Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время в Российской Федерации все более быстрыми темпами продолжает изменяться механизм управления экономикой. Основная роль в структуре рыночных отношений отводится финансам. Резко возрастает значение всей финансовой системы в целом, основным звеном которой является бюджетная система государства.
Бюджетная система включает в себя: федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты. Необходимо уделять внимание каждому элементу, ведь именно от их совместной деятельности зависит уровень развития нашей страны.
В первую очередь это касается проблем местного бюджета, которому необходимо укреплять свои позиции в вопросах финансовой самостоятельности.
В связи с этим изучение бюджета муниципального образования и выявление проблем, возникающих на стадии формирования и исполнения бюджета, имеют особое значение для муниципальной экономики и благосостояния населения в целом. Таким образом, тема исследования является актуальной и значимой.
Цель курсовой работы заключается в оценке финансово-экономической основы местного самоуправления.
Задачи работы:
- отразить теоретические аспекты финансово-экономической основы местного самоуправления;
- провести оценку финансово-экономической основы Тербунского района Липецкой области.
Объект исследования – финансово-экономическая основа местного самоуправления.
Предмет исследования – финансово-экономическая основа Тербунского района Липецкой области.
Методы исследования: сравнительный анализ, наблюдение и описание наблюдаемых явлений, системный и комплексный подход, обобщение, статистический метод.
Информационной базой исследования послужили книги, учебные пособия, монографии таких авторов, как П.И. Вахрин, Г.И. Золотарева, Т.М. Ковалёва, Т.Э. Петрова и других, а также нормативно-правовые акты: Федеральный закон РФ от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Федеральный закон РФ от 2 марта 2007 г. №25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ», Устав Тербунского муниципального района.
Практическая значимость магистерской диссертации состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы в деятельности администрации Тербунского муниципального района Липецкой области в целях повышения эффективности по формированию и исполнению бюджета.
Структура работы состоит из введения, основной части, заключения, библиографического списка, приложений.
Глава 1. Теоретические аспекты финансово-экономической основы местного самоуправления
1.1. Сущность и принципы формирования местного бюджета
Бюджет - форма образования и расходования денежных средств, которые в первую очередь призваны финансово обеспечить выполнение функций и задач, как государства, так и местного самоуправления [1].
Бюджетная система Российской Федерации (включает в себя бюджеты конкретных территориальных образований. Бюджетная система РФ по такому типу, как государственное устройство состоит из бюджетов трех уровней:
- федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
- бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
- местные бюджеты, в том числе: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты городских округов с внутригородским делением, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.
Муниципальное образование, как одна из составляющих института власти, играет важную роль в социально-экономическом развитии государства. Местное самоуправление осуществляется через население и выбираемые им органы государственной власти. Несмотря на небольшой масштаб деятельности, на местные органы власти возложено большое количество полномочий для того, чтобы обеспечивать комфортную жизнь муниципалитета в целом.
Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов РФ, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований.
Свой собственный бюджет, а также бюджет территориального государственного внебюджетного фонда имеет каждый субъект РФ.
Бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда предназначены для исполнения расходных обязательств субъекта РФ [14, с. 35].
Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет.
Муниципальный бюджет — это количественное воплощение плана, характеризующее доходы и расходы на определенный период, и капитал, который необходимо привлечь для достижения заданных планом целей.
Основой бюджета любого уровня являются доходы. Именно они позволяют органам власти выполнять свои функции для успешного существования района. В то же местной администрации стоит следить за пополнение доходов, их структурой и динамикой, чтобы вовремя провести меры по снижению рисков несбалансированности бюджета.
Бюджет муниципального района и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района.
В качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями.
Консолидированный бюджет городского округа образуют следующие составляющие: свод бюджетов внутригородских районов и бюджет городского округа с внутригородским делением.
Основным компонентом демократического государственного строя является местное самоуправление, которое осуществляется гражданами через представительные органы им же выбранные.
Бюджеты органов местного самоуправления - ключевой фактор их финансовой независимости.
Основным фактором, который характеризует местное самоуправление в настоящее время, является тот факт, что они самостоятельно формируют бюджеты, опираясь на нормативно – правовые акты муниципального образования. Данные органы власти наделяются специальными правами - имущественными и бюджетными.
