Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава 1. Бронхиальная астма 5
1.1 Основные понятия, клинические проявления, осложнения, диагностика, лечение бронхиальной астма 5
1.2. Факторы риска бронхиальной астмы 11
Глава 2. Деятельность медицинской сестры по предупреждению факторов риска, вызывающих обострение бронхиальной астмы 13
2.1. Школа здоровья при бронхиальной астме, план занятий 13
2.2. Работа медицинской сестры по профилактике причин вызывающих бронхиальную астму у пациентов 15
Заключение 19
Список использованных источников 21
Приложение 1 23
Приложение 2 28
Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования.
Бронхиальная астма является одной из наиболее актуальных проблем современной медицины в связи с высоким уровнем распространения, стойкой утратой трудоспособности, снижением качества жизни больного и смертности.
Бронхиальная астма (БА) представляет собой крупную медико-социальную проблему, в первую очередь, в связи с высоким уровнем заболеваемости. Отмечается нарастание её тяжёлых форм, что подтверждается увеличением числа госпитализированных больных.
В настоящее время в мире этим заболеванием страдает около 300 млн человек. По статистическим данным различных организаций в Европе больны астмой 5% населения и ежегодно погибает более 10 000 человек.
В большинстве стран мира продолжается рост заболеваемости и к 2025 году увеличится на 100–150 млн. В каждой из 250 смертей в мире повинна бронхиальная астма, причем, большую часть из которых можно было бы предотвратить.
Бронхиальная астма как хроническое заболевание, которое имеет тенденцию к прогрессированию и протекает с обострениями, оказывает негативное воздействие на все стороны жизни пациента. Качество жизни наряду с общепринятыми клинико-функциональными показателями – это один из важных параметров оценки состояния пациентов и эффективности проводимого лечения. Лечение бронхиальной астмы, а также особенности сестринского ухода за пациентами с бронхиальной астмой является важным вопросом, требующим рассмотрения.
Высокая распространенность и социально-экономическое влияние бронхиальной астмы на жизнь общества и каждого пациента обуславливают необходимость предупреждения и своевременного выявления факторов риска, адекватность проводимой терапии, профилактики обострений заболевания и в этом процессе большая роль отводится медицинской сестре.
По статистике ВОЗ бронхиальная астма - самое распространенное хроническое заболевание. Астма - инвалидизирующее и опасное заболевание, около 41% пациентов с астмой получают пенсию по инвалидности. К сожалению, несмотря на все усилия медицины, как отечественной, так и мировой заболеваемость бронхиальной астмой растет с каждым годом.
Объектом данной работы является пациент, страдающий бронхиальной астмой.
Предметом данной работы является деятельность медицинской сестры школы бронхиальной астмы.
Цель данного исследования - изучить и доказать роль медицинской сестры в профилактике бронхиальной астмы.
Задачи данного исследования:
1. Изучить специальную литературу по теме исследования.
2. Охарактеризовать работу школы здоровья пациентов с бронхиальной астмой как один из методов профилактики заболевания.
3 Провести исследование в виде анкетирования пациентов с бронхиальной астмой.
4. Проанализировать полученный результат.
5. Разработать рекомендательный материал для больных БА в виде памятки.
Гипотеза работы - работа сестринского персонала в школе здоровья пациентов с бронхиальной астмой влияет на снижение частоты обострений бронхиальной астмы.
Метод исследования: анализ источников литературы по теме исследования, анкетирование, анализ полученных результатов.
Глава 1. Бронхиальная астма
1.1 Основные понятия, клинические проявления, осложнения, диагностика, лечение бронхиальной астма
Бронхиальная астма (БА) – хроническое заболевание, которое чаще всего возникает в раннем возрасте, продолжается и во взрослой жизни, существенно снижая уровень качества жизни. БА – зачастую становится причиной инвалидности, а иногда и драматических исходов [4].
Бронхиальной астма – это широко распространенное заболевание органов дыхания. В России, по официальным данным Минздрава, уровень заболеваемости астмой среди пожилых людей - 10%. К началу 21-го века уровень смертности в мире по сравнению с 90-ми годами вырос в 9 раз. Россия занимает 29 место по заболеванию бронхиальной астмы [5].
Бронхиальная астма (БА) - это хроническое рецидивирующее воспалительное заболевание органов дыхания, патогенетической сущностью которого является гиперреактивность бронхов, которая связана с иммунопатологическими механизмами, а основной клинический симптом болезни - это приступ удушья вследствие воспалительного отека слизистой оболочки бронхов, бронхоспазма и гиперсекреции слизи.
Клиническая картина БА складывается из периодов обострения и ремиссии. Для периода обострения наиболее типичным является приступ удушья. Такая эпизодическая одышка (удушье) не всегда сопровождается свистящими хрипами.
Наиболее часто встречающиеся симптомы при БА:
1) удушье,
2) одышка,
3) сдавливание в груди,
4) тяжесть в груди.
Перед приступом у пациента начинается кашель и отхождение мокроты, появление дистанционных свистящих хрипов.
Объективно – раздувание крыльев носа при вдохе, возбуждение и прерывистая речь, вспомогательная мускулатура участвует в акте дыхания; вынужденное положение. Перкуссия – коробочный перкуторный звук при развитии эмфиземы. Сопутствующие проявления атопии – атопический дерматит, пищевая аллергия, аллергический ринит.
