Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования связана с тем, что размер территории Японии можно сравнить с европейскими странами, такими как Германия, Норвегия, а также с азиатскими государствами, такими как Вьетнам, Малайзия. Однако по своей конфигурации Япония сильно отличается от большинства стран мира, так как это государство-архипелаг. Его состав составляет около 4000 островов, если учесть небольшие и очень маленькие. Однако ядро страны образуют четыре крупнейших острова-Хонсю, Кюсю, Сикоку и Хоккайдо, которые составляют Японский архипелаг. Кроме того, Япония владеет включает в себя более 200 островов архипелага Рюкю, а также некоторые более отдаленные острова в Тихом океане.
Произошли очень значительные изменения в географическом экономическом и политическом положении Японии. До конца XIX в. все его основные транспортные и торговые связи направлялись в Азию. При этом Восточно-Китайское море всегда имело особое значение. Кроме того, через Корейский пролив в конце XVI в. японцы совершили вторжение в Корею; затем вторжения Кореи и Китая повторились не раз. Но с конца XIX в. Япония начала использовать и извлекать выгоду из своего положения на торговых путях Тихого океана. И сейчас, можно сказать, занимает центральное место в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Это особенно важно для страны, сильно зависящей от импорта сырья, топлива и продуктов питания и ориентированной на экспорт готовой продукции.
Рассматривая конкурентоспособность как экономическую категорию, следует учитывать отсутствие ее однозначного определения в экономической литературе. Многие авторы выдвигают широкий круг точек зрения, рассматривая конкурентоспособность на разных уровнях экономического взаимодействия, что позволяет констатировать отсутствие признанной концепции.
Анализ иностранных источников позволяет сделать вывод о более глубоком развитии отечественной науки. Проблема оценки конкурентоспособности была предметом исследования следующих авторов: PJ. Бакли, Д. Белл, М. Портер, Б. Вернерфельт, Р. Румельт,Д. Х. Якот, М. Кренсо и др.
Среди отечественных авторов изучались различные аспекты конкурентоспособности: Р. А. Фатхутдинов, И. Ансофф, И. П. Богомолов, Х. А. Фасиев, М. И. Гельвановский, О. В. Аристов и другие.
Цель работы состоит в том, чтобы охарактеризовать особенности японской экономики.
Объектом работы является экономическая система Японии.
Предметом работы является механизм формирования экономической конкурентоспособности государства.
Поставленная цель предопределила формулировку и решение следующих задачей исследования:
Изучить научные школы, направления, концепции и международную торговлю товарами и глобальный рынок.
Рассмотреть основные классические и современные теории) конкурентоспособности социально-экономических систем.
Проследить соотношение показателей международной торговли и конкурентоспособности социально-экономической системы страны.
Проанализировать показатели экономического роста и международной торговли товарами: товарно-географическая структура
Рассмотреть проблемы Японии в международной торговле сырьевыми товарами и ингибиторов конкурентоспособности
Оценить возможных направлений оптимизации международной торговли Японии и новых драйверов конкурентоспособности
Спрогнозировать конкурентоспособность Японии по показателям международной торговли товарами.
Методической основой являются положения современной экономической теории, научные труды отечественных и зарубежных ученых в этой области. Для решения проблем в работе управленцев используется диалектический метод научного знания, а также общие методы исследования: комплексный для формального анализа и синтеза и диалектическая логика, метод системного анализа; сравнительный анализ; экономико-математический анализ; структурный подход.
Информационной базой работы служат специализированные периодические издания и справочные издания, и материалы Российской Федерации, зарубежных стран, международных организаций и учреждений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ ТОВАРАМИ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ
1.1. Научные школы, направления, концепции и международной торговли товарами и мирового рынка
Эволюция экономических знаний о международных торговых отношениях датируется более чем столетием, и методология теоретических инструментов охватывают почти все школы экономической мысли. Сегодня это часть предметной области отдельного раздела экономической теории-международной экономики. А с появлением и развитием междисциплинарных методов исследований внешняя торговля получила новое измерение-экономическую политику, в рамках международной политической экономии.
Пионерской теорией международной торговли традиционно считается меркантилистическая теория, основы которой были заложены в работах А. Монкретьена, т. Мана, Ж. Мана.Д. Стюарт. Обратив внимание на то, что промышленный и ремесленный экспорт - источник богатства страны, а иностранные товары – причина ее отказа, представители меркантилизма объявили торгово-источник обогащения государства, рекомендовав государствам бороться за продвижение экспорта и ограничение импорта для обеспечения притока и накопления доходов.
Критика меркантилизма стала отправной точкой для новых экономических теорий. Перед такой теорией стала теория абсолютных преимуществ (Д. Норт, Д. Юм и А. Смит), согласно которой каждый был выгоден для того, чтобы экспортировать товары, издержки производства которых в стране ниже, нежели в других странах (абсолютное преимущество страны-экспортера), и импортировать товары, затраты на производство которых относительно более высокое (абсолютное преимущество для стран-импортеров). Другими словами, торговля между государствами может быть взаимовыгодной. Основным условием взаимовыгодной торговли являются различия в себестоимости производства в разных странах. Предпосылка экономического развития-невмешательство экономики со стороны государства и развитие производства через разделение труда и конкуренцию.
