Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Идея создания в России мегарегулятора финансовых рынков не нова.
Первые государства, которые ввели у себя консолидированный надзор над финансовыми рын-ками, сделали это еще в 80-х, 90-х годах прошлого столетия.
Сейчас мегарегуляторы, хотя и в различных формах, функционируют более чем в 50 странах. Норвегия (1986), Япония (1998), Венгрия (1996), и др.
Мировой опыт показывает, что часть мегарегуляторов создается на компактных рынках неболь-ших стран. А также, большей частью функции мегарегуляторов ограничены только надзором за финансовым сектором. В США, например, несколько контролеров финансового сектора. Ни один из них не входит в структуру правительства, а отрасль страхования вообще не имеет федераль-ного регулятора.
Вопрос создания мегарегулятора в России начал обсуждаться уже очень давно. Впервые эта идея была предложена в конце 1999 г. компанией “Cadogan Financial”.
В ноябре 2003 года создание мегарегулятора обсуждалось на заседании правительства, по ито-гам которого Минфину, Минэкономразвития и другим ведомствам было поручено "представить свои предложения" по этому вопросу.
В марте 2004 года первым шагом по реализации данной инициативы стало создание Федераль-ной службы по финансовым рынкам (ФСФР). Она получила в наследство от предшественницы контроль и лицензирование профучастников фондового рынка и контроль над соблюдением законодательства о ценных бумагах, от Минфина - контроль и надзор за инвестированием пен-сионных накоплений, а от антимонопольного ведомства - контроль над биржами. Предполага-лось, что мегарегулятор сформируют на ее основе как коллегиальный и независимый орган.
В 2005 году концепция создания мегарегулятора была официально выдвинута ФСФР в проекте "Стратегии развития финансового рынка на 2006-2008 годы". В феврале 2006 года правительство утвердила основные принципы стратегии, однако идея независимости регулятора от исполни-тельной власти была отвергнута, также как и передача, ему контроля над банками. К маю сле-дующего года из-за противоречий в правительстве процесс обсуждения был практически оста-новлен, а главный лоббист создания мегарегулятора- глава ФСФР Олег Вьюгин - ушел в отставку.
В апреле 2009 года эту тему вновь поднял помощник президента Аркадий Дворкович, заявивший о целесообразности создания такого института. В сентябре свой законопроект о создании мега-регулятора как саморегулируемой организации участников рынка внесли в Госдуму депутаты партии Справедливая Россия, однако поддержки он не получил.
В середине декабря 2010 года Минфин обнародовал проект указа президента, предусматрива-ющий создание мегарегулятора на базе подконтрольного главе государства Росстрахнадзора путем присоединения к нему подчиненной практически правительству ФСФР. В момент конце исследователей месяца, после числе совещания у президента Дмитрия продо Медведева рын-ком, концепция поменялась мегарегулятор - предлагалось упразднить уже создания Росстрах-надзор различными и передать его функции преобразование ФСФР. Что и было предпринято в железной дальнейшем числе.
4 марта 2011 управление года Дмитрий надзора Медведев право подписал указ "О осуществле-нием мерах по совершенствованию государственного сокращению регулирования прослежива-ется в сфере финансового если рынка", предусматривающий исполнительной создание преиму-ществ мегарегулятора на базе фсфр ФСФР. Идея создания сматриваемой мегарегулятора жизнь вернула себе ности актуальность по итогам кроме двух индустрии правительственных вкладчи-ков совещаний в конце августа ториальные 2012 сейчас года - у помощника затем президента Эльвиры известного Набиуллиной осуществляют и у первого вице-премьера такое Игоря Шува-лова, где обсуждались процесса вопросы тому о наделении ФСФР однако полномочиями по раз-работке норвыполняемых мативных палатой актов и расширении второй власти службы по ре-гулированию устано негосуда признаваемыхрственных пенсионных рынка фондов.
Однако уже на отечественным совещании также у господина Шувалова особенностью обсужда-лось выделение для реализации этого новых сового полномочий 400 новых выступала сотрудни-ков и дополнивлияние тельного различными финансирования, что вылилось в вариантов более широкий проект - вызывает создание функции единого надзорного россии органа за всеми необ-ходима участниками контроль финансового рынка на норм базе Банка России.
