Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Период раннего детства чрезвычайно ответственный в жизни ребёнка, а период новорождённости имеет свои особые моменты, которые определяют и то, как ребёнок растёт и развивается в раннем детстве, и то, как будет происходить его развитие в дальнейшем. Очень важно с первых дней жизни поддержать семью в создании адекватных условий для роста, развития и воспитания ребёнка. Выявление ряда отклонений именно в период новорождённости очень важно для определения медицинских и педагогических мероприятий, которые помогут ребёнку с нарушениями развития полноценно реализовать свой ресурс.
Период новорожденности начинается с момента завершения процесса родов, с первого вздоха ребенка до окончания периода адаптации к жизни. Обычно этот период длится 28 дней.
Здоровый новорожденный – это ребенок, родившийся от практически здоровых матерей, не имевших осложнений во время беременности и родов, с оценкой по шкале Апгар 8-10 баллов, массой тела от 3 до 4,5 кг, массо-ростовым коэффициентом 60-80, нормально протекающим периодом адаптации, с максимальной убылью первоначальной массы тела (МУПМТ) не более 6-8%, находящийся на естественном вскармливании, выписанный из роддома на 5-6 сутки.
Медицинские сестры выполняют огромный объем работы по осуществлению ухода за новорожденными, включая проведение медицинских манипуляций и мероприятий по профилактике внутрибольничных инфекционных заболеваний.
Для новорожденного тщательное наблюдение за его состоянием, особенно в первые дни жизни, имеет большое значение. Правильный уход за новорожденным заключается в создании оптимальных для его развития условий, осуществлении мероприятий по непосредственно уходу за ним, организации режима, соответствующем грудном (естественном) вскармливании, что обеспечивает нормальное развитие новорожденного в этот период его жизни, когда все системы и органы особенно восприимчивы к негативным факторам.
Объект исследования – сестринский уход за новорожденными.
Предмет исследования – деятельность медицинской сестры при уходе за здоровым новорожденным.
Целью работы стало изучение особенностей сестринского ухода за здоровым новорожденным.
Задачи работы:
– раскрыть признаки здорового новорожденного ребенка;
– описать мероприятия по уходу за здоровыми новорожденными детьми;
– охарактеризовать сестринскую деятельность по уходу за здоровым новорожденным.
Методы исследования: анализ и систематизация специальной медицинской и методической литературы по теме исследования.
Структура работы: введение, две главы с параграфами, раскрывающие основные задачи работы, заключение, список использованной литературы, приложение.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗДОРОВОГО НОВОРОЖДЕННОГО РЕБЕНКА
1.1. Признаки здорового новорожденного ребенка
Новорожденным считается ребенок от момента рождения и до 28 дня жизни, когда его организм адаптируется к условиям жизни вне утробы матери.
Здоровым новорожденным ребенком считается ребенок, который родился на гестационном сроке 40 – 42 недели, обладает внешними признаками доношенности и функционально зрелыми системы организма [9].
Зрелостью плода и новорожденного называется такое состояние его организма, когда все органы и системы готовы к обеспечению внеутробной жизни.
Таблица 1 – Характеристика здорового новорожденного ребенка до 10 дней
1-я неделя жизни: – Жмурится и беспокоится при ярком свете;
– Поворачивает глаза к свету;
– Вздагивает при громком звуке (звонок, колокольчик, хлопок);
– Глазные яблоки плывут в сторону громкого звука (звонок, колокольчик, хлопок, металлический стук по стеклу или металлу);
– Преобладает торможение над возбуждением;
– при пробуждении – крик и гримаса неудовольствия, индивидуальный способ реагирования – может не быть гримасы, крика;
– голодный – кричит;
– взятый матерью и прижатый к груди кричащий ребенок успокаивается;
– сон спокойный, просыпается голодный и мокрый;
– переодетый и накормленный быстро засыпает;
– глаза – легкое сходящееся косоглазие, легкое Грефе;
– безусловные рефлексы – все симметричные;
К 10 дням: положенный на живот, пытается поднять голову; задерживает взгляд на красном предмете, на глазах и лице матери.
Посещение врача и медицинской сестры новорожденного ребенка проводится на следующий день после выписки из роддома. Последующие патронажи врач делает на 10 и 21 день.
Медицинская сестра посещает новорожденного ребенка ежедневно до заживления пупочной ранки, затем 1 раз в неделю.
В месячном возрасте новорожденный ребенок приглашается на прием в детскую поликлинику.
При оценке общего состояния новорожденного ребенка учитываются: телосложение, строение туловища, наличие стигм дизэмбриогенеза, расположение пупочного кольца, исчерченность кожи стоп, ладоней, выраженность подкожно-жирового слоя, наличие отеков, пастозности, плотность костей, симптом “щелчка”, форма грудной клетки, тип дыхания, данные пальпации, перкуссии, аускультации всех систем.
Внешними признаками доношенного ребенка являются:
– Масса тела при рождении 2500 г и более.
– Длина тела от 45 см. Окружность грудной клетки 32-34 см, а головы - 34-36 см. [22]
После рождения, в течение первых 3-5 дней, первоначальный вес ребенка в большинстве случаев уменьшается на 100-200 граммов и более. С 4-5-го дня жизни ребенка вес начинает нарастать и обычно к 9-12-му дню достигает первоначальной величины. Уменьшение веса новорожденного происходит по объективным причинам: высыхает и отпадает пуповина, слущивается верхний слой кожи, выделяется первородный кал. При этом в первые дни новорожденный высасывает из груди матери лишь незначительное количество молока.
