Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы заключается в том, что в современной российской юридической науке приобретают актуальность исследования правовой политики как деятельности, предшествующей правотворчеству. С учетом того, что главным субъектом правовой политики выступает государство, она (политика) предопределяет развитие правовой мысли. Кроме того, к субъектам правовой политики можно отнести органы местного самоуправления и граждан, которые наделены соответствующими правами.
Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с правовой политикой.
Предметом данной работы являются нормы действующего законодательства, регламентирующие правовую политику, практика их применения, а так же научная и учебная литература по теме работы.
Целью настоящей работы является изучение правовой политики, ее понятие, значение и признаки.
Задачами работы ставится:
• Рассмотреть право, политику, правовую политику;
• Исследовать практические аспекты соотношения права и политики на примере социальной политики государства;
• Выявить проблемы соотношения государственной идиологичекой политики и права;
• Проанализировать проблемы соотношения права и политики в субъектах РФ.
Эмпирическая основа работы - источники, выделенные по критериям общности происхождения, содержания и назначения текста.
В работе применяются общие и частные методы исследования, в том числе описательный, историко-юридический, системно-правовой, формально-юридический, метод сравнительного анализа.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
1. Основные понятия и соотношения права и политики
1.1. Право, политика, правовая политика
Как известно, правовая политика по своему существу и содержанию весьма разнообразна. Здесь нет нужды анализировать природу правовой политики, ее направления и формы, поскольку они вполне удовлетворительно представлены в современной политической и юридической литературе, и мы придерживаемся в полной мере всех основных положений сложившейся теории на сей счет. Наша задача - дать характеристику правовой политики лишь в строго определенном в данном исследовании направлении.
Правовая политика имеет множество сфер осуществления. В интересующем нас функциональном аспекте, ее можно определить как единство конституционной, уголовно-правовой и административно-правовой политики. Существо правовой политики государства в области правоохранительной деятельности состоит в том, чтобы, с одной стороны, привести в единство правовые и неправовые средства осуществления функций полиции, а с другой стороны - привести в единство прежде всего административно-правовое обеспечение деятельности полиции с конституционно-правовыми основами жизни государства.
Правоохрана, как известно, является одним из базовых направлений деятельности государства. Правоохрана, осуществляемая на правовой основе, - один из первостепенных признаков правового государства.
Правовая политика представляет собой прежде всего деятельность государства по созданию и обоснованию наиболее действенных механизмов правового регулирования, по согласованию правовых средств в реализации своих стратегических (программных, масштабных) целей. При этом центральной задачей является создание таких правовых механизмов, которые бы в равной степени способствовали достижению не только государственных, но и общественных целей и интересов.
Система политико-правовых идей и принципов является доктринальной основой правовой политики государства. Они служат обоснованию использования всего многообразия существующих правовых механизмов и формирования новых механизмов, отвечающих насущным требованиям организации и оптимизации деятельности государства и жизни общества. Важный момент в характеристике современной правовой политики государства в сфере правоохранительной деятельности - рассмотрение ее содержания и принципов как результата исторического развития Российского государства. Правовая политика была нужна и обнаруживается на всех исторических этапах существования России.
Охарактеризуем отечественную правовую политику в исторической динамике, опираясь на один из сформулированных принципов: знание о предмете всегда включает в «свернутом виде» информацию о его предшествующих состояниях. Основой для сравнительного анализа и установления элементов преемственности в правовой политике, присущей российскому государству на каждом из трех этапов его истории - имперском, советском и постсоветском, - избираем следующие наиболее важные и объясняющие особенности конкретной правовой политики характеристики:
1) место правовой политики в конфигурации форм государственной политики;
2) соотношение текущей и перспективной политики;
3) взаимодействие с обществом;
4) центральная задача правовой политики;
5) количественные показатели, отражающие уровень преступности и состояние порядка в стране;
6) уровень и состояние органов полиции;
7) функциональные приоритеты в деятельности полиции.
Мы ограничимся здесь только кратким описанием правовой политики по первым четырем параметрам. Три последних параметра, скорее, характеризуют сами правоохранительные органы, действовавшие в каждом из выделенных исторических этапов, т.е. к характеристике правовой политики имеют косвенное отношение; это факторы, важные для понимания особенностей содержания правовой политики на каждом этапе.
Характеризуя в общем плане правовую политику, существовавшую в Российской империи, отметим следующее.
Во-первых, правовую политику этого периода отличает ее второстепенность (сопутственность) в сравнении с государственнической самодержавной и религиозно-церковной политикой.
Во-вторых, отличительным признаком правовой политики являлась ее ограниченность исключительно текущей политикой, неразвитость и, в сущности, невостребованность и непрактичность перспективной политики.
В-третьих, взаимодействие с обществом в осуществлении правовой политики осуществлялось не непосредственно, а с помощью церкви. Но как таковой данный элемент в доктрине правовой политики отсутствовал.
В-четвертых, организационная и содержательно-правовая составляющие в правовой политике являлись относительно самостоятельными. Основной же линией, задачей, характеризующей правовую политику этого периода, являлась правореализация.