С 1 оставляя сентября нансируя 2013 года ранее полномочия Федеральной ступлении службы признаваемых по финансовым мегарегулятор рынкам по регулированию, контролю и особенно-стью надзору развития в сфере финансовых центрального рынков переданы осуществляют Банку финансовый России. С этого дня циями Центральный банк РФ становится составе мегарегулято-ром лирования финансовых рынков работу страны. Присоединение тяжесть ФСФР перь России к Банку России однако является последовательным шагом в ности рамках практика стратегии раз-вития мегарегулятора российского финансового четен рынка модернизации и создания на базе сейчас Москвы мирового финансового нансового центра обеспечен (МФЦ) по аналогии объектов с Лондоном, Нью-Йорком, Токио, великобритании Франкфуртом-на-Майне мегарегулятор, Па-рижом, Гонконгом.
конце Глава 1 Понятие мегарегулятора ными финансового таким рынка
1.1 Преимущества заменены и недостатки финансового
мегарегулятора мегарегул деятельнятора
Мегарегулятор - это банка орган, регулирующий отношения в тому определенных который сфе-рах деятельности надзора, например финансовой. расположенных Финансовый совершить ме-гарегулятор - орган наделением осуществляющий контроль и регулирование круг денежно га-регулятора- кредитной системы этого страны.
В мировой тельную практике развитию регулирования финансовых достоверностью рынков сложились разные совершить модели движемся надзора и при этом является нельзя сказать, что печить доводы предполагал в отношении преимуществ той или железной иной модели являют-ся принятый весомыми уровне. Более того норм, сама практика лучил регулирования ходе не дает веских стративной доказательств того, что мегарегулятор прав является осуществлять луч-шей или оптимальной ставляется формой надзора за тяжесть финансовыми создания института-ми. По итогам ковской открытого заседания правительства РФ ральных было базе принято ре-шение накоплений создания финансового банке регулятора нему на основе Центрального рам-ках Банка, путем присоединения к однако нему рена ФСФР. Данная центрального реформа имеет как развитию преимущ управлениеества, так и недостатки, вынедостаточное яснение ко-торых является фсфр очень уровне важным на этапе участников становления данного жизнь проекта хотела. Кроме того, были встает вопрос относительно оргатроля низационной минфину структуры данного смотря органа.
Преимущества:
1. смотря Сначала федеральных следует сказать об весьма исключении дублирования некото-рых выполнения функций протяжении, до этого выполняемых палатой сразу двумя ного ведом-ствами рынка. При нынешней системе управление распределения полномочий между тельно-стью различными ральной регулирующими органами итогам функции одних функции органов функции налагаются на функции результате других органов, каждый из них хочет функций кон-тролировать продо определенную часть именуется рынка, возникает изструктуры быточное нансовой регулирование.
2. Современной таких тенденцией стало размытие изменения границ отдельно отделяющих банки правовых от профучастников. Считается, что кого постепенно надзор будут созданы сового финансовые конгломераты и их будет россии проще формировании регулировать.
3. Единый процесса, объединенный и независимый пает орган разных регулирования не только некоторыми позволит создать более власти последовательную затем и более простую страхо-вые нормативную агентств базу осуществляющих.
4. Мегарегулятор станет если органом способным объединить все отношений данные постепен-но о финансовых организациях нении, что будет способствовать постепенно более власти эф-фективному выявлению финансового системных рисков.
5. Мегарегулятор миссий призван пути сочетать в себе перечни как правоустанавливающую, так и правоприменяющую право функции финансовых, что делает процесс отличие подготовки и внедрения новых хотела норм ранее более гибким централизации, быстрым и отвечающим прав интересам принятия рынка.
6. Мегарегулятор полном может лучше обобщать модернизации потоки ранее информации и обеспечить результатах их конфиденциальность, так как оборот являясь информации оставляя происходит не между кроме несколькими организациями, а внутри вкладчиков одной грацией организации. В связи жизнь с этим уменьшается вого опасность дарственных утечки информа-ции, ее жится незаконного разглашения.
Недостатки:
1.управление Слияние банк ведомств, с некоторой системе вероятностью может связи вызвать нении ослабление надзор регулирования отдельных участков вкладчиков рынка тральные.
2. Создание финансовых выдача конгломератов уменьшит таким конкуренцию пути и оттеснит с рынка контроля мелких участников
3. Чрезмерная выполнения унификация рода регулирования финансовых принятый организаций разных жится видов специальным. Регулирование банковского болдырев сектора и рынка цен-ных рынке бумаг фсфр имеет свои преодолена особенности, поэтому выработке требует надзо-ра разных подходов внимание регулирования.
4. Не смотря на то, что выявить рассматривать системные после риски будет служб проще, по-тресбрфр буется также немало времени, чально чтобы научиться их эффективно филиалом устранять болдырев. Рассеивая внимание рейдет на разные объекты тексту регулирования чис-ле, появляется вероятность регуляторов упустить что-либо или совершить функции ошибку кого.
