Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ВОЛОГДЫ НАКАНУНЕ И В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 8
1.1. Система образования города Вологды накануне Великой Отечественной войны 8
1.2. Вологодское образование в годы войны 11
1.3 Работа школьников в тылу 18
2. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ ГОРОДА ВОЛОГДЫ В 1941 – 1945 ГГ. 24
2.1 Работа Вузов в период ВОВ 24
2.2 Помощь студентов и учащейся молодежи фронту 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 33
Фрагмент для ознакомления
2
Вологодская область внесла значительный вклад в победу над фашизмом в годы Великой Отечественной войны. Военные действия на территории области велись только на территории современного Вытегорского района. Вологда имела большое военно-стратегическое значение. Он располагался на стыке сразу нескольких фронтов, и это обязывало вологжан быть постоянно готовыми прийти на помощь любыми средствами.
На протяжении всей войны этот город не только постоянно помогал фронту, но и вел активную повседневную жизнь, а главное-обучал и готовил подрастающее поколение.
Объектом исследования являются образовательные учреждения в период Великой Отечественной войны.
Предмет исследования – образовательные учреждения города Вологды в 1941 – 1945 гг.
Хронологические рамки исследования включают период Великой Отечественной войны с 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г.
Территориальные рамки выпускной квалификационной работы - город Вологда.
Степень изученности темы. Исследованиями по тылу в целом занимались такие авторы как: П.Н. Поспелов , А.Д. Колесник , Ю.С. Кукушкин , Е.Л. Храмкова . Большое значение имеет книга Н.М. Алещенко «Во имя победы» . Здесь показан героический труд советских людей в тылу в годы Великой Отечественной войны. Большое внимание уделяется трудовым подвигам советской молодежи.
Важной для данного исследования является диссертация М.Г. Хитаряна о трудовом воспитании и политехническом образовании в советской школе и педагогике в 1930-е – 1950-е годы, которая была защищена в 1974 году. Этот труд позволяет проследить изменения в структуре школьного образования в целом по стране .
Монография «Советская высшая школа в годы Великой Отечественной войны» характеризует все аспекты развития высшей школы в СССР в годы войны. Здесь авторами дается характеристика законодательных источников, которые касались высшей школы, научной, учебной и трудовой деятельности вузов СССР.
Достаточно важной является монография С.А. Черник, в которой освещается обширный круг вопросов о деятельности советской общеобразовательной школы в целом в годы Великой Отечественной войны. Автору удалось раскрыть особенности учебно-воспитательного процесса, методы и содержание работы учителей .
Труд В.Н. Липника об истории народного образования и педагогической мысли предоставляет важные сведения о реформах в области образования, а также некоторые необходимые сведения об особенностях процесса обучения в военное время .
В 2000 году вышла в свет работа историко-педагогического характера А. Л. Михащенко, раскрывающая этапы развития школы, тенденции каждого периода ее реформирования. Для настоящего исследования необходима только глава "общее образование в годы Великой Отечественной войны", в которой приводятся сведения об изменениях, произошедших в общем образовании в годы войны.
Историография, касающаяся учебных заведений Вологды, немногочисленна, но она имеет большое значение для истории не только региона, но и всей страны. Важной работой для изучения учебных заведений Вологды, прежде всего для изучения деятельности педагогического института в годы войны, является работа П. А. Колесникова "Вологодский государственный педагогический институт", в которой прослеживаются изменения в структуре института в годы войны. Кроме того, в нем содержится важная информация об условиях, в которых велась учебная и научная работа.
В статье А. Меркушевой "молодые вологжане на фронт", вышедшей в 1976 году, рассказывается о той помощи, которую оказывали Тихвинским школьникам учащиеся вологодских школ, как они отзывались о школьниках, оказавшихся в тех районах, которые были освобождены от немцев.
Среди работ постсоветского периода, прежде всего, стоит выделить работу Н. И. Баландина "Война и школа", где сделана попытка проанализировать деятельность школ на европейском Севере в 1941-1945 гг., а также показать вклад работников образования в общее дело победы над фашизмом. Автор приводит обобщающие факты о деятельности студентов и преподавателей, а также некоторые статистические сведения о численности студентов.
В статье А. Морщина "Дети войны" раскрываются направления патриотической работы среди учащихся. Автор писал о том, как молодые патриоты в глубоком тылу оказывали большую помощь как в сельском хозяйстве, так и в производстве.
Из статьи Н.Л. Турупанова можно узнать о вкладе в победу вологодских медицинских кадров, подготовка которых осуществлялась в Вологде в основном на базе медицинского училища.
Некоторые сведения о работе Вологодского техникума железнодорожного транспорта в годы Великой Отечественной войны можно найти в статье в энциклопедии под редакцией Г.В. Судакова, вышедшей в свет в 2006 году.