На протяжении первого года жизни за весом ребенка очень внимательно наблюдает врачи. Именно этот показатель в первую очередь информирует о нормальном физическом развитии ребенка. Особенно важен вопрос о достаточном количестве получаемой им пищи.
Нормально развивающийся ребенок должен к шести месяцам удвоить свой вес а к концу первого года жизни утроить от первоначального веса.
Нарастание длины тела ребенка следует тем же закономерностям. Наибольшее увеличение роста приходится на первый год жизни – 25 сантиметров, на второй – 10 сантиметров, на третий – 7-8 сантиметров.
Таблица 2 – Таблица роста и веса новорожденных по месяцам
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агкацева С. А. Сестринские манипуляции. – М.: Медицина, 2014. – 528 с.
2. Базовая медицинская помощь новорожденному в родильном зале и в послеродовом отделении. Клинические рекомендации. М., 2015. – 284с.
3. Базовая помощь новорожденному – международный опыт. Под ред. Н.Н. Володина, Г.Т. Сухих, Е.Н. Байбариной, И.И. Рюминой. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008; – 203с.
4. Всемирная декларация об обеспечении выхаживания, защиты и развития детей. Нью-Йорк, 30 сентября 1990 г. Дипломатический вестник. 1992; –и№6: – С.10–3.
5. Григорьев К.И. Уход за ребенком: эволюция и современное состояние проблемы. Медицинская сестра. 2012;–№ 8: – С. 3–10.
6. Двойников С. И. Основы сестринского дела. – М.: Академия, 2017. – 412 с.
7. Елисеев Ю. Ю. Справочник медицинской сестры. – М.:ЭКСМО, 2018. – 321 с.
8. Запруднов А.М., Григорьев К.И. Общий уход за детьми. Руководство к практическим занятиям и сестринской практике. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018; – 515с.
9. Зелинская Д.И. Сестринский уход за здоровым новорожденным ребенком в амбулаторно-поликлинических условиях. Учебное пособие для медицинских училищ и колледжей. – Москва, ГЭОТАР-Медиа, 2019. – 265с.
10. Лычев В. Г. Сестринское дело в терапии: с курсом первичной медицинской помощи. – М.: Форум, 2017. – 289 с.
11. Малов В. А. Сестринское дело при инфекционных заболеваниях. - 3-е изд. – М.: Академия, 2018. – 458 с.
12. Муреева Е.Н., Панина О.С., Эйберман А.С., Панкратова Е.С., Позгалёва Н.В. Правила сестринского ухода за новорожденным. //Медицинская сестра, 2018; (1): – С.42-44
13. Никитин Ю. П. Руководство для средних медицинских работников. – М.: Гэотар-Медиа, 2019. – 115 с.
14. Неонатология. Учебник для студентов, интернов педиатрических факультетов медицинских институтов. – СПб, «Специальная литература», 2018. – 639 с.
15. Неонатология: учебное пособие в 2 т./Н.П. Шабалов. – М.: МЕ Дпресс- информ. 2015. – 520 с.
16. Педиатрия, справочник семейного врача/ Т.В. Парийская, Н.В.Орлова. – М.. АСТ, СПб, 2018. – 326 с.
17. Пропедевтика детских болезней», Мазурин А.В., Воронцов И.М., – М., 2012. – 259 с.
18. Практические навыки и умения медсестры педиатрического профиля», серия “Библиотечка медицинского работника”. Ростов Н/Д: Феникс, 2017. – С. 56-59.
19. Ребенок от рождения до юности. Г.А.Маковецкая. Л.И.Захарова. Т.И. Стуколова, Самара. Самарский государственный медицинский университет, 2014. – С. 254-256.
20. «Сестринское дело в педиатрии». Л.И.Захарова, С.И.Двойников и др., Самара, Перспектива. 2016. – 369 с.
21. «Справочник неонатолога», под ред. В.А. Таболина, Н.П. Шабалова. М., 2014. – 269 с.
22. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.3. 2630 – 10.
23. Сестринский уход за новорожденными в амбулаторно-поликлинических условиях: учебное пособие. Под ред. Д.И. Зелинской. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010; – 176с.
24. Сестринский уход за новорожденными: сборник тестовых заданий. Общая часть. Ю.Г. Беляшкин, А.В. Высоцкая, С.И. Захряпина и др. Красноярск, 2013; – 60с.
25. Савватеева, В.Г. К 60 Особенности ухода за новорожденными и детьми грудного возраста. Основы воспитания детей раннего возраста /сост.: В.Г. Савватеева; ГБОУ ВПО ИГМУ Министерства здравоохранения России. – Иркутск, 2012. – 44с.
26. Сестринский уход за новорожденными в амбулаторно-поликлинических условиях: учебное пособие. Зелинская Д.И., Кешишян Е.С., Терлецкая Р.Н. и др. / Под ред. Д.И.Зелинской. 2010. – 176 с.: ил.
27. Сестринское дело в педиатрии: учеб.-метод. пособие для обучающихся по специальности 34.03.01 Сестринское дело / Р.А. Файзуллина, Е.А. Самороднова, М.А. Казакова.; под общ. ред. профессора Р.А. Файзуллиной. – Казань: КГМУ, 2019. –80 с.
28. Соколова, Н. Г. Сестринский уход за здоровым новорожденным / Н. Г. Соколова. – Ростов-на Дону : Феникс, 2017. – 252
29. Ушакова Ф.И. Сестринский уход за здоровым новорожденным. – М: «ГЭОТАР – Медиа» 2020, – 165с.
30. Хамидова Т. Р. Справочник медицинской сестры клинической практики. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 259 с.
31. Якунин М.Е. Сестринский уход за новорожденными детьми. – М., Медицина, 2015. – 362