На практике государства не всегда специализируются на производстве и экспорте товаров, конкурентоспособных на внешнем рынке по цене. Чаще всего это происходит при специализации на одном продукте (например, углеводороды для отдельных стран Азии и Африки), наличии специфических условий окружающей среды (производство чая и кофе), дешевой рабочей силе (Азия). Причиной несоответствий, наблюдаемых в реальной жизни, являются жесткие гипотезы теории абсолютных преимуществ. Как эластичный спрос на товары и услуги, труд как единственный фактор производства, полная занятость, нулевые транспортные расходы, отсутствие внешнеторговых барьеров и т.д. Все эти условия одновременно редко имеют место на практике, что делает теорию абсолютных преимуществ в значительной степени абстрактным дизайном. Ответом на вопрос, почему страны торгуют без абсолютного преимущества в производстве определенных товаров, была теория относительных или сравнительных преимуществ, сформулированная в 1817 году Рикардо. Его главным отличием был постулат о том, что экспорт и импорт могут быть прибыльными и при отсутствии абсолютных преимуществ. А именно: в ситуациях, когда себестоимость производства импортных товаров выше себестоимости производства экспортируемых товаров. Следовательно, импорт для страны выгоден даже в тех случаях, когда импортные товары могут производиться внутри страны с меньшими затратами, чем за рубежом. И участие в мировой торговле выгодно всем ее субъектам
Теория сравнительных преимуществ имеет многочисленные расширения, которые ослабляют ее индивидуальные гипотезы. Вот концепции и модели: Модель сравнения внутренних цен Ф. Эджворта, концепция альтернативного увеличения стоимости г. Хаберлера, модель сравнительных преимуществ Р. Дорнбуша, П. Самуэльсона и С. Фишера, а также теории, которые сформировали новые направления и школы экономической мысли. Такими теориями были теория рыночного равновесия и теория соотношения факторов производства. Основы теории равновесия рынка были заложены в работах дж. Дж. Милль, Л. Вальрас, и его классический внешний вид был найден благодаря А. Маршаллу. Эта теория исходит из идеи о том, что рынки товаров и услуг имеют тенденцию к состоянию баланса между объемами спроса и предложения для этих товаров и услуг. Стоимость спроса и предложения напрямую определяется ценой: чем ниже цена, тем выше спрос, а ниже предложение и наоборот.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Арин, О.А. Япония и теории международных отношений / О.А. Арин // Япония. Ежегодник. – 2019. – № 43. – С. 44-70
2. Афансаьева О.Г. Повышение конкурентоспособности — важнейший фактор обеспечения устойчивого развития молочного скотоводства в сельскохозяйственных организациях: Монография / О.Г. Афанасьев. – Москва: ИНФРА.- 2017 – 118 с.
3. Бондаренко С.И. Конкурентоспособность продукции металлургического комплекса России: моногр. / С.И. Бондаренко. — М.: Научная книга, 2015. — 104 c.
4. Булатов, А.С. Мировая экономика и международные экономические отношения. полный курс (для бакалавров) / А.С. Булатов и др. - М.: КноРус, 2018. - 352 c.
5. Волошин А.В., Александров Ю.Л. Эволюция теорий конкуренции и конкурентоспособности в экономической науке // Фундаментальные исследования. – 2017. – № 4-2. – С. 330-338;
6. Габибова М.Ш. Пути повышения конкурентоспособности предприятия / М.Ш. Габибова // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). – М.: Буки-Веди, 2015. – С. 85-87.
7. Гришина Ю.В. Влияние качества на конкурентоспособность продукции сельского хозяйства / Ю.В. Гришина // Молодежь и наука. 2016. № 4. С. 136.
8. Дорофеева В.В. Методический подход к оценке стратегической конкурентоспособности промышленного предприятия / В.В. Дорофеева // Проблемы социально-экономического развития Сибири. – С. 35-39
9. Гуреева, М.А. Мировая экономика: Учебное пособие / М.А. Гуреева. - М.: Форум, 2018. - 496 c.
10. Гурова, И.П. Мировая экономика: учебник. / И.П. Гурова. - М.: Омега-Л, 2017. - 384 c.
11. Даниленко, Л.Н. Мировая экономика / Л.Н. Даниленко. - М.: КноРус, 2019. - 352 c.
12. Дружиловская, Э.С. Проблемы экономики Японии / Э.С. Дружиловская // Экономика и право. 2017. № 4 (184). С. 2-9.
13. Дядик, А.С. Экономика Японии сегодня / А.С. Дядик // Синергия Наук. 2017. Т. 1. № 18. С. 375-381.
14. Жгунова П.А. Повышение конкурентоспособности компаний на основе логистического подхода / П.А. Жгунова // Рязанский государственный радиотехнический университет. – 2019. – С. 152-154
15. Замятина, Т. В. Экономика развитых стран / Т. В. Замятина // Российский экономический журнал. – 2019. — № 4. – С. 34 – 39.