Работы С.Н. Цветкова очень важны. Из статьи "Военные школьные годы" можно узнать, опираясь на архивные документы, о деятельности школ города Вологды в годы Великой Отечественной войны. Автор приходит к выводу, что, несмотря на военное время, городские школы с высокой успеваемостью и небольшим отсевом заканчивали каждый учебный год. Кроме того, в нем упоминается о введении раздельного образования с 1943-1944 учебного года, а также о создании фондов всеобщего образования. В своих статьях С. Н. Цветков подробно рассказывает о работе школьников в колхозах и совхозах, приводит некоторые статистические данные о количестве и переориентации школ. Автор отмечает в статьях сложную ситуацию, связанную с отсутствием некоторых учебников, мела, чернил и бумаги. Также рассматривается вопрос обеспечения питанием студентов. Аналогичные проблемы рассматриваются Цветковым в статье "бытовые и материальные условия жизни вологодских детей в годы Великой Отечественной войны".
О. Г. Конищева в своей работе, раскрывая многие проблемы военного детства, в конечном счете утверждает, что, несмотря на ограниченные материальные возможности, забота о подрастающем поколении не была отодвинута на второй план.
Таким образом, можно отметить, что тема исследования недостаточно изучена. До сих пор нет ни одного исторического труда, в полной мере отражающего все аспекты деятельности учебных заведений Вологды в годы Великой Отечественной войны.
Цель данной работы – проанализировать деятельность образовательных учреждений города Вологды в годы Великой Отечественной войны.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Охарактеризовать сферу образования в городе Вологда накануне и в годы Великой Отечественной войны.
2. Проанализировать деятельность учреждений профессионального образования в годы Великой Отечественной войны.
Новизна исследовательской работы состоит в том, что предпринята первая попытка дать комплексный анализ исследования системы образования в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 года на примере города Вологды.
Структура работы соответствует поставленным задачам и состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и литературы.
1. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ВОЛОГДЫ НАКАНУНЕ И В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
1.1. Система образования города Вологды накануне Великой Отечественной войны
В 1930-е годы в Советском Союзе произошла коренная реорганизация школьной системы. В 1930 году было введено всеобщее обязательное начальное образование. А декретом «О структуре начальных и средних школ в СССР» (1934) государство определило единую структуру школьного образования с преемственностью его ступеней. Резолюция давала указания на коренное изменение воспитательной работы школ, осуждала методы проектов. Декрет «Об учебных программах и режиме начальных школ» (1932) утвердил новые предметные программы, осудил коллективные экзамены и зачеты, объявил урок основной формой организации учебного процесса, потребовал создания и использования стабильных учебников.
С 1932/33 учебного года упраздняется разделение школ на ФЗУ (фабрично-заводское ученичество) и ШКМ (школа крестьянской молодежи), и семилетка становится единой общеобразовательной школой для города и села. Воспитательная работа стала уделять меньше внимания трудовому воспитанию и политехнической направленности. В конце 30-х годов труд исключается из учебных планов и программ, а школьные мастерские ликвидируются.
В соответствии с правительственными постановлениями в стране были созданы следующие типы школ
- дошкольное образование,
- начальная школа (1-4 классы),
- средняя школа (5-7 классы),
- средняя школа (8-10 классов).
Советская система образования приобрела последовательный и системный характер: ввели обязательные для всех программы с четко определенным кругом систематизированных знаний; установили классную организацию школьной работы; ввели строгий распорядок дня и учащихся; ввели систематическую индивидуальную запись знаний в 5-словесных системах (очень плохо, плохо, посредственно, хорошо, отлично); установили руководящую роль учителя в классе, усилили идеологию и централизацию в системе образования.
Эта структура, с небольшими изменениями, просуществовала до 1980-х годов. Она была оптимальной для того времени и получила мировое признание с точки зрения логического построения и уровней общего образования. Помимо структурных изменений были введены предметное обучение, типовые программы и учебники, единый режим обучения.
В предвоенные годы в Вологде была завершена ликвидация неграмотности, борьбе с которой долгое время уделялось пристальное внимание.
С 1930 года в стране было введено всеобщее обязательное начальное (четырехлетнее) образование для детей и подростков (переход к нему был завершен к середине 1930-х годов). В промышленных городах и рабочих поселках ставилась задача ввести всеобщее образование в семилетних школах. В 1931 году в Вологде было введено обязательное семилетнее образование. В 1931/32 учебном году в Вологде насчитывалось 41 школа первой ступени, 3 семилетние школы и 12 школ второй ступени, которые располагались преимущественно в приспособленных дворянских и купеческих особняках. Число студентов увеличилось до 8956 человек. В городе работало 520 учителей.
В 1934/35 учебном году в городе было создано 3 девятилетние школы.