К такому симптому, как сухой надсадный кашель по ночам или под утро, следует отнестись особенно внимательно, так как он может указывать на наличие у больного БА.
Нередко приступу астматического удушья может предшествовать продромальная симптоматика:
1) зуд под подбородком,
2) чувство дискомфорта между лопатками,
3) необъяснимый страх,
4) чихание,
5) заложенность в носу,
6) нарушение носового дыхания.
Появляются другие симптомы, свидетельствующие о тяжести обострения: цианоз, сонливость, затруднения при разговоре, тахикардия, вздутие грудной клетки, включение дополнительных мышц в акт дыхания и втяжение межреберных промежутков.
При приступах, просвет бронхов сужается еще сильнее и вырабатывается в нем слизь, из-за которой нарушается нормальный воздухообмен и проявляется кашель, хрип, отдышка, тяжесть дыхания (рис. 1).
Рисунок 1 - Состояние дыхательных путей здоровых бронхов, при бронхиальной астме, при приступе бронхиальной астмы
Принципы диагностики бронхиальной астмы
Диагноз бронхиальная астма устанавливают, учитывая совокупность следующих данных:
1) наличие характерных симптомов в анамнезе;
2) доказанная обратимость бронхиальной обструкции с помощью теста со бронхоспазмолитиком или других тестов;
3) наличие сведений о симптомах астмы в медицинской документации пациента.
Основным в диагностике БА является оценка функции внешнего дыхания (ФВД). Исследование ФВД, в особенности выявление обратимости ее нарушений, обеспечивает точную оценку обструкции дыхательных путей.
Необходимо отметить, что исследование ФВД обеспечивает прямую оценку гиперреактивности. Наиболее значимый легочный функциональный тест с целью диагностики БА – это измерения бронхиальной проходимости, ответ на ингаляции β2-агонистов короткого действия.
Наиболее широкое признание с целью использования получили следующие идентичные показатели [10]:
1) объем форсированного выдоха за 1-ю секунду (ОФВ1);
Фрагмент для ознакомления
3
Монографии, учебники, учебные пособия
1. Баур К., Прейссер А. Бронхиальная астма и хроническая обструктивная болезнь легких. М.: ГЭОСТАР –Медиа. 2010. – 210 c.
2. Игнатьев В.А., Петрова И.В. Неотложная помощь при обострении бронхиальной астмы. СПб., 2008. – 27 с.
3. Малявин А.Г., Епифанов В.А., Глазкова И.И. Реабилитация при заболеваниях органов дыхания. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 352 с.
4. Шабанова В.В. Бронхиальная астма. М.: Слог, 2013. – 160 с.
Периодическая литература
5. Геппе Н.А., Малахов А.Б., Колосова Н.Г. Современные подходы к диагностике и лечению бронхиальной астмы у детей // Трудный пациент. -2011. - № 4. - С. 3-7.
6. Геппе Н.А., Колосова Н.Г., Денисова А.Р. Особенности терапии бронхиальной астмы в детском возрасте // Медицинская сестра. - 2015. - №16. - С. 38-41.
7. Геппе Н.А., Колосова Н.Г. Значение национальных руководств в выборе методов лечения бронхиальной астмы у детей // Лечащий врач. 2013. №2. С.69-73.
8. Малахов А. Б., Геппе Н. А., Старостина Л. С., Макарова С. А., Малахова-капанадзе М. А., Малышев В. С. Современные подходы к диагностике и лечению заболеваний, сопровождающихся синдромом бронхиальной обструкции в раннем детском возрасте // Трудный пациент. -2011. - №4. - C. 3-7.
9. Мизерницкий Ю.Л. Экологически обусловленные заболевания органов дыхания у детей // Экологическая педиатрия. - 2011. - С.102-119.
10. Селимзянова Л. Р., Вишнёва Е.А., Промыслова Е.А. Принципы диагностики и терапии бронхиальной астмы у детей на современном этапе // Педиатрическая фармакология. -2015. - №3. - С. 290-295.
11. Стенина О.И., Паунова С.С., Чакветадзе С.С., Донин И.М., Ингаляционная терапия бронхообструктивного синдрома у грудных детей с острыми респираторными заболеваниями // Педиатрия. - 2010.- №10. - С. 62–65.
12. Стройкова Т. Р., Башкина О. А., Мизерницкий Ю. Л. Клинико-анамнестическая характеристика и возрастная динамика фенотипов бронхиальной астмы у детей // Астраханский медицинский журнал. - 2016. -№3. - С. 83-87.
13. Трухан Д.И., Багишева Н.В. Актуальные аспекты диагностики бронхиальной астмы на этапе оказания первичной медико-санитарной помощи // Consilium Medicum. - 2017. - №3. - C. 80-85.
14. Тумаренко А. В. Астма-школа // Медицинская сестра. - 2015. - №8. - С. 8-13.
Интернет- ресурсы
15. Жмуров Д. В., Парфентева М. А., Семенова Ю. В. Бронхиальная астма // Colloquium-journal. №14. [Электронный ресурс]. - 2020. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bronhialnaya-astma-3 (дата обращения: 19.11.2020).
16. Мицкевич С. Э. Фенотипы бронхиальной астмы у детей и дифференцированная тактика диагностики и лечения // Вестник ЧелГУ. №4. [Электронный ресурс]. - 2014. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fenotipy-bronhialnoy-astmy-u-detey-i-differentsirovannaya-taktika-diagnostiki-i-lecheniya (дата обращения: 02.12.2018).