Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Один из наиболее тяжелых видов нарушения здоровья, которые могут привести к социальным дефектам, представлен полной или частичной утратой зрения: слепотой и слабовидением. Несмотря на реальные достижения офтальмологии, в нашей стране количество слабовидящих колеблется от 5 до 7 млн человек и постепенно растет [7, 9].
Большая роль в профилактике снижения остроты зрения играют средства физической культуры, особенно специальные упражнения для глазных мышц (глазотренинг), и другие оздоровительные технологии.
В школах для детей с нарушениями зрения физическое воспитание представляет собой одно из важнейших средств всестороннего развития детей и подготовки, приобщения их к трудовой деятельности. Физическое воспитание слабовидящих детей имеет свои особенности, обусловленные не только нарушением зрения, но и наличием вторичных отклонений в физическом и психическом развитии.
Актуальность: Большинство слабовидящих учащихся страдают искривлением позвоночника, нарушением осанки, плоскостопием и другими заболеваниями. У многих слабовидящих отмечается наличие испытывают трудностей в ориентировке в пространстве, у некоторых нарушена координация движений.
Выполнение плавательных действий, связанных с перемещением тела человека в водной среде, способствует формированию восприятия собственных движений и управления ими. Успешное овладение плаванием в значительной степени определяется тем, насколько у учеников сформирована способность к правильному восприятию и оценке собственных движений, насколько адекватными являются его двигательные представления. Практика показывает, что в процессе обучения плаванию слабовидящие дети в большинстве случаев приобретают определенные навыки ориентирования в пространстве и управления движениями своего тела [21].
Целью исследования является изучение методики обучения плаванию детей с нарушениями зрения.
В рамках поставленных целей решаются следующие задачи:
− изучить и проанализировать научно-методическую литературу.
− рассмотреть роль, место и значение плавания в структуре средств физического воспитания детей с нарушениями зрения.
− изучить методики обучения плаванию детей с нарушениями зрения
Объект исследования: обучение детей плаванию в раннем школьном возраст.
Предмет исследования: методика обучения плаванию детей раннего школьного возраста с нарушениями зрения.
Глава 1. Методика адаптивной физической культуры детей с нарушением зрения
1.1 Характеристика детей с нарушением зрения
Зрение является самым мощным источником информации о внешнем мире, до 90,0 % информации через зрительный анализатор поступает в мозг, и частичное или глубокое нарушение зрительных функций может привести к отклонениям в физическом и психическом развитии ребенка.
Зрительным анализатором обеспечивается выполнение сложнейших зрительных функций: центральное зрение; периферическое зрение; бинокулярное зрение; светоощущение; цветоощущение.
Состояние центрального зрения определяет острота зрения. Развитие зрения происходит постепенно: оно обнаруживается на 2-3 месяце жизни ребенка; в возрасте 3-5 месяцев формируется перемещение взора за движущимся предметом; ребенок узнает на 4-6 месяце ухаживающих за ним родственников; ребенок различает игрушки после 6 месяцев. У ребенка появляется раньше (в возрасте 5 месяцев) узнавание формы предмета, узнавание цвета появляется позже [1, 4].
Развитие бинокулярного зрения начинается на 3-4 месяце жизни ребенка, а к 7-13 годам его формирование заканчивается. Нормальное бинокулярное восприятие возможно при взаимодействии зрительно-нервного и мышечного аппаратов глаза. У слабовидящих детей одним из признаков нарушения бинокулярного зрения чаще всего является косоглазие – отклонение от правильного симметричного положения одного глаза, что осложняет осуществление зрительно-пространственного синтеза, вызывает нарушение координации, замедленность темпа выполнения движений и т. д. Важным средством развития бинокулярного зрения являются различные виды игровой деятельности: игра в мяч, кегли и др., моделирование и конструирование из картона, бумаги (оригами), занятия с мозаикой, плетение и т. п. Развитие зрительно-пространственного синтеза способствует улучшению ориентировки в пространстве во время занятий физкультурой и спортом, игровой деятельности [1, 4].
