С. 27-31.
34. Крысак А.И. Опыт регулирования земельных отношений в странах зарубежья [Текст] : А. И. Крысак // Экономический форум. – 2013. – № 2. – С. 15-19.
35. Крысак А.И. Эффективность институциональных сдвигов и социальной направленности в системе регулирования земельных отношений: сельскохозяйственный формат [Текст] : А.И. Крысак // Агромир. – 2015. – №18. – С. 23-29.
36. Кудрявцева Л.В. Проблемы правового регулирования государственной и муниципальной собственности на территории федерального курорта [Текст] : Л.В. Кудрявцева //Инновационная наука. – 2015. – Т.1. – №3. – С.217-220.
37. Кузнецов В.В. Земельные отношения в аграрном секторе экономики в условиях реформы [Текст] : Учебник / В.В. Кузнецов. – М.: Мини-Тайп, 2019. – 278c.
38. Лановой В. Государство без земли не существует [Текст] : В. Лановой // Землеустроительный вестник. – 2018. – № 12. – С. 4-8.
39. Мерзляк А.В., Макеева Л.Н. Зарубежный опыт государственного управления землями сельскохозяйственного назначения [Текст] : А.В. Мерзляк, Л.Н. Макеева // Вестник государственного и муниципального управления. – 2013. – №1. – С.134-140.
40. Мисевич М.А. Использование земельных ресурсов как фактор обеспечения потенциальной конкурентоспособности высокотоварных сельскохозяйственных предприятий [Текст] : М.А. Мисевич // Агромир. – 2015. – № 24. – С. 15-19.
41. Мишина З.А. Зарубежный опыт в области земельных отношений [Текст] : З.А. Мишина // Вестник НГИЭИ. – 2017. – №1 (2). – С.107-116.
42. Назаренко Н.Ф. Правовой помощник дачника [Текст] : Справочник / Н.Ф. Назаренко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2017. – 173 с.
43. Особенности управления муниципальными земельными ресурсами [Текст] : Е.Н. Шувалов // Имущественные отношения в РФ. – 2013. – №4. С.90-93.
44. Павленко Н.Е. Экономический механизм эффективного развития сельского хозяйства [Текст] : Монография / Н. Е. Павленко. – Белгород: Белгородская областная типография, 2019. – 512 с.
45. Переход стран Центрально-Восточной Европы от социализма к капитализму: особенности и результаты [Текст] : Сборник статей // [ред. С.П. Глинкиной, Н.В. Куликовой]. – М.: Институт экономики РАН, 2019. – 332 с.
46. Попов Н.А., Попова Т.Н., Степанников В.А. Регулирование земельных отношений в сельском хозяйстве в России и за рубежом [Текст] : Н.А. Попов [и др.] // Вестник РУДН. Серия: Агрономия и животноводство. – 2008. – №1. –С.28-37.
47. Потапова А.А. Экологическое право [Текст] : Конспект лекций / А.А. Потапова. – М.: Проспект, 2019. – 128 c.
48. Результаты мониторинга земельных отношений в России 2019-2015 [Текст] : //Землеустроительный вестник. – 2019. – № 6. – С. 14-20.
49. Седов А.А. Организационно-экономический механизм использования земельных ресурсов сельскохозяйственных предприятий [Текст] : А. Седов // Землеустройство и кадастр. – 2018. – № 3. – С. 63-73.