В период с 1938 по 1941 год было построено 4 школы на 500-800 мест. Одними из первых зданий, которые будут возведены сегодня, являются
Фрагмент для ознакомления
3
Источники
1. Алексеев, А. Создадим «Пионерскую копилку» в каждой школе / А. Алексеев // Красный Север. – 1942. – 9 декабря. – С. 2.
2. Александров, Б. Готовить кадры темпами военного времени / Б. Александров // Красный Север. - 1941. – 6 сентября. – С. 2.
3. Валенки, шерстяные перчатки бойцам» Барболин, Г. Валенки, шерстяные перчатки бойцам / Г. Барболин // Красный Север. - 1942. - 5 августа. - С.3
4. Военно-спортивные занятия в школах // Красный Север. – 1943. – 9 июня. – С. 2.
5. Волков, Н. Заказы фронта следовали постоянно / Н. Волков // Красный Север. – 1944. – 29 марта. – С. 2.
6. В совершенстве овладеть мастерством // Красный Север. – 1943. – 7 сентября. – С. 2.
7. Герасимов, А. Успешно завершить учебный год / А. Герасимов // Красный Север. – 1942. – 7 мая. – С. 2.
8. Житков, Н. Передаю свой опыт молодым рабочим / Н. Житков // Красный Север. – 1943. – 11 сентября. – С. 2.
9. Зайцев, Н. На фронт хочу идти комсомольцем / Н. Зайцев // Красный Север. – 1941. – 21 декабря. - С. 3.
10. Комсомол должен быть душой всеобуча // Красный Север. 1942. – 08 октября
11. Корельский. Школа помогает крепить тыл / Корельский // Красный Север. – 1941. – 15 августа. - С. 4.
12. Красной Армии - теплую одежду, обувь» Красной Армии - теплую одежду и обувь // Красный Север. - 1941. - 18 сентября. - С. 2
13. Кузьмин. Вместе со всем народом во славу родины / Кузьмин // Красный Север. – 1944. – 21 апреля. – С. 2.
14. Кузьменко, Д.Г. Сборник документов и материалов по вопросам труда в период Великой Отечественной войны (22 июня 1941 г. - 5 января 1944 г.) / под ред. А.П. Ляпин. - Москва, 1944. – 379 с.
15. Лисутин, И. Вечерние школы для рабочей молодежи / И. Лисутин // Красный Север. – 1943. – 2 ноября. – С. 2.
16. Налимова. Здравствуй, школа! / Налимова // Красный Север. – 1943. - 1 сентября. – С. 2.
1. Об обучении подростков, работающих на предприятиях: постановление Совета Народных Комиссаров СССР от 15 июля 1943 г. – Москва // Хрестоматия по истории советской школы и педагогики: учебное пособие / ред. А.Н. Алексеев, Н.П. Щербов. – М.: Просвещение, 1972. – С. 287.
2. Попова, Ф. Отлично учатся и помогают фронту / Ф. Попова// Красный Север. – 1942. – 24 декабря. – С. 2.
3. Постановление Совета Народных Комиссаров СССР №75 «Об устройстве детей, оставшихся без родителей» от 23 января 1942 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: // www.ussrdoc.com/ussrdoc_communizm/ussr_4340.htm.
4. Соколова, Е. Товарищеская помощь школьникам Тихвина / Е. Соколова // Красный Север. – 1942. – 1 февраля. – С. 3.
5. Соркин, В.З. Детство, опаленное войной: сборник воспоминаний детей войны. – Вологда: ФЕСТ, 2011. – 116 с.
6. Чурин, В. Нерушимая связь фронта и тыла / В. Чурин // Красный Север. – 1941. – 23 декабря. – С. 4.
Литература
7. Алещенко, Н.М. Во имя Победы / Н.М. Алещенко. - Москва: Просвещение, 1985. - 160 с.
8. Баландин, Н.И. Война и школа: (На материалах Европ. Севера 1941-1945 гг.) / Н.И. Баландин // Уроки и проблемы изучения истории второй мировой войны: [Тезисы докл. рос. науч.-практ. конф., Вологда, 15-18 февр. 1995 г.]. - 1995. - С. 109-111.
9. Вологда в минувшем тысячелетии: очерки истории города / [А.В. Суворов и др.; редкол.: А.С. Якуничев (пред.) и др.; предисл.: Ю.К. Некрасов, Р.П. Биланчук]. – 2-е изд. – Вологда, 2004. – 240 с.
10. Вяземский, Е.Е. Теория и методика преподавания истории. Учебник для ВУЗов / Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. - Москва: Владос, 2003. - 384 с.
11. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов.- Москва: Просвещение, 2010. - 223 с.
12. Золотарев, В.А. История великой войны 1941–1945: В 2 т. / В.А. Золотарев, А.М. Соколов. – Москва: ИНЭС, РУБИН, 2015. — 1278 с.
