Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Меры пресечения являются центральной (системообразующей) группой мер процессуального принуждения, поскольку мерам пресечения законодатель уделяет значительное внимание, подробно их регламентируя. Однако, в действующем Уголовно-процессуальном кодексе легального определения мер пресечения не закреплено. Специальные меры пресечения применяются при особых признаках обвиняемого.
Так, например, превалирующим направлением государственной политики России является создание системы гарантий обеспечения прав несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых. В качестве одной из таких гарантий следует рассматривать закрепление в статье 105 УПК РФ специальной меры пресечения в виде присмотра за несовершеннолетним обвиняемым (подозреваемым). Вместе с тем, полная и достаточная конкретизация порядка избрания и применения вышеуказанной меры в действующем законодательстве отсутствует, что на практике приводит к возникновению ряда проблем.
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере применения специальных мер пресечения.
Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие сущность, содержание, основание и порядок применения специальных мер пресечения.
Целью исследования является анализ сущности, содержания, оснований и порядка применения специальных мер пресечения.
Задачами настоящего исследования являются:
– раскрыть сущность специальных мер пресечения;
– рассмотреть содержание специальных мер пресечения;
– проанализировать основания применения специальных мер пресечения;
– исследовать порядок применения специальных мер пресечения.
В работе использованы различные научные методы: всеобщие, общенаучные (анализ, синтез, системный и функциональный подходы, индукции и дедукции), и в большей мере использованы формально-юридические, сравнительно-правовые.
В работе использовались труды таких авторов как: А.А. Емельянова, Д.В. Еремеев, А.В. Курбаль, Т.Н. Кипрова, А.С. Лазарева, А.А. Гончаров, И.Д. Мальцагов, М.И. Ажиева, М.А. Мамаева, В.С. Сухурова, В.Р. Якубов, А.А. Озерная, и др.
Нормативной основой исследования является Конституция РФ , Уголовно-процессуальный кодекс РФ , другие нормативные правовые акты, материалы судебной практики.
Структура работы определена кругом исследуемых проблем, ее целью и задачами. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Специальные меры пресечения: сущность и содержание
1.1. Сущность специальных мер пресечения
Меры пресечения в уголовном процессе – это принудительные меры, ограничивающие права личности, применяемые как органами дознания, так и следователем и судом к обвиняемым, в исключительных случаях – к подозреваемым при наличии предусмотренных в законе оснований с целью лишить их возможности скрыться от дознания, предварительного следствия и суда, воспрепятствовать установлению истины по делу или продолжить преступную деятельность, а также для обеспечения исполнения приговора, выносимого исключительно судом.
Эффективное судебное преследование лиц, совершивших преступления, не в последнюю очередь зависит от наличия принудительных мер в распоряжении органов предварительного следствия. Уголовно-процессуальный институт мер процессуального принуждения за время действия Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – УПК РФ) претерпел определенные изменения, и весьма отличается от тех правил, которые были утверждены в 2001 году .
Специальные меры пресечения применяются только лишь в отношении строго определенной категории лиц. К примеру, присмотр за несовершеннолетним обвиняемым в качестве меры пресечения, исходя из логики, может быть назначен в отношении лиц, не достигших совершеннолетнего возраста. Несовершеннолетние представляют собой отдельную категорию участников, в отношении которых уголовно-процессуальное законодательство предусматривает ряд исключений и особенностей, реализуемых, в том числе, в ходе досудебного производства по уголовным делам. Это обусловлено тем, что государственная политика России направлена на профилактику подростковой преступности и воплощает воспитательную функцию, целью которых, в свою очередь, выступает предотвращение преступных деяний со стороны несовершеннолетних, а также ликвидация способствующих преступности причин.
Наблюдение командования конкретной воинской части же при любых обстоятельствах направлено лишь на лиц, являющимися военнослужащими. По мнению некоторых авторов, по условиям военной службы мера пресечения в виде наблюдения командования воинской части может применяться только к военнослужащим срочной службы, которые обычно находятся на казарменном положении. К другим категориям военнослужащих – офицерам, прапорщикам, мичманам, сверхсрочникам – она не может применяться, так как связанные с ней ограничения не могут быть реализованы.
УПК РФ в ст. 98 содержит перечень мер пресечения, среди которых в отношении несовершеннолетних лиц предусмотрена специальная – присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым. Сущность данной меры заключается в том, что уполномоченные в соответствии с действующим законодательством субъекты – родители, опекуны, попечители несовершеннолетних, иные лица, заслуживающие доверия, а также должностные лица специализированных учреждений, в которых находится несовершеннолетний, предоставляют со своей стороны письменное обязательство, где указано, что их подопечный без соответствующего разрешения органа, осуществляющего предварительное расследование, не будет покидать свое постоянное или временное место жительства, что он обязуется по вызовам являться к следователю, дознавателю или в суд тогда, когда это потребуется, а также не будет осуществлять действий по воспрепятствованию производству по уголовному делу .
Ну а все остальные меры пресечения в данной классификации следует относить к общим.
Таким образом, под специальными мерами пресечения следует понимать меры предупредительного воздействия, применяемы дознавателем, следователем или судом в отношении строго определенной категории лиц по основаниям, предусмотренным в Уголовно-процессуальном кодексе РФ.
1.2. Содержание специальных мер пресечения
Специальными мерами пресечения в уголовном процессе являются:
1) наблюдение командования воинской части;
2) присмотр за несовершеннолетним обвиняемым.
Наблюдение командования воинской части отличается от иных предусмотренных законом мер пресечения, так как применяется по отношению к специальному субъекту – военнослужащему, проходящему по призыву воинскую службу, или лицу, проходящему военные сборы.
Наблюдение командования воинской части является довольно узкоприменимой мерой пресечения, обладающей специальным субъектом. Исходя из того, что сфера действия данной меры ограничивается воинской службой, данному уголовному-правовому средству принуждения уделяется недостаточно правового внимания. В процессе анализа данной меры пресечения возникает множество вопросов, в данное время фактически нерегулируемых законом, но опирающихся исключительно на былую судебную практику, не имеющую никакого формального, юридического закрепления, в связи с чем в научной среде возникает множество споров среди ученых, которые и на данный момент остаются актуальными .
Некоторые ученые отмечают данную меру уголовно-процессуального пресечения, как разновидность личного поручительства, однако это неверно,