Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Государственное планирование и прогнозирование было основой плановой экономики в недавнем прошлом нашей страны. Переход к рыночным отношениям хозяйствования с многообразием форм собственности предполагает деятельность многих самостоятельных субъектов планирования и прогнозирования. Положения о местном самоуправлении и местном хозяйстве предоставляют муниципальным органам власти права по регулированию хозяйственной и предпринимательской деятельности на подведомственной им территории, прогнозированию социально-экономического развития.
В то же время планирование и прогнозирование на федеральном уровне не утратило своей значимости это необходимый элемент государственного и муниципального управления.
С начала реформ в России вопросы планирования и прогнозирования в государственном и муниципальном управлении стали наиболее обсуждаемыми.
В современных условиях существования нашей страны одной из важнейших потребностей общества является наличие стратегического плана развития территории. Это обусловлено неравномерностью экономического развития территорий, высоким уровнем социальной дифференциации населения, глобальными и локальными экономическими изменениями последних десятилетий, переоценкой нравственных ценностей.
Поэтому сегодня актуальной задачей является повышение социально-экономического уровня развития России в целом, а также регионов и городов, как в текущий период, так и в перспективе. Оптимальные методы планирования и прогнозирования позволяют решить эту задачу.
Целью исследования является изучение планирования и планирования и прогнозирования социально-экономического развития муниципального образования.
Для достижения этой цели определены следующие рабочие задачи:
изучить сущность планирования и прогнозирования в государственном и муниципальном управлении;
рассмотреть разработку прогнозов социально-экономического развития;
представить общую информацию о Тверской области;
раскрыть итоги социально-экономического развития Тверской области;
представить прогноз социально-экономического развития Тверской области на 2020 год и на период до 2024 года;
представить прогноз социально-экономического развития Тверской области на период до 2030 года.
Объектом исследования является планирование и прогнозирование в системе местного самоуправления.
Предметом исследования являются особенности планирования и прогнозирования социально-экономического развития Тверской области.
Методология исследования определяется целями и задачами данной работы. В основе исследования лежит диалектический метод познания, предполагающий всесторонность, объективность и взаимосвязь изучаемых явлений. Также используется метод системного анализа.
Различные теоретические разработки ученых, прежде всего в области государственного и муниципального управления, таких авторов, как М. В. Буторин, Н.И. Глазунова, Г. Л. Купряшин, Р. Т. Мухаев, С. Ю.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.
1. Теоретические основы планирования и прогнозирование социально-экономического развития муниципального образования
1.1. Сущность планирования и прогнозирования в государственном и муниципальном управлении
Государственное планирование и прогнозирование было основой плановой экономики в недавнем прошлом нашей страны. Переход к рыночным отношениям хозяйствования с многообразием форм собственности предполагает деятельность многих самостоятельных субъектов планирования и прогнозирования и планирования. Положения о местном самоуправлении и местном хозяйстве предоставляют муниципальным органам власти права по регулированию хозяйственной и предпринимательской деятельности на подведомственной им территории, а также по планированию социально-экономического развития1.
В то же время планирование и прогнозирование на федеральном уровне не утратило своей значимости это необходимый элемент государственного и муниципального управления.
Прогнозы являются основой концепций, программ и планов социально-экономического развития.
Прогнозы разрабатываются по странам, территориям, видам и отраслям промышленности, вопросам и т.д. Отдельные прогнозы, такие как: последствия вероятного наступления тех или иных событий в стране и за рубежом; развитие отдельных значимых направлений «подсистем» экономики (финансы и денежное обращение, труд и занятость, макро); политические; социальные; развитие отдельных видов отраслей производства; научно-технические; внешнеторговые; экологические; развитие производственных, управленческих и территориальных структур-обобщаются в общем прогнозе социально-экономического развития.
Социальное планирование и прогнозирование включает в себя разработку как поисковых, так и целевых прогнозов.
Поисковый прогноз заключается в определении развития определенной подсистемы при условии, что влияние государства на экономические процессы в данный период времени остается неизменным. Этот прогноз подчеркивает «узкие места» в общественном производстве, которые могут быть устранены в результате государственного воздействия для улучшения экономических параметров развития.
Целевой (нормативный) прогноз разрабатывается с учетом задач, которые ставятся перед экономикой (например, достижение определенного уровня потребления). Для этого органы государственной власти готовят перечень первоочередных задач. Прогнозы разрабатываются с использованием сценарного подхода, то есть набора условий, которые задаются в качестве исходных (например, погодные, социально-политические, международные, правовые условия и др.).) принимается во внимание2.
В развивающемся обществе необходимо периодически уточнять разрабатываемые прогнозы. Частота корректировок зависит от скорости и значимости изменений. Следует избегать чрезмерно частых пересмотров прогнозов, приводящих к их ухудшению и снижению эффективности прогнозной деятельности.