13. Колесник, А.Д. РСФСР в годы Великой Отечественной войны: Проблемы тыла и всенародной помощи фронту / А.Д. Колесник. – Москва: Наука, 1982. – 328 с.
14. Колесников, П.А. Вологодский Государственный педагогический институт: к 50-летию со дня основания / ред.-сост. П.А. Колесников; редкол. А.П. Полетаев [и др.]. - Вологда: Северо-Западное книжное издательство, 1968. - 152 с.
15. Конищева, О.Г. Охрана детства в Вологде в годы Великой Отечественной войны: (по документам Вологодского областного архива новейшей политической истории) / О.Г. Конищева // Историческое краеведение и архивы. – 2005. – Вып. 12, ч.1. – С. 105 – 113.
16. Коновалов, В.А. Вклад рабочего класса Северо-Запада в оказание помощи действующей армии в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945) / В.А. Коновалов // История и культура Вологодского края. III краеведческая науч. практ. конф. – Вологда, 1990.
17. Куманев, Г.А. Советский тыл в первый период Великой Отечественной войны / отв. ред. Г.А. Куманев. Москва: Наука, 1988. – 424 с.;
18. Липник, В. Н. Школьные реформы в России: Очерк истории / В.Н. Липник. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. - 83 с.
19. Меркушева, А. Юные вологжане – фронту /А. Меркушева // Красный север. – 1976. – № 144. – С. 3.
20. Местная противовоздушная оборона Вологодской области в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) / сост. А.И. Розов // На страже безопасности людей. – Вологда, 2005. – Гл. 3. – С. 26-83.
21. Митрофанова, А.В. Советский тыл в период коренного перелома в Великой Отечественной войне. 1942-1943 гг./ отв. ред. А.В. Митрофанова. – Москва: АН СССР, 1989. – 400 с.
22. Михащенко, А.Л. История общего образования в России: XX век. Учеб. пособ. / А.Л. Михащенко. - Курган: Изд-во Курганского государственного университета, 2000. - 269 с.
23. Морщин, А. Дети войны /А. Морщин // Русский север. – 1995. – 4 июля.
24. Осьминский, Т. И. Очерки по истории края: (Вологодская область): [с древнейших времен до 1960-х гг.] / Т. И. Осьминский, Н. В. Озеринин, И. И. Брусенский. – Вологда: Книжное издательство, 1960. – 456 с.
25. Очерки истории Великой Отечественной войны: 1941–1945. - Москва: Изд-во АН CССР, 1955. – 536 с.
26. Сенявская, Е.С. Человек на войне: историко-психологические очерки / Е.С. Сенявская. – Москва, 1997. – 232 с.
27. Советская высшая школа в годы Великой Отечественной войны / под ред. Ф.Б. Комала, Москва: Высш. школа, 1980. – 232 с.
28. Советский тыл в годы Великой Отечественной войны: Учебное пособие по истории СССР для студентов вузов / С.А.Байбаков и др.; под ред. Ю.С. Кукушкин. – Москва: Высшая школа, 1986. – 190 с.
29. Советский тыл в Великой Отечественной войне. Кн. 2: Трудовой подвиг народа / под общ. ред. П.Н. Поспелова. - Москва: Мысль, 1974. – 300 с.
30. Создадим мощный народный фронт обороны» Создадим мощный народный фронт обороны // Красный Север. - 1941. - 2 августа. - С.1
31. Турупанов, Н.Л. Вологодские медики в годы войны / Н.Л. Турупанов // Уроки и проблемы изучения истории второй мировой войны: [тезисы докл. рос. науч.-практ. конф., Вологда, 15-18 февр. 1995 г.]. – Вологда, 1995. – С. 147 - 149.
32. Хитарян, М.Г. Трудовое воспитание и политехническое обучение в советской школе накануне перехода ко всеобщему среднему образованию (1937-1956 гг.): Ист.-пед. очерки / М.Г. Хитарян. - Вологда: Северо-Западное книжное издательство, 1974. – 579 с.
33. Храмкова, Е. Л. Тыл России в годы Великой Отечественной войны, 1941-1945 гг. / Е.Л. Храмкова. - Самара: Науч.-техн. центр, 2000. – 194 с.
34. Цветков, С.Н. Школьные годы военные / С.Н. Цветков // Источник. – 1996. – № 4. – С. 1-10.
35. Цветков, С.Н. Бытовые и материальные условия жизни вологодских детей в годы Великой Отечественной войны / С.Н. Цветков // Власть и общество на Европейском Севере России: исторический опыт и современность. – Вологда, 2010. – С. 182-186.
36. Черник, С.А. Советская общеобразовательная школа в годы Великой Отечественной войны / С.А. Черник. – Москва: Педагогика, 1984. – 240 с.