Поэтому можно рынке говорить о том, что данный свое проект рамках имеет достаточные фи-нансовый основания для его реализации, хотя при программы имеющихся вающему рисках сложно округам говорить о необходимости брокерской столь практически дорогостоящей ре-формы.
движемся Отдельно можно выделить которого преимущества имеющихся и недостатки оцени-вая финансовых создание мегарегулятора на другой базе уменьшается ЦБ.
Преимущества:
1. Особенностью ЦБ стой является его самофинансирование, это обеспечит федеральных более самым высокую оплату средств труда, наличие рейдет большего владельцем количества ресур-сов, а дарственных также снизит нагрузку на банк бюджет статусе.
2. Создание мегарегулятора запросы на базе ЦБ означает, что лицо данная первый организация будет менений обладать высокой степенью выбрали независимости этот от органов власти ского и самих объектов мегарегулятор регулирования тральные.
3. Деятельность мегарегулятора надзора легче анализировать.
4. Подписание осуществлять меморандума государства IOSCO - Международная ности организа-ция комиссий по вкладчиков ценным банк бумагам, вступление в этот данную организацию бу-дет споного собствовать первый сотрудничеству с регуляторами прав из других стран.
контролю Недостатки ковской:
1. Усиление конфликта федерации интересов в ЦБ РФ, связанного с
Фрагмент для ознакомления
3
1. Болдырев Ю. О бочках меда и ложках дегтя. М.: Крымский мост-9Д, Форум. 2012. 432 с.
2. Глазьев С. Ю. Уроки очередной революции: крах либеральной утопии и шанс на «экономиче-ское чудо». М.: Экономическая газета. 2012. 576 с.
3. Катасонов В. Ю. О техническом осмотре автомобилей и мировой диктатуре банков. URL: http:// ruskline. ru/author/k/katasonov_valentin_yurevich (дата обращения: 28.08.2013).
4. Королева А. Кредиторы заменят государство. URL: http://expert. ru/2013/06/7/kreditoryi-zamenyat-gosudarstvo/?n=87778 (дата обращения: 25.08.2013).
5. Миркин Я. М. Рынок ценных бумаг России: воздействие фундаментальных факторов, прогноз и политика развития. М. : Альпина Паблишер. 2012. 624 с.
6. Петров И. Регулятор сказал свое слово. URL: http:// http://www. km. ru/economics/2013/09/04/ tsentrobank-rf/719840-regulyator-skazal-svoe-slovo (дата обращения: 08.09.2013)
7. КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru
9. www/cyberleninka.ru/article/n/ob-osnovnyh-napravleniyah-edinoy-gosudarstvennoy-denezhno-kreditnoy-politiki-rossii-na-blizhayshie-tri-goda-mnenie-ekspertov
10. www.cbr.ru/DKP/
11. Российская экономика в 2012 г.: тенденции и перспективы (Вып. 34). М.: Институт Гайдара, 2013
12. www.dissercat.com/content/metody-i-instrumenty-denezhno-kreditnoi-politiki-banka-rossii-v-sovremennykh-usloviyakh
13. Н.М.Розанова. Учебная литература, Банковское дело. Бакалавр и магистр. Академический курс. 2016
14. Фетисов Г. Монетарная политика России: цели, инструменты и правила // Вопросы экономи-ки. 2012. - № 11.
15. Соколов Ю.А.Организация денежно -кредитного регулирования: учеб. посо-бие/Ю.А.Соколов, С.Е.Дубова, А.С.Кутузова.- М.: ФЛИН-ТА:НОУ ВПО «МПСИ»,2011 .-264с
16. www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37570/
17. Горюнов, Е. Денежно-кредитная политика Банка России: стратегия и тактика / Е. Горюнов, С. Дробышевский, П. Трунин // Вопросы экономики. — № 4. — 2015. С. 53–58.
18. Андрюшин, С.А., Кузнецова, В.В. О некоторых вопросах современной денежно-кредитной политики / С.А. Андрюшин, В.В. Кузнецова // Банки и бизнес. 2013. № 6.
19. www.cbr.ru/today/?PrtId=bankstatus
20. www.cbr.ru/analytics/?prtid=na_vr
21 www.cbr.ru/today/?prtid=dir
22. www.cbr.ru/today/?PrtId=bankstatus
23. www.cbr.ru/DKP/ondkp/on_2015%282016-2017%29.pdf