Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Более двух столетий предположение о полноте и точности информации, доступной участникам рынка, было основой аксиом классической экономики и неоклассицизма. Это предположение было основано на идее А. Смит, что конкурентные рынки, ведомые «невидимой рукой», ведут к социальной эффективности. Та же предпосылка лежит в основе теории маржи, которая предполагает, что потребитель знает нужды; продавец и покупатель знают качественный особенности товара и его прайс. Отсюда вывод: возможность рационального выбора и максимизации индивидуальной целевой функции экономического агента (функции полезности или функции прибыли), что в условиях совершенной конкуренции приводит к максимизации общественного благосостояния, а по Парето – эффективный общий баланс.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что в течение ХХ столетия становилось все более очевидным, что необходимо теоретическое осмысление новых исторических условий и прояснить место информации в современной рыночной экономической системе.
На финале ХХ века на основании информационной и коммуникационной технологии образовалась экономической деятельности. На смену «полностью информированному» субъекту рынка приходит экономический агент, который постоянно собирает, изучает и анализирует постоянно увеличивающиеся потоки экономической информации. В этих условиях субъекты рынка появляются с разной степенью информации об изменениях экономических процессов или с асимметричной информацией.
Асимметрия информации - самая главная проблем современной России. Неполнота информации приводит к неэффективному функционированию рынков, неопределённости и рискам, ограничению конкуренции, не взаимовыгодным рыночным сделкам.
Асимметричность информации не позволяет основному потребителю правильно ориентироваться на этом рынке, выбирать наиболее подходящий товар по оптимальной цене и соответствующему качеству.
В связи с этим актуальным является изучение неполноты информации на рынке в условиях современной России.
Целью настоящей работы есть изучения асимметрии информации на рынке труда
Для достижения поставленной цели был поставлен ряд задач:
Исследование сущности понятия асимметрии информации на рынке труда;
Изучение теоретических основ эффективности оплаты труда;
Оценка степени воздействия асимметрических проявлений на рынке труда;
Выявление путей избежание и дальнейшего проявление асимметрии информации на рынке труда.
С целью реализации поставленной цели и задач, автор использует целый комплекс научных методов, к числу которых можно отнести: дедукция, индукция, обобщение, абстракция.
Практическая значимость работы заключается в том, что основные положения, выдвинутые автором в рамках этой работы, могут быть использованы и полезны лицам, изучающим асимметрические проявления на рынке труда; лицам, изучающие рынки и механизмы на них.
Раздел 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЫНКА С АСИММЕТРИЧНОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ
1.1 Понятие асимметрии информации
«Информационная асимметрия - один из главных недостатков рынка. На идеальном и высококонкурентном рынке покупатели и продавцы имеют неограниченный и свободный доступ к необходимой им информации. Однако на реальном рынке информация неполная, и она неравномерно распределена между участниками. Явление асимметрии информации возникает, когда информация, необходимая для принятия решений о закупках, инвестициях и заключении договоров, есть только у одного сторонника. Сюда входят ситуации, когда невозможно оценить качество товаров, услуг, выполненных работ, намерения контрагента и его возможности, и ряд других. Преимуществом важной информацией позволяет ее владельцу использовать ее в своих целях и назло своему партнеру без последнего. Это явление характерно для многих рынков».
Неполнота информации, информационная асимметрия - эти особенности рынка наиболее ярко проявляются на современном этапе развития рыночной экономики.
Асимметричность информации - один из видов неполноты информации - доступ одних субъектов хозяйствования к важной информации при отсутствии такой информации от других заинтересованных сторон.
Асимметрия информации порождает внутренние факторы - положительные или отрицательные эффекты, которые не были указаны при заключении сделки, которые впоследствии распространяются на участников. Причина тому - значительные транзакционные издержки на получение полной и достоверной информации, в результате чего ценовые сигналы искажаются.
Асимметричная информация распространена во многих деловых ситуациях. Как правило, продавец товара знает о его качестве больше, чем покупатель. Рабочие знают свои навыки и умения лучше, чем предприниматели. А менеджеры знают свои возможности лучше, чем владельцы бизнеса.