Органы местного самоуправления вправе самостоятельно заниматься решением следующих вопросов, касающихся бюджета: составление, рассмотрение, утверждение и его исполнение. Кроме этого они получают доходы от предприятий, переданных в их распоряжение.
Органы местного самоуправления обеспечивают [8, c. 62]:
- сбалансированность местных бюджетов;
- состав и уровень внутреннего муниципального долга;
- исполнение бюджетных обязательств;
- осуществление бюджетного процесса в целом.
Местные финансы - окружные, городские, районные бюджеты, бюджеты поселков и сельских населенных пунктов; районные бюджеты в городах.
Проследить экономическую сущность местных бюджетов возможно через их назначение. Основным предназначением местных бюджетов является:
- создание фондов финансовых средств;
- дальнейшее перераспределение их в зависимости от необходимости между сферами народного хозяйства;
- формирование денежных фондов;
- контроль за деятельностью подведомственных учреждений, организаций и предприятий (в частности особое внимание уделяется исполнению плана финансово-хозяйственной деятельности).
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Бюджетный Кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. законРос. Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 17.07.1998 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 17 июля 1998 г. – Доступ из справ. -правовой системы (СПС) «КонсультантПлюс».
2. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть 1 [Электронный ресурс]: Федеральный закон РФ, Государственная Дума РФ от 30 ноября 1994 г., ФЗ № 51, принят ГД ФС РФ 21.10.1994. – Доступ из справ. -правовой системы «Консультант-Плюс».
3. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. законРос. Федерации от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 16 сентября 2003 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 24 сентября 2003 г. – Доступ из справочно-правовой системы (СПС) «КонсультантПлюс».
4. Стратегия социально-экономического развития Липецкой области на период до 2020 года [Электронный ресурс]: Областной закон Липецкого областного Совета депутатов от 25 декабря 2006 г., № 10-ОЗ, принят Липецким областным Советом депутатов от 19 декабря 2006. – Доступ из справ. -правовой системы «Консультант-Плюс».
5. Быкова Н.Н., Шайдуллова А.И. Содержание и принципы формирования доходов бюджетов разных уровней // Молодой ученый. – 2019. – №14. – С. 141-146.
6. Воронина Л.П. Управление сбалансированностью бюджетов муниципальных районов // Муниципалитет: экономика и управление. – 2018. – №2. – С. 28-29.
7. Грицюк Т.В. Финансы муниципальных образований регионов и субъектов Федерации: учеб. -методическое пособие. – М., 2020. – 247 с.
8. Домрачев С.В. Муниципальные финансы и бюджет: учебное пособие. – М., 2018. – 285 с.
9. Еремин С.Г. Актуальные вопросы управления государственной и муниципальной собственностью: учебное пособие. – М., 2019. – 397 с.
10. Колмакова Е.М. Социально-экономический анализ муниципальных образований по критерию их устойчивого территориального развития// Вестник Челябинского государственного университета. – 2020. – №2. – С. 17-19.
11. Комягин Д.Л. Бюджетное право: учебник для вузов. – М., 2017. – 590 с.
12. Лукьянова В.В., Рудакова О.В. Социальная эффективность государственного и муниципального управления // Основы экономики, управления и права. – 2019. – №6. – С.23-28.
13. Маршалова А. С. Система государственного и муниципального управления: учеб. пособие / 3-е изд., стер. – М., 2018. – 128 с.
14. Орешин В.П. Система государственного и муниципального управления: учебное пособие. – М., 2020. – 315 с.
15. Перова О.А. Комментарий отдельных статей Бюджетного кодекса Российской Федерации // Гражданин и право. – 2019. – №6. – С. 55-56.
16. Подъяблонская Л.М. Государственные и муниципальные финансы: учебник. – М., 2019. – 561 с.
17. Позднякова Т.А. Финансы в системе государственного регулирования социально-экономических процессов: учебник. – М., 2018. – 362 с.
18. Ракитина И. С. Государственные и муниципальные финансы: учебник и практикум для академического бакалавриата. – М., 2019. – 333 с.
19. Свищева В.А. Муниципальные финансы: современные проблемы и альтернативы // Власть. – 2019. – №10. – С. 27-31.
20. Фетисов В.Д., Фетисова Т.В. Финансы и кредит: учебное пособие. – М., 2019. – 455 с.