Характеризуя в общих чертах правовую политику, осуществлявшуюся в советский период, отметим следующее.
Во-первых, для правовой политики государства данного периода характерна ее второстепенность в сравнении с государственнической социалистической политикой и политикой в области идеологии. Надо сказать, что политика в области идеологии носила не правовую, а отчетливую политико-нравственную акцентированность. Вообще на право не возлагались решающие задачи.
Во-вторых, в силу сказанного о роли, которая в данный период отводилась праву, следует указать на преобладание в ней общеустановочных, перспективирующих начал; она имела явно выраженный доктринальный характер.
В-третьих, взаимодействие государства и общества имело принципиальную важность, а потому отмечается всемерная активизация общественных формирований в поддержании общественного порядка и противодействии правонарушениям, в привлечении общественности к правосудной и профилактической деятельности. По нашему мнению, такая установка правовой политики дала наибольший эффект в сравнении как с предшествующим, так и с последующим периодом. Полагаем, что это было существенным успехом в осуществлении правовой политики советского государства.
В-четвертых, организационная и содержательно-правовая стороны правовой политики предстают как реально взаимосвязанные. При этом основной линией правовой политики государства являлась организационная.
Характеризуя правовую политику, сформировавшуюся в постсоветский период, отметим следующее.
Во-первых, роль права и, соответственно, правовой политики существенно возросли в контексте установки на построение правового и социального государства и на право как на эффективный инструмент управления. Тем самым можно констатировать, что первостепенная направленность на демократизацию государства гармонизирована с установкой на расширение сфер действия права. Иными словами, значимость правовой политики в определении и осуществлении государственных задач существенно возросла.
Во-вторых, в связи с увеличением динамики современной государственной и общественной жизни и превращением правовых механизмов и средств в действительный инструментарий государственного управления и самоорганизующихся процессов в обществе доля и значимость
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
2. Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» // Собрание законодательства РФ, 29.09.1997, N 39, ст. 4465.
3. Абдулаев, М.И. Теория государства и права / М.И. Абдулаев. - М.: Право, 2018. - 244 c.
4. Акимова Н.В. Государственная идеология как неотъемлемый элемент современной правовой политики, осуществляемой в отношении криминальной сферы российского общества // Государственная власть и местное самоуправление. 2018. N 9. С. 15.
5. Бавсун М.В. Уголовно-правовое воздействие: идеология, цели и средства реализации: Дис. ... д-ра юрид. наук. Омск, 2013. С. 168.
6. Бойко А.И. Геополитика, идеология, преступность, правоохранительная деятельность // Северо-Кавказский юридический вестник. 2012. N 4. С. 101.
7. Гаген С.Я. Византийское правосознание IV - XV вв. М., 2012. С. 62.
8. Грищенко А.Н. Правовая политика в области правоохранительной деятельности и функции полиции // Российская юстиция. 2018. N 5. С. 6.
9. Землянская Н.И. Некоторые теоретические и законодательные аспекты финансово-правовой политики Российского государства // Налоги. 2016. N 2. С. 17.
10. Массовые репрессии в Алтайском крае. 1937 - 1938 гг. Барнаул: Алтайский полиграфический комбинат, 2015. С. 92.
11. Нарышева Н.Г. Государственная политика и правовое регулирование // Экологическое право. 2016. N 3. С. 35.
12. Никитин М.В., Мелехин О.Ю. Принципы государственной политики // Медицинское право. 2018. N 5. С. 51.
13. Общая теория государства и права. Академический курс в 3 томах. Том 2. Учебник. - М.: Зерцало-М, 2017. - 528 c.
14. Перевалов, В. Д. Теория государства и права / В.Д. Перевалов. - М.: Юрайт, Юрайт, 2018. - 384 c.
15. Петров С.В. Уголовный закон России: современное состояние и перспективы развития // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2014. N 1 (25). С. 338 - 339.
16. Пляйс Я.А. Политология в контексте переходной эпохи в России. М., 2010. С. 325.
17. Рассказов, Л. П. Теория государства и права / Л.П. Рассказов. - М.: РИОР, 2017. Соловьева Н.В. Информационно-правовые аспекты обеспечения национальной политики России // Информационное право. 2018. N 2. С. 24.
18. Скачкова Г.С. Социальная политика Российского государства и трудовое законодательство // Трудовое право в России и за рубежом. 2017. N 4. С. 3.
19. Сорокин В.В., Кутявина М.Н. Проблемы правовой политики в субъектах Российской Федерации: концептуальные вопросы // Государственная власть и местное самоуправление. 2018. N 4. С. 23.
20. Социальная политика государства: Учебное пособие / И.Г. Тарент, С.А. Юдников. 3-е изд., перераб. Ногинск: Ногинский филиал РАНХиГС, 2014. 118 с.
21. Филиппов А.Н. О юридической технике в правотворчестве органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления // Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. 2010. N 1. С. 16.