Асимметричная информация объясняет многие институциональные правила в нашем обществе. Эта концепция помогает понять, почему автомобильные компании предлагают гарантии и услуги для новых моделей; Почему фирмы и сотрудники заключают контракты, предусматривающие стимулы и бонусы; почему корпоративным акционерам необходимо следить за поведением менеджеров.
Асимметрия информации потеряла бы актуальность при нулевых издержках поиска информации. Производство общественных благ упростилось бы, если бы было можно без издержек обнаруживать и наказывать «безбилетников» (то есть тех, кто при потреблении общественного блага уклоняется от его оплаты), а также без издержек согласовывать объемы и качество таких благ. Естественные монополии получили бы стимулы к эффективной работе, если бы их могли заменить – без издержек мониторинга их работы и входных барьеров – другие, более эффективные монополии на том же рынке.
И цифровые технологии дают инструменты для преодоления провалов рынка – пожалуй, более эффективного преодоления, чем то, на что мы рассчитывали ранее.
Обычно методом снижения трансакционных издержек является привлечение государства, потому что государство благодаря эффекту масштаба может делать это экономичнее всех – собирать информацию, составлять правила, формировать площадки для взаимодействия, обеспечивать механизмы принуждения. Собственно, именно эта функция государства и объясняла необходимость ограничений для рыночной экономики.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Антипина О. Н. Асимметрия информации / О. Н. Антипина // Вестник МГУ. - Сер. 6. - Экономика. - 2003. - № 2.
2. Асимметрия информации в экономике [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Б. Ж. Тагаров. - Иркутск : Изд-во БГУ, 2018 - 52 с.
3. Аткинсон Э. Б. Лекции по экономической теории государственного сектора: Учебник / Э. Б. Аткинсон, Дж. Э. Стиглиц. - М.: Аспект -Пресс, 2015. - 832 с.
4. Гордеева Д.С. Экономика образования: учебное пособие для студентов / Д.С. Гордеева, Н.А. Дегтярева. - Челябинск: -«Цицеро», 2017. - 95с.
5. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология / В.Н. Дружинин. - 2-е изд., доп. - СПб.: Питер, 2002
6. Лапченко Д. А. Оценка и управление экономическим риском. Теория и практика / Д.А. Лапченко. - Минск: Амалфея, 2007
7. Майминас Е. Информационное общество и парадигма экономической теории / Е. Майминас //Вопросы экономики. - 1997. - №11.
8. Мескон М. Основы Менеджмента / М. Мескон. – М.: Дрофа, 1992
9. Нельсон Р. Эволюционная экономическая теория /Р. Нельсон, С. Уинтер. - М.: Дело, 2001.
10. Ольсевич Ю. Экономическая теория и природы человека: становиться ли тайное явным? / Ю. Ольсевич // Вопросы экономики. - №12. - 2007
11. Руднева А.О. Асимметрия информации и противоборство как источники рисков во внешней торговле / А.О. Руднева / Вестник университета (Государственный университет управления). 2013. № 22. С. 148-152
12. Сапир Ж. Экономика информации: новая парадигма и ее границы / Ж. Сапир // Вопросы экономики. - №10. - 2005.
13. Стиглиц Дж. Многообразнее инструменты, шире цели: движение к пост-Вашингтонскому консенсусу / Дж. Стиглиц // Вопросы экономики. - 2008. - № 8.
14. Шкалаберда Я.Л. Неопределённость, риск и асимметрия информации в рыночной экономике / Я.Л. Шкалаберда // Экономические науки. - 2006. - № 8 (21).
15. Асимметрия информации / 50 лекций по Микроэкономике. Лекция 49. – Режим доступа: http://50.economicus.ru.
16. Официальный сайт Росстат. Режим доступа: http://www.gks.ru
17. Феномен лжи в межличностном общении. Режим доступа: http://www.ecsocman.edu.ru