Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Сбалансированность и устойчивость бюджетной системы федеративного государства во многом определяется особенностями формирования доходной базы бюджетов территориальных образований и степени их поляризации. Величина разрыва в составе и структуре доходной базы региональных бюджетов, имеющих выраженную реципиентную специфику, их количество и применяемые механизмы выравнивания бюджетной обеспеченности оказывают фундаментальное воздействие на перспективу развития и стабильности всей бюджетной системы страны. В условиях высокой социально-экономической дифференциации мезоуровня России и его финансовой асимметрии, вопрос обеспечения стабильными доходными источниками соответствующих уровней бюджетов для стабильного финансирования расходных обязательств территорий приобретает особую актуальность. В свою очередь, полноценное покрытие расходов региональных бюджетов и стимулирование их финансовой автономии позволяет более эффективно планировать в будущем программы и проекты социально-экономического развития, обеспечивая развитие регионального хозяйства.
На практике бюджеты субъектов РФ в условиях депрессивности развития определенной группы регионов не располагают достаточной доходной базой для обеспечения расходных обязательств органами власти соответствующего региона страны. Таким образом, на уровне бюджетов субъектов РФ, имеющих низкий потенциал к мобилизации внутренних доходных источников, на протяжении длительного времени формируется значительный разрыв между доходной базой и расходными обязательствами. Подобные проблемы решаются с помощью механизма межбюджетного выравнивания в целях сбалансирования бюджетной системы страны за счет безвозмездной финансовой помощи в форме дотирования.
В современных условиях развития бюджетно-финансовой сферы приоритетным направлением финансовой политики становится обеспечение стабильности депрессивных и слаборазвитых регионов, имеющих длительный период времени статус дотационных и высокодотационных бюджетов субъектов страны. В сложившихся условиях возникает объективная необходимость обеспечения рационального и эффективного распределения межбюджетных трансфертов для регулирования дотационной сферы бюджетов субъектов РФ с целью повышения их финансовой автономии и обеспечения сбалансированности бюджетной системы страны. Необходимость решения проблем теоретического и практического характера регулирования устойчивости дотационных и высокодотационных бюджетов через механизм выравнивания бюджетной обеспеченности и формирования стабильной доходной базы региональных бюджетов определили актуальность и тему исследования.
Проблемам формирования доходной базы регионального разреза бюджетной системы посвящены научные труды следующих авторов: С.С. Галазовой, Л.В. Горнина, Д.Е. Кошель, В.В. Мазиной, Н.И. Малис, Е.В. Никулиной, З.К. Тавбулатовой, Т.Ш. Тиникашвили.
Цель курсовой работы заключается в оценке доходов регионального бюджета Саратовской области.
Задачи работы:
- отразить теоретические основы формирования доходов регионального бюджета;
- провести оценку доходов бюджета Саратовской области.
Объект исследования – доходы регионального бюджета.
Предмет исследования – доходов бюджета Саратовской области.
В процессе исследования использовались законодательно-нормативные акты Правительства РФ, инструкции Министерства финансов РФ, касающиеся регулирования межбюджетных отношений и механизмов выравнивания бюджетной обеспеченности, а также бюджетное законодательство. Теоретикометодологическими источниками информации стали научные труды зарубежных и отечественных авторов, посвященных исследовательской тематике и проблематике, а также периодические издания, статистические и аналитические документы Саратовской области.
В работе используются следующие методы исследования: анализ литературы по исследуемой теме, анализ нормативной правовой базы, методы корреляционного и регрессионного анализа. Информационную базу исследования составляют нормативно-правовые акты , данные федеральной службы государственной статистики.
Структура работы состоит из введения, основной части, заключения, библиографический список.
Глава 1. Теоретические основы формирования доходов регионального бюджета
1.1. Понятие и виды доходов бюджета субъекта РФ
Для того чтобы раскрыть сущность доходов регионального бюджета, необходимо изучить существующие подходы ученых в данной области знаний.
В частности Подъяблонская Л. М. считает, что доходами регионального бюджета являются поступления денежных средств на безвозмездной и безвозвратной основе в рамках действующего законодательства РФ [21, с. 90]. Ученый утверждает, что доходы бюджетов в регионе образуются в результате принудительного администрирования налогов в пользу государства. Структура региональных бюджет меняется в зависимости от сложившейся экономической ситуации как в стране, так и в самом субъекте РФ.
Любовный В.Я. дает следующее определения региональных доходам в бюджете – «средства, поступающие на безвозмездной и безвозвратной основе согласно действующему законодательству в органы власти субъекта РФ» [19, с. 12]. Региональные доходы включают в себя налоговые и неналоговые поступления, а также средства поступаемые в форме безвозмездных зачислений. Важную роль в доходной часть региона играют целевые бюджетные фонды.
Если рассматривать региональные доходы с точки зрения их формирования, то их можно разделить на две группы:
- средства, привлекаемые на безвозмездной и безвозвратной основах;
- средства, предоставляемые на возвратных и (или) возмездных условиях.
Безвозмездные поступления включают в себя налоги, сборы и другие обязательные платежи, зачисляемые в региональный бюджет, а также поддержка в форме субсидий и дотаций.
Вторая категория включает в себя кредитные средства, которые предоставляют субъекту на условиях платности, срочности и возвратности.