Периферическое зрение предназначено для восприятия окружающего фона и крупных объектов, для ориентировки в пространстве. Этот вид зрения обладает высокой чувствительностью к движущимся предметам. Состояние периферического зрения характеризует поле зрения, являющееся пространством, которое воспринимается одним глазом при его неподвижном положении. Изменение поля зрения (скотома) может быть ранним признаком поражения головного мозга и некоторых глазных заболеваний. Выраженные изменения границ поля зрения вызывают у детей трудности ориентации и зрительно-пространственного анализа. Наличие в поле зрения скотом осложняет восприятие действий, предметов, окружающей действительности.
Дети, имеющие сужение полей зрения до 10° признаются инвалидами по зрению и направляются в школы III—IV видов для обучения. Учителю физкультуры важно иметь сведения о состоянии у каждого ученика как центрального, так и периферического зрения. На уроках ЛФК, физкультуры, ритмики, в процессе пространственной ориентировки необходимо периферическое зрение, а при рассмотрении рисунков, чтении, изучении наглядных пособий ведущая роль отводится центральному зрению.
У занимающихся в условиях специального обучения, под воздействием подвижных и спортивных игр происходит улучшение полей обзора, пространственного зрения, улучшение зрительного и осязательного контроля за выполнением движений.
Появление у маленьких детей цветового зрения происходит в определенном порядке. Быстрее всего ребенок начинает узнавать красный, желтый, зеленый цвет, а позднее – фиолетовый и синий. Глаз человека способен различать при смешивании трех основных цветов спектра: красного, зеленого и синего (или фиолетового) разнообразные цвета и оттенки.
Выпадение или нарушение одного из компонентов называется дихромазией [1, 4].
Расстройства цветоразличения у слабовидящих детей определяются клиническими формами слабовидения, их происхождением, локализацией и течением.
Учителям необходимо иметь сведения о возможностях учащихся в различении цвета. Это имеет значение при демонстрации и использовании наглядных пособий, цветного спортивного инвентаря (обручи, мячи, лыжи, скакалки и пр.), рассматривании репродукций и т.д. Используются преимущественно красный, желтый, оранжевый и зеленый цвета при изготовлении наглядных пособий для детей с нарушением зрения.
Светоощущение является способностью сетчатки к восприятию света и различению его яркости. Нормально видящие глаза обладают способностью приспосабливаться к разным условиям освещения.
У ребенка световая чувствительность появляется сразу же после рождения. Дети с нарушением световой адаптации видят лучше в сумерках, чем на свету, у некоторых детей имеется светобоязнь. Расстройство темновой адаптации в условиях пониженного освещения приводит к потере ориентации.
Слепота может быть врожденной и приобретенной. Врожденная слепота является нарушением развития зрительных нервов, некоторых отделов головного мозга, сетчатки глаза. Приобретенная слепота чаще обусловлена перенесенными глазными заболеваниями: глаукомой, трахомой, кератитом, поражениями зрительного нерва, а также травмами глазного яблока, повреждениями глазницы и черепно-мозговыми травмами.
На основании анализа специальной литературы нарушения зрения можно условно разделить на глубокие и неглубокие. К глубоким относят нарушения зрения, которые связаны со значительным снижением таких важнейших функций, как острота зрения и (или) поле зрения, имеющие ярко выраженную органическую зрительную деривацию [1, 4, 21].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Анохин, П.К. Общие принципы компенсации нарушенных функций и их физиологическое обоснование / Анохин П.К. - М.: Наука,2011.-246с.
2. Булгакова М.Ж. Плавание. Учебное пособие / М.Ж. Булгакова – «Физкультура и спорт», 2001. – 11с.
3. Викулов. А.Д. Плавание / А.Д. Викулов – Учебное пособие для вузов: Владос пресс, 2004. – 10с.