16. Захаров, И.О., Корнейко О.В. Современное состояние торгово – экономических отношений между Россией и Японией: проблемы, перспективы и решения / Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2020. № 7-5. С. 865-867.
17. Звонова, Е.А. Мировая экономика и мировые финансы в xxi веке: актуальные тренды / Е.А. Звонова. - М.: Русайнс, 2017. - 64 c.
18. Зубенко, В.В. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебник и практикум / В.В. Зубенко, О.В. Игнатова, Н.Л. Орлова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 409 c.
19. Иванова Л.А. Маркетинговые исследования: практика проведения анализа конкурентоспособности организации / Л.А. Иванова // Современное общество и власть. – 2018. — №7. – С. 67-69
20. Казакова Н. А. Современный стратегический анализ: учебник и практикум для магистратуры / Н. А. Казакова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 386 с.
21. Каткова Т.В. Конкурентоспособность, как фактор взаимодействия предприятия с внешней средой / Т.В. Каткова // Актуальные вопросы управления, экономики и права. Современное образование и его роль в жизни общества: материалы международной научно-практической конференции. – Новосибирск. — 2018 – С. 55-59. Квасникова В. В.
22. Конкурентоспособность товаров и организаций. Практикум / В.В. Квасникова, О.Н. Жучкевич. — М.: Инфра-М, Новое знание, 2015. — 192 c.
23. Конопьянова, Л.О. Современные международные проблемы Японии / Социально-экономические науки и гуманитарные исследования. 2019. № 15. С. 163-167.
24. Котова С.В. Механизм реализации системы управления конкурентоспособностью предприятия и производимой продукции / С.В. Котова // Аллея науки. 2017. № 5. С. 146-149.
25. Кохно Н.О. Методология оценки конкурентоспособности коммерческих предприятий / Н.О. Кохно // Новая наука: финансово-экономические основы. 2017. № 2. С. 102-104.
26. Кудров, В.М. Мировая экономика: соц.-эконом. модели развит.: Учебное пособие / В.М. Кудров. - М.: Магистр, 2018. - 240 c.
27. Лафишева, А.А. Положение Японии на международном рынке / А.А. Лафишева // Научный альманах. 2017. № 7-1 (33). С. 27-29.
28. Мокроносов А.Г. Конкуренция и конкурентоспособность: учебное пособие / А. Г. Мокроносов, И.Н. Маврина. – Екатеринбург: Изд-во Урал ун-та, 2016. – 194 с.
29. Морева Е.Л. Индексы международной конкурентоспособности и структурные реформы Японии. Управленческие науки. 2017;7(3):100-105.
30. Муканова, Л.К. Экономика Японии / Л.К. Муканова // Вестник Казахского гуманитарно-юридического инновационного университета. 2019. № 1 (33). С. 121-123.
31. Намыслова У.Д. Способы оценки и анализа конкурентоспособности предприятий / У.Д. Намыслова // Экономические науки. – 2015. — №4. – С. 39
32. Олькова М. А. Конкурентоспособность как объект управления / М.А. Олькова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – №8. – С. 57-59
33. Отварухина Н. С. Управление конкурентоспособностью / Н. С. Отварухина, В. Р. Веснин. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 336 с.
34. Павленко Н.С. Показатели конкурентоспособности / Н.С. Павленко, О.А. Рущицкая // Аграрное образование и наука. 2017. № 1. С. 58.
35. Подгайнова, К.С. Ключевые аспекты развития экономики развитых стран / К.С. Подгайнова // Синергия Наук. 2018. № 20. С. 44-50.
36. Подсумкова, Л.А. Экономика Японии / Л.А. Подсумкова // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2017. № 4 (68). С. 64-67.
37. Попов, И.В. Путь возрождения экономики Японии / Научный альманах. 2019. № 8-1 (22). С. 74-78.
38. Ребрей, С.М. Япония в международном движении капитала / Вестник МГИМО Университета. 2019. № 4 (49). С. 274-285.
39. Сидоров И.А. Анализ конкурентоспособности организации и её конкурентов / И.А Сидоров // Журнал «У». Экономика. Управление. Финансы. — 2016. – с. 65-67
40. Сидоров М. Н. Стратегический менеджмент: учебник для СПО / М. Н. Сидоров. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 158 с.
41. Устимкин О.А. Оценка и пути повышения конкурентоспособности предприятия / О.А, Устимен // Форум молодых ученых. – 2019. — №1 (29). – С. 7-10
42. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации: Учеб. пособие. – М.: Эксмо, 2015. — 320 с.
43. Философова Т.Г. Конкуренция. Инновации. Конкурентоспособность: учебное пособие / Т.Г. Философова, В.А. Быков; под ред. Т.Г. Философовой. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ, 2015. — 296 с.
44. Хайруллина Д.И. Методические аспекты анализа конкурентоспособности предприятий АПК / Д.И. Хайрулина // Вектор науки ТГУ. № 2 (24). – 2015. – С. 359 – 363.