По масштабам формирования региональных бюджетов различают доходы: централизованные и децентрализованные.
К централизованным доходам можно отнести поступления напрямую их федерального центра; децентрализованные доходы формируются в самом субъекте РФ.
Если рассматривать региональные доходы с точки зрения права собственности, то они делятся на собственные и привлеченные (рисунок 1) [13, с. 80].
Рисунок 1 - Классификация доходов региональных бюджетов по праву собственности
В состав собственных доходов регионального бюджета входят налоги и сборы, зачисляемые на уровне субъекта РФ, поступления от собственности находящейся в распоряжении органов власти, всевозможные дополнительные источники, регламентированные органами власти на региональном уровне. Размер собственных поступлений находится в прямой зависимости от эффективности работы власти в регионе.
В состав привлеченных доходов в региональный бюджет включает трансферты, инвестиционные вложения, благотворительные взносы, как со стороны физических лиц, так и организаций. Трансферты включает в себя
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Российская Федерация. Законы. Бюджетный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон от 31.07.1998 N 145-ФЗ: редакция от 07.04.2020 : Принят Государственной Думой 17 июля 1998 года: одобрен Советом Федерации 17 июля 1998 года. - Текст: электронный // СПС «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/.
2. Российская Федерация. Законы. Налоговый кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31 июля 1998 года N 146-ФЗ: редакция от 01.04.2020: Принят Государственной Думой 16 июля 1998 года: одобрен Советом Федерации 17 июля 1998 года. - Текст: электронный // СПС «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/
3. Приказ Минфина России от 18.12.2013 N 125н "Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации" (Зарег. в Минюсте России 10.02.2014 N 31262) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019). - Текст: электронный. – URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=326505.
4. COVID-19 поразил доходы регионов // РА «Эксперт». – Режим доступа: https://raexpert.ru/researches/regions/income2020/.
5. Афанасьев М. П. Бюджет и бюджетная система в 2 т. Том 1 : учебник для среднего профессионального образования / М. П. Афанасьев, А. А. Беленчук, И. В. Кривогов. – 5-е изд., перераб. И доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2019 – 314 с.
6. Бабич А.М. Государственные и муниципальные финансы : учебник для вузов/ Бабич А.М., Павлова Л.Н. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 703 c.
7. Бородин А.И. Проблемы разработки финансового обеспечения государственных программ / Бородин А.И // Финансы. – 2020. – № 1. – С. 19-24.
8. Бреусова А. Г. Оценка эффективности государственных программ // А. Г. Бреусова // Вестник Омского университета // Серия «Экономика». – 2018. - № 2. – С.128-136.
9. Бюджетная система Российской Федерации: учебник / под общ. ред. Ю. С. Долганововой, Н. А. Истоминой. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2019. – 356 с.
10. Воронько М. С. Развитие бюджетного процесса в Российской Федерации / М. С. Воронько. - Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. - 2019. - № 4 (20). - С. 7-9.
11. Доходы региональных бюджетов не успели за расходами. - Текст: электронный. – URL: https://rg.ru/2020/09/09/rosstat-rasskazal-o-dohodah-regionalnyh-biudzhetov.html.
12. Звягинцев П.С. Государственные программы как фактор инновационного развития и импортозамещения в России / П.С. Звягинцев // Вестник Института экономики РАН. – 2020. – № 6. – С. 44–55.
13. Золотарева Г. И. Бюджетная система Российской Федерации : учебник / Г. И. Золотарёва, Н. И. Смородинова. – М: КНОРУС, 2018. – 232 с.
14. Карчевская С. А. Повышение эффективности межбюджетных отношений на региональном уровне // Финансы. – 2018. – N10. – С. 21-27.
15. Колесов А. С. Бюджетная политика и межбюджетные отношения в субъектах Российской Федерации / А. С. Колесов. – М. : Финансы , 2019. – 599 с.
16. Круглов В. Н. Межбюджетные отношения: новый этап реформ // Регион. экономика: теория и практика. – 2018. – N9. – С. 17–18.
17. Круглов В. Универсальный инструмент бюджетного регулирования // АПК: экономика, управление. – 2020. – N6. – С. 23–27.
18. Лавриков И. Н. Проблемы межбюджетных отношений в Российской Федерации и пути их решения // Финансы. – 2020. – N5. – С. 6–8.
19. Любовный В.Я. Целевые программы развития регионов: рекомендации по совершенствованию разработки, финансирования и реализации / В.Я. Любовный, И.Ф. Зайцев, А.Б. Воякина. - М: Московский общественный научный фонд, 2017. – 91 с.
20. Министерство финансов Саратовской области // Официальный портал Правительства Саратовской области. – Режим доступа: https://saratov.gov.ru/gov/auth/minfin/
21. Подъяблонская Л. М. Государственные и муниципальные финансы : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Государственное и муниципальное управление», «Финансы и кредит» / Л. М. Подъяблонская. - М: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 559 c.
22. Цветова Г. В. Бюджетный процесс и межбюджетные отношения: учебное пособие / Г. В. Цветова. - Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2019. - 92 c.
23. Шимширт Н. Д. Управление государственными и муниципальными финансами: Учебник / Н. Д. Шимширт, Н. В. Крашенникова. – Москва : Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, 2019. – 351 с.