Исходя из положений, содержащихся в Конституции Российской Федерации, вопросы, связанные с регулированием социально-экономической сферы, относятся к компетенции Правительства Российской Федерации. Для решения этих вопросов они разрабатывают государственную структурную и инвестиционную политику, бюджетную, кредитную, денежно-кредитную и ценовую политику. Правительство также составляет прогнозы социально-экономического развития, формирует федеральные целевые программы и обеспечивает реализацию этих программ на основе выбранных приоритетов.
Экономическая политика разрабатывается Министерством экономики Российской Федерации. В областях, связанных с планирование и прогнозированием и планированием, Министерство экономики Российской Федерации осуществляет следующие функции:
организация и координация подготовки комплексного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, регионов, а также отраслей и секторов экономики;
представление предложений на основе различных вариантов сценарных условий, целей и приоритетов, касающихся социально-экономического развития Российской Федерации, развития народнохозяйственных комплексов, отраслей народного хозяйства, регионов. Правительство также разрабатывает консолидированный финансовый баланс государства, обосновывает отдельные статьи доходов и расходов федерального бюджета с экономической точки зрения, в том числе обосновывает бюджетную заявку на финансирование поставок продукции, предназначенной для федеральных и государственных нужд;
осуществление организационно-методического руководства и координации работ, связанных с формированием и реализацией федеральных и межгосударственных целевых программ, реализацией перечня программ, предусмотренных для финансирования из федерального бюджета.
1.2. Разработка прогнозов социально-экономического развития
Министерство экономики Российской Федерации предоставляет правительству комплексные прогнозы социально-экономического развития, федеральные целевые программы, предложения, обосновывающие
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Глазунова, Н. И. Система государственного и муниципального управления: учебник для вузов / Н.И. Глазунова. – М.: Проспект, 2018. – 630 с.
2. Голикова Г.В. Управленческая экономика: Учебное пособие / Г.В. Голикова, Д.С. Петров, И.В. Трушина, Н.В. Голикова. – М.: Инфра-М, 2018. – 216 с.
3. Ершов, В.А. Государственное и муниципальное управление: учебное пособие / В.А. Ершов. – М.: ГроссМедиа, 2017. – 255 с.
4. Кайль, Я.Я. Система государственного и муниципального управления: учебное пособие / Я.Я. Кайль. – Ростов н/Д.: Феникс, 2019. – 364 с.
5. Мухаев, Р.Т. Система государственного и муниципального управления. Учебник / Р.Т. Мухаев. – М.: Юнити-Дана, 2019. – 684 с.
6. Наумов, С.Ю. Государственное и муниципальное управление: учебное пособие / С.Ю. Наумов. – М.: Дашков и К, 2019. – 556 с.
7. Наумов, С.Ю. Система государственного управления: учебное пособие / С.Ю. Наумов. – М.: Инфра-М, 2017. – 304 с.
8. Орешин, В.П. Система государственного и муниципального управления. Учебное пособие / В.П. Орешин. – М.: Инфра-М, 2018. – 320 с.
9. Пономаренко, Е.В. Управленческая экономика. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Е.В. Пономаренко, В.А. Исаев. – М.: Юрайт, 2018. – 216 с.
10. Рой, О.М. Система государственного и муниципального управления: учебное пособие / О.М. Рой. – СПб.: Питер, 2017. – 368 с.
11. Сажина М.А. Управленческая экономика. Учебник / М.А. Сажина. – М.: Инфра-М, 2018. – 208 с.
12. Тарасенко, О.А. О предпринимательской и приносящей доход деятельности некоммерческих организаций актуальные вопросы корпоративного права / О.А. Тарасенко // Юрист. – 2018. – № 23. – С. 15-18.
13. Халиков, М.И. Система государственного и муниципального управления. Учебное пособие / М.И. Халиков. – М.: Флинта, 2019. - 480 с.
14. Чиркин, В.Е. Система государственного и муниципального управления. Учебник / В.Е. Чиркин. – М.: Норма, 2019. – 432 с.
15. Шедько, Ю.Н. Система государственного и муниципального управления. Учебник / Ю.Н. Шедько. – М.: Юрайт, 2019. – 570 с.
16. Яновский, В.В. Государственное и муниципальное управление. Введение в специальность / В.В. Яновский. – М.: КноРус, 2019. – 200 с.
17. Чеканский, А.Н. Управленческая экономика. Практика применения. Учебное пособие / А.Н. Чеканский, В.А. Коцоева, С.Е. Варюхин. – М.: Дело, 2018. – 170 с.
18. Чепелева, Г.В. Управленческая экономика. Учебное пособие / Г.В. Чепелева, Н.А. Далисова. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2019. – 156 с.
19. Министерство экономического развития Тверской области. Официальный сайт. – Режим доступа: http://economy.tver.ru/.
20. Показатели социально-экономического развития Тверской области за 2019 год [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://тверская-область-экономика.рф.