4. Гудонис, В. Теоретические предпосылки интеграции лиц с нарушенным зрением / Гудонис В. // Дефектология. - 2006.- №2.- 77с.
5. Гузман Р. Плавание. Упражнения для обучения и совершенствования техники всех стилей: пер. с англ./Р. Гузман. - Минск: Попурри,2013.-288 с.
6. Демирчоглян, Г.Г. Специальная физическая культура для слабовидящих школьников / Демирчоглян Г.Г., Демирчоглян А.Г.. – М., 2000.
7. Дмитриев, А.А. Физическая культура в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях / Дмитриев А.А. - М: Академия, 2009 - 176 с.
8. Дышко Б.А. Инновационные технологии тренировки дыхательной системы/Б. А. Дышко, А. Б. Кочергин, А. И. Головачев.- М.: Теория и практика физ. культуры и спорта,2012.-122 с.- Библиогр.: С. 103-119.
9. Евсеев, С.П. Адаптивная физическая культура: Учебное пособие / Евсеев С.П., Шапкова Л.В. – М.: Советский спорт, 2000.-240 с
10. Ермаков, В.П. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения / Ермаков В.П., Якунин Г.А. - М.: Просвещение, 2010. - 222 с.
11. Казызаева А.С. Основы техники спортивных способов плавания: учеб.пособие для студентов вузов/А. С. Казызаева, О. Б. Галеева; Сибирский гос. ун-т физ. культуры и спорта. - Омск: Изд-во СибГУФК,2010.-152 с.
12. Кручинин, В.А. Развитие сенсорики у слепых детей в процессе обучения пространственной ориентировке на уроках физкультуры и специальных занятиях / Кручинин В.А. // Совершенствование физического воспитания слепых и слабовидящих школьников. - М., 2010.-214с.
13. Люсеро, Б. Плавание: 100 лучших упражнений/Б. Люсеро.- М.: Эксмо,2011.-280 с.
14. Методическое пособие по начальному обучению плаванию. Московский Комитет Образования, 2000г. – 19с.
15. Оздоровительное, лечебное и адаптивное плавание. 2-е изд., стер. -/ Под ред. Н.Ж. Булгаковой. - М: Академия, 2008 - 432 с.
16. Пищикова Н.Г. Обучение плаванию детей дошкольного возраста. Задания, игры, праздники / Н.Г. Пищикова – М.: 2009. 27с.
17. Протченко Т.А. Обучение плаванию дошкольников и младших школьников / Т.А. Протченко, Ю.А. Семенов – Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003. – 6с.
18. Ростомашвили, Л.Н. Физические упражнения для детей с нарушенным зрением /Методические рекомендации для учителей, воспитателей, родителей / Ростомашвили Л.Н. — СПб., 2001.-35с.
19. Сидорова И.В. Как научить ребёнка плавать: практ. пособие/И. В. Сидорова. - М.: Айрис-пресс,2011.-144 с .
20. Теория и методика обучения базовым видам спорта. Плавание: учеб. для студентов образоват. учреждений высш. проф. образования по направлению "Физ. культура"/под ред. А. А. Литвинова.-М.:Академия,2014.-272 с.
21. Толмачев, Р.А. Адаптивная физическая культура и реабилитация слепых и слабовидящих / Толмачев Р.А. – М.: Советский спорт, 2004-108с.
22. Толмачев, Р.А. Задачи медицинской спортивной классификации инвалидов по зрению / Толмачев Р.А. // Материалы IV Всероссийского съезда специалистов лечебной физкультуры и спортивной медицины. – М.,2002. – С. 109-110
23. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Холодов Ж.К., Кузнецов В.С.. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 484 с.
24. Шапкова, Л.В. Частные методики адаптивной физической культуры: Учебное пособие / Шапкова Л.В.. – М.; Советский спорт,2